Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 15:31, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение практических аспектов бухгалтерского учета и аудита налога на добавленную стоимость, анализ действующей российской системы налогообложения НДС и перспектив его развития в будущем.
Целью работы является изучение и расчет налога на добавочную стоимость. Для реализации цели требуется решение ряда задач:
- изучить сущность и понятие налога на добавленную стоимость;
-рассмотрение состава плательщиков НДС, объектов обложения и облагаемого оборота;
- определить ставки налога на добавленную стоимость;
- рассмотреть оформление покупок и продаж
- подробное рассмотрение бухгалтерского учёта расчётов с бюджетом по НДС.
ВВЕДЕНИЕ
1. НДС КАК ОСНОВНОЙ КОСВЕННЫЙ НАЛОГ
1.1. Значение и сущность НДС
1.2. Роль НДС и методика исчисления
1.3. Основные направления совершенствования НДС
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ПО НАЛОГУ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
2.2. Порядок бухгалтерского учета налоговых вычетов по НДС
2.3. Технология учета НДС на торговом предприятии
3. Организация учета расчетов с бюджетом по НДС в ООО «ИнтерТрейд»
3.1. Организация налогового учета в организации
3.2. Бухгалтерский учет НДС, порядок исчисления и уплаты налога
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
При применении налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг) различных ставок налога налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке
2. При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные в настоящем пункте доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить.
3. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются (ст. 143 гл. 21 НК РФ):
Плательщики НДС отчитываются ежеквартально (ст. 163 НК РФ).
В
соответствии со ст. 163
НК РФ срок уплаты НДС
зависит от суммы полученной
выручки. Если ежемесячная
выручка в течение квартала
не превышает 2 млн. руб,
то НДС уплачивается
ежеквартально. Последний
срок уплаты 20-е число
месяца следующего за
истекшим кварталом.
Если выручка превышает 2
млн.руб. ежемесячно,
то налоговым периодом
признается месяц и
НДС необходимо перечислить
в бюджет не позднее 20-го
числа месяца следующего
за истекшим налоговым
периодом.
В соответствии со статьей 164 части 2 НК РФ в России применяются несколько видов ставок:
0% - товары, помещаемые под таможенный режим; работы (услуги), осуществляемые в космическом пространстве и наземные, связанные с ними; драгметаллы при условии их добычи или производства налогоплательщиками; товары для пользования дипломатическим и приравненному к нему персоналу.
10% - продовольственные товары: мясо и мясопродукты (исключая деликатесные), молоко и молокопродукты, зерновые, рыба живая (исключая ценные породы), море- и рыбопродукты (исключая деликатесные); некоторые товары для детей.
18% - товары (работы, услуги), не указанные в подпунктах 1 и 2 статьи 164.
Порядок исчисления налога[3]:
Общая сумма НДС исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые были отгружены (переданы) или предоплата, по которым поступила в данном налоговом периоде.
1. Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете – как сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемые отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.
2. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога.
3. Общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг) исчисляется по итогам каждого налогового периода применительно ко всем операциям по реализации товаров (работ, услуг), дата реализации которых относится к соответствующему налоговому периоду, с учетом всех изменений, увеличивающих или уменьшающих налоговую базу в соответствующем налоговом периоде.
4. Сумма налога по операциям реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по ставке 0 процентов, исчисляется отдельно по каждой такой операции.
В России НДС стоит на первом месте среди других налогов по поступлению в бюджеты различных уровней. До принятия НК РФ НДС участвовал в формировании доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. С выходом же НК РФ и принятием бюджета РФ на 2001г. НДС поступает только в Федеральный бюджет в размере 100%.[4]
При определении величины НДС в качестве налогооблагаемой базы выступает добавленная стоимость, получаемая как разность между товарной продукцией и стоимостью материальных ценностей, затраченных на ее производство. В этом случае налогооблагаемая база теоретически создает возможность трех различных методов исчисления НДС (при одной и той же ее ставке). Два из них предполагают исчисление НДС по предварительно установленной величине добавленной стоимости или ее отдельных элементов. К этим методам относятся:
прямой метод - НДС исчисляется в виде доли (в %) от предварительно рассчитанной величины добавленной стоимости;
Аддитивный метод. В этом случае расчет НДС делится на два этапа: сначала определяется величина налога по отдельным составляющим добавленной стоимости (например, зарплате, прибыли и т.д.) и затем полученные величины складываются.
При прямом методе возможны два варианта предварительного расчета общей величины добавленной стоимости: либо вычитанием из товарной продукции стоимости затраченных на ее производство материальных ценностей; либо сложением отдельных элементов добавленной стоимости (зарплаты, прибыли, амортизации и др.).
Из-за сложности расчетов эти методы на практике используются крайне редко.
В большинстве стран применяется третий метод исчисления НДС. Суть его в следующем: величина НДС, начисленного на стоимость материальных ценностей, приобретенных фирмой для переработки, вычитается из величины НДС, начисленного на реализованную данной фирмой продукцию. При методе зачета фирма отчисляет в бюджет только разницу между двумя суммами НДС. Предприниматели подают в налоговые органы декларацию, в которой наряду с прочей обязательной информацией сообщают два показателя: общую стоимость реализованной продукции и общую стоимость приобретенных товаров и услуг.
Система начисления НДС при использовании метода зачета имеет еще одну особенность. Объем начисляемого и соответственно взимаемого НДС (при одной и той же его ставке) в значительной степени зависит от метода исчисления зачета. На практике известны три метода:
- Метод поставки или начислений. В этом случае исчисление НДС и связанные с этим налоговые обязательства для продавца, покупателя товаров и услуг (включая и выплату налога) происходят в момент поставки товара или оказания услуги. Этот момент определяется либо по факту отгрузки товара и оказания услуги, либо по выписке счета-фактуры, либо по оплате.
- Метод оплаты или кассовый метод, когда налоговые обязательства (включая и оплату налога) возникают в момент оплаты поступившего товара или оказанной услуги.
- Гибридный метод. Здесь НДС начисляется и взимается с проданной продукции на момент ее поставки, а с покупаемой для производства продукции - на момент ее оплаты.
В
международной практике
используются все три
метода, но наибольшее
распространение получает
первый метод (поставки
или начислений).
1.3 Основные направления совершенствования НДС.
Антикризисные меры налогового стимулирования, принятые в 2008 году.
В "Основных направлениях" дана оценка итогам реализации налоговой политики в прошедшем периоде. Так, в 2008 году в оперативном порядке был принят целый ряд изменений и уточнений в законодательство о налогах и сборах.
В частности, по налогу на добавленную стоимость был изменен порядок уплаты налога (вместо единовременной уплаты суммы исчисленного налога по итогам отчетного квартала, введена ежемесячная уплата налога равными долями в размере 1/3 исчисленной суммы в течение трех последующих месяцев). Кроме того, был расширен перечень операций, освобождаемых от налогообложения НДС, и отменена обязанность по перечислению налога отдельным платежным поручением при безденежных формах расчетов.
В документе указано, что таким образом, основной "антикризисный налоговый пакет" уже принят, в ближайшие годы предполагается реализация антикризисных мер в основном путем осуществления бюджетной политики.
На 2010 - 2012 годы определены приоритетные направления государственной политики в целях создания эффективной налоговой системы5. Разработанный документ (далее - "Основные направления") предусматривает изменения налогового законодательства, направленные на стабилизацию российской экономики в условиях мирового финансового кризиса. Указано, что в трехлетней перспективе 2010 - 2012 годов налоговая политика будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса с одной стороны, а с другой - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста.
В части НДС предполагается дальнейшее совершенствование процедуры возмещения налога по операциям, облагаемым налогом по нулевой ставке (к таким мерам, в частности, отнесена оптимизация перечня документов, подтверждающих обоснованность применения данной ставки, сокращение сроков возмещения налога из бюджета).
С целью урегулирования порядка применения налоговых вычетов рассматривается возможность оформления счетов-фактур с отрицательными показателями (кредит-счетов). Также планируется осуществление работ по созданию системы составления и выставления счетов-фактур в электронном виде.
Документ не имеет статус нормативно-правового акта, но на основании его положений сейчас разрабатываются изменения в Налоговый Кодекс РФ.6
Чем Минфину дорог НДС:
“Можно с большой долей уверенности утверждать, что практически все из перечисленных нововведений если не полностью приблизили российский НДС к лучшим мировым образцам, то привели к росту степени его нейтральности, справедливости и эффективности”.
Прежде чем говорить о направления совершенствования, необходимо выяснить какие изменения внес Налоговый Кодекс.
Можно в целом отметить, что базовые понятия и принцип функционирования НДС сохранены, хотя новый текст закона далек от идеала с точки зрения прозрачности налоговых отношений, объектов налогообложения и справедливости его взимания.
Многие отмечают, что более положительного результата от такого реформирования можно было достигнуть путем внесения изменений и уточнений в текст Закона РФ от 06.12.1995 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость», устранив имеющиеся в нем так называемые двусмысленности, неточности, недосказанность — одним словом все то, что называется «белыми пятнами».
Такое отношение к новому тексту главы 21 «Налог на добавленную стоимость» части второй НК РФ справедливо, поскольку процесс адаптации к нему со стороны как налогоплательщиков, так и работников налоговых органов будет сложным и долгим, что потребует большого объема разъяснительного материала, поскольку уже сейчас возникают вопросы, требующие поправок, комментариев для правильного понимания специфических налоговых обязательств.
Но необходимо отметить и то, что по отдельным важнейшим позициям глава 21 части второй НК РФ имеет преимущества по сравнению с законом. К их числу в первую очередь следует отнести то, что только реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, за исключением освобождаемых от налогообложения операций, выявляет объект налогообложения. Это особенно важно в отношении оборотов реализации товаров хозяйствующим субъектам государств-участников СНГ, когда товары вывозятся с территории Российской Федерации на территорию государств СНГ.
В тексте части второй НК РФ характеристика категорий налогоплательщиков дана компактно и емко в полном соответствии со ст. 19 части первой НК РФ. Следует отметить, что в состав плательщиков НДС включены индивидуальные предприниматели. Это позволяет говорить о расширении субъектов налоговых обязательств, что, с одной стороны, потенциально способствует увеличению поступления НДС в бюджетную систему, существенному расширению сферы налогового контроля, а с другой, усложняет исполнение налоговых обязательств для индивидуальных предпринимателей, поскольку они должны осуществлять бухгалтерский и налоговый учет, включая составление и подачу налоговых деклараций, в общеустановленном порядке.
Информация о работе Учет расчетов по налогу на добавленную стоимость