Учет расчетных операций с поставщиками и покупателями и анализ денежных потоков

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 19:39, дипломная работа

Описание работы

Процессы, происходящие в экономике нашей республики в последние десятилетия, наглядно доказывают, что экономическая и социальная стабильность общества зависит от финансовой устойчивости предприятий. Одним из важнейших признаков финансовой устойчивости является способность предприятия генерировать денежные потоки. Наличие денег у предприятия определяет возможность его выживания и направление дальнейшего развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Экономическая сущность денежных потоков предприятия и расчетов с поставщиками и покупателями ………………………………………………..
9
1.1. Теоретические основы анализа денежных потоков предприятия……... 9
1.2. Классификация и оценка денежных потоков предприятия…………….. 13
1.3. Обзор нормативно-правовой базы учета расчетных операций с поставщиками и покупателями ………………………………………………..
16
2. Учет расчетных операций с поставщиками и покупателями…………….. 22
2.1. Документальное оформление операций по расчетам с поставщиками и покупателями……………………………………………………………………
22
2.2. Аналитический и синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками……………………………………………………………………
34
2.3. Аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………
44
2.4. Международные стандарты и зарубежный опыт учета расчетных операций. Совершенствование учета расчетов с поставщиками и покупателями……………………………………………………………………. 49
3. Анализ денежных потоков…………………………………………………... 53
3.1. Информационная база анализа денежных потоков……………………… 53
3.2.Показатели денежных потоков предприятия и факторы, определяющие их величину……………………………………………………………………...
61
3.3. Анализ денежных потоков предприятия…………………………………. 70
3.4. Оптимизация денежных потоков предприятия………………………….. 81
Заключение……………………………………………………………………… 85
Список использованных источников………………………………………….. 87
Приложения……………………………………………………………………… 92

Работа содержит 1 файл

дипломИсправл.doc

— 706.50 Кб (Скачать)

       При учете расчетов платежными требованиями, поручениями и требованиями-поручениями пользуются одной методикой. При оплате продукции, товаров, работ, услуг у плательщика дебетуется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредитуется счет 51 «Расчетный счет» на сумму платежа. Платежи, производимые по нетоварным операциям, отражаются по дебету разных счетов в зависимости от назначения платежа, указанного в поручении. При поставке продукции, товаров, работ, услуг покупатель кредитует счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и дебетует счета учета товарно-материальных ценностей и НДС:

       Д-т 08 "Капитальные вложения", 10 "Материалы", 18 «НДС», 20 "Основное производство" и др.

       К-т 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" — на сумму полученных товарно-материальных ценностей, выполненных этапов работ согласно акту.

      При расчетах в порядке плановых платежей покупатель отражает расчеты на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". На сумму, причитающуюся поставщику за соответствующие ценности, в учете делаются следующие проводки:

      Д-т 10 "Материалы"  – Ведомость № 2

      К-т 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" – журнал-ордер  №6.

      Плановые  платежи отражаются следующими проводками:

      Д-т 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" - Ведомость № 7

      К-т 51 "Расчетный счет" (50, 52, 55) – журнал-ордер № 2 (2/1, 1, 3).

      При полной журнально-ордерной форме аналитический  учет расчетов с поставщиками в порядке  плановых платежей ведется в ведомости  № 5, месячные итоги которой переносятся в журнал-ордер № 6, а при неполной — в ведомости №01 и журнале-ордере № 03.

      Учет  средств, в порядке плановых платежей у покупателя при упрощенной форме, ведется в ведомости № 2.

      Учет  расчетов аккредитивами. Аккредитивы учитываются на предприятии на счете 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 1 — "Аккредитивы").

      При применении полной журнально-ордерной формы учет по счету 55 (субсчет 1) ведется  в журнале-ордере 3, а при сокращенной — в журнале-ордере № 01.

      Информация  о наличии и движении денежных средств, находящихся в аккредитивах, при упрощенной форме обобщается в ведомости №5, которая ведется по данным выписок банков.

      При открытии аккредитива по заявлению  на основании выписки банка составляются проводки:

      Д-т 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 1) – Ведомость №5

      К-т 51 "Расчетный счет" (52 «Валютные  счета») — при выставлении аккредитива за счет собственных средств – журнал-ордер № 2 (2/1);

      К-т 66 "Расчеты по краткосрочные кредитам и займам" (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») — при выставлении  аккредитива за счет ссуд банков - журнал-ордер № 4.

      При использовании аккредитива делаются следующие бухгалтерские записи на счетах:

      Д-т 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" – Ведомость № 7

      К-т 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 1) — при оплате счетов поставщиков  и подрядчиков - журнал-ордер № 3.

      Аккредитив  закрывается по истечении срока  или по заявлению поставщика об отказе от дальнейшего его использования или в иных случаях. При этом делается проводка:

      Д-т 51 "Расчетный счет" (52, 90, 92) –  Ведомость №4 (Ведомость № 5)

      К-т 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 1) – журнал-ордер № 3.

      Аналитический учет по счету 55 (субсчет 1) ведется по каждому выставленному предприятием аккредитиву.

       Учет  расчетов, основанных на зачете взаимных требований. При прекращении обязательства (задолженности), учтенного на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», зачетом взаимных требований – дебетуется счет 60 в корреспонденции с кредитом счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» или счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

       Учет  расчетов чеками из чековой книжки. При получении чековой книжки на депонированную сумму согласно выписке банка на предприятии составляется проводка:

       Д-т 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 2 — "Чековые книжки") – Ведомость №5

       К-т 51 "Расчетный счет" (52 «Валютные счета») — при получении книжки за счет собственных средств - журнал-ордер №  2;

      К-т 66 "Расчеты по краткосрочные кредитам и займам" (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам») — при выставлении  аккредитива за счет ссуд банков - журнал-ордер № 4.

       Оплата  счетов поставщиков чеками на основании  выписки банка отражается у плательщика проводкой:

       Д-т 60 "Расчеты с поставщиками и  подрядчиками" Ведомость №7

       К-т 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 2) - журнал-ордер № 3.

       Неиспользованный  остаток депонированной суммы зачисляется на расчетный (валютный) счет либо обращается на погашение ссуд банка следующей проводкой:

       Д-т 51 "Расчетный счет" (52, 66,67) – Ведомость №4

       К-т 55 "Специальные счета в банках" (субсчет 2) - журнал-ордер №  3.

       При полной журнально-ордерной форме депонированные средства в лимитированных чековых книжках учитываются в журнале-ордере № 3, а при неполной — в журнале-ордере № 01.

       Учет  по счету 55 при упрощенной форме  ведется в ведомости В-4.

       Учет  при вексельной форме  расчетов. Согласно п. 16 Порядка выпуска, учета и авалирования векселей субъектами хозяйствования учет векселей субъектами хозяйствования осуществляется в соответствии с Указаниями о порядке отражения в бухгалтерском учете объемов  кредиторской и дебиторской задолженности при расчетах векселями, утвержденными Минфином 30.12.1998 №32, Минэкономики 30.12.1998 № 13-2/7561 и Национальным банком Республики Беларусь 31.12.1998 №01-06/1. Кроме того, приказом Минфина Республики Беларусь от 15.12.1999 № 361 утвержден Порядок бухгалтерского учета векселей юридическими лицами, являющимися коммерческими организациями (кроме банков), и индивидуальными предпринимателями.

       В соответствии с указанными документами  задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками, обеспеченная векселями, отражается в бухгалтерском учете  следующим образом:

       Д-т 01, 04, 08,10, 18/1, 20, 41, 44 и др. – Ведомость № 2

       К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - при выдаче векселей на стоимость  фактически поступивших товарно-материальных ценностей, принятых работ, потребленных услуг  с учетом НСД – журнал-ордер  № 6;

       Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - Ведомость № 7

       К-т 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета» - при погашении задолженности, обеспеченной выданными векселями – журнал-ордер  № 2 (2/1);

       Д-т 20 «Основное производство», 44 «Расходы на реализацию» и др. - Ведомость №3

       К-т 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», - на сумму процентов по выданным векселям, если уплата процентов предусмотрена самим векселем – журнал-ордер № 2 (2/1).

       Начисление  вексельного (гербового) сбора в  размере 0,1% от суммы векселя:

       Д-т 20 «Основное производство», 44 «Расходы на реализацию» и др. - Ведомость №3

       К-т 68 «Расчеты с бюджетом» - журнал-ордер  № 8.

     Аналитический учет полученных и выданных векселей должен обеспечить данные о векселях с просроченными сроками оплаты и векселях, срок оплаты которых не наступил.

       Теперь  перейдем к практике ведения учета  расчетов с поставщиками и подрядчиками в ИП «ВайнигБел». На рассматриваемом предприятии учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в соответствии с законодательными актами, указанными ранее в этом разделе. Следует отметить, что в ИП «ВайнигБел» учет расчетов по авансам выданным в 2004 году осуществлялся непосредственно на активно-пассивном счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Кроме того, в практике расчетов используются две формы – платежными поручениями и платежными требованиями, причем первая форма значительно преобладает (более 95% всех расчетных операций).

       Приведем  конкретные примеры расчетов с поставщиками и подрядчиками.

       Предприятие «ВайнигБел» заключило договор с ПКП "Магикстар" на полиграфическую печать журнала «Управление защитой информации» на сумму 3817890 рублей, условиями которого является изготовление печатной продукции до 09.03.2004 г. и 100%-ная предварительная оплата услуг по печати (приложение А).

       На  основе договора поставщик выставил счет-фактуру № 110 от 26.02.2004г. и протокол согласования свободных отпускных цен (приложение Б), в котором стороны согласовали цену услуг печати. Счет-фактуру обязательно подписывает руководитель предприятия либо лицо, уполномоченное на то в соответствии с приказом по предприятию, и ее заверяют печатью предприятия. Протокол согласования подписывается и заверяется печатями уже двух контрагентов согласно тем же требованиям. Поскольку для товарных операций бланком строгой отчетности является товарная или товарно-транспортная накладная, в которой выделяется НДС, который берется к зачету, то особых требований к счет-фактуре не выдвигается.

  26.02.2004

       Д-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  субсчет. 1 «Расчеты в белорусских рублях»

       К-т 51 «Расчетный счет» - согласно платежного поручения № 80 от 26.02.2004г. (приложение В) и выписки банка (приложение Г) оплачена услуга по печати на сумму 3817890 рублей согласно счет-фактуре №110 от 26.02.2004.

       К-т 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» субсчет 3 «Причитающийся к уплате налог» - на сумму НДС уплаченного и полученного в сумме 582390 рублей.

       10.03.2004

       Д-т 20 «Основное производство» субсчет 6 «Издательская деятельность»

       К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» субсчет. 1 «Расчеты в белорусских рублях» - приняты 1050 экземпляров журнала «Управление защитой информации» и работы по печати на сумму 3235500 рублей без НДС согласно товарной накладной №0149464 от 10.03.2004 года (приложение Д) (работы идут в производство, так как имеются еще затраты по авторским вознаграждениям и т.д.);

       Д-т 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам» субсчет 3 «Причитающийся к уплате налог»

       К-т 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»  субсчет. 1 «Расчеты в белорусских  рублях» - оприходован НДС по услугам по ставке 18 % в сумме 582390 рублей (3817890 х 18 % / 118%).

       Таким образом, расчеты с ПКП "Магикстар" по печати журнала произведены полностью (приложение Е).

       Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в  
ИП «ВайнигБел» ведется на 60 счете «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и отражается в 1:С-Бухгалтерии в документе «Анализ счета 60.01» за определенный период времени (приложение Е) в разрезе всех корреспондирующих счетов с выведением оборотов за отчетный  период и выходом на итоговое сальдо. Причем все документы формируются программой автоматически на основе данных первичных документов, внесенных бухгалтером-оператором вручную.

       Аналитический учет по определенному контрагенту (в примере –  
ПКП «Магикстар») ведется в автоматически формируемой «Карточке счета:60.01 Поставщики в рублях РБ» за отчетный период (приложение Ж) в разрезе дат, корреспондирующих счетов и первичных документов с выведением оборотов, текущего и итогового сальдо.

       Теперь  рассмотрим пример расчетов платежными требованиями.

Информация о работе Учет расчетных операций с поставщиками и покупателями и анализ денежных потоков