Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 09:39, дипломная работа
Целью данной работы является: изучение и оценка методики и организации учета и контроля денежных средств на счетах в банке, разработка рекомендаций по совершенствованию учетно-аналитической работы, использованию ЭВМ в учете и контроле денежных средств на базе практического материала реального субъекта хозяйствования.
При изучении указанной темы поставлены следующие задачи:
раскрыть понятия и цели учета и ревизии операций с денежными средствами на счетах в банках;
описать порядок учета операций с денежными средствами на счетах в банках на базе конкретного предприятия;
проверить порядок ведения операций с денежными средствами на предмет соответствия действующему законодательству;
Введение…………………………………………………………………………………..4
1. Денежные средства на счетах в банках как объект учета и финансово-хозяйственного контроля. ………………………………………………………………7
1.1. Денежные средства: экономическое содержание, задачи их учета и контроля…………………………………………………………………………………….7
1.2. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности операций с денежными средствами на счетах в банках…………………………………………………………..12
2. Учет денежных средств на счетах в банках. ………………………………………20
2.1. Порядок открытия и учет операций по расчетному счету…………………………20
2.2. Учет кассовых операций……………………………………………………………..25
2.3. Инвентаризация денежных средств в кассе и на счетах в банке и отражение ее результатов в учете…………………………………………………….………………….32
3. Организация и методика проведения ревизии (аудита) операций с денежными средствами на счетах в банках. ……………………………………………………….36
3.1. Планирование и организация проведения ревизии (аудита) операций с денежными средствами на счетах в банках…………………………………………….36
3.2. Проверка операций по учету денежных средств на расчетном счете……………41
3.3. Проверка операций по учету денежных средств на валютном счете……………54
3.4. Проверка операций по учету денежных средств на специальных счетах в банках…………………………………………………………………………………….. 55
3.5.Проверка достоверности и взаимоувязки показателей бухгалтерской и статистической отчетности по денежным средствам на счетах в банках……………55
3.6. Документальное оформление результатов ревизии (аудита) операций по учету денежных средств на счетах в банках……………………………………………………58
3.7. Разработка рекомендаций по компьютеризации учета и контроля денежных средств на счетах в банках………………………………………………………………..62
Заключение ……………………………………………………………………………….72
Список использованных источников………………………………………………….74
Таким образом, учет кассовых операций в ЧУП «Оринагроторг» налажен удовлетворительно. В то же время значительным недостатком в организации работы является совмещение функциональных обязанностей главного бухгалтера и кассира, а в организации учета наличных денежных средств – отсутствие его автоматизации. Сводный учет по счету 50 «Касса» ведется недостаточно полно. Свод данных по счету 50/2 «Операционная касса» не формируется.
2.3. Инвентаризация денежных средств в кассе и на счетах в банке и отражение ее результатов в учете
В соответствии с Правилами ведения кассовых операций в Республике Беларусь в сроки, установленные руководителем субъекта хозяйствования, но не реже одного раза в квартал, производится внезапная инвентаризация кассы с полным полистным пересчетом денежной наличности и проверкой других ценностей, находящихся в кассе. В ЧУП «Орионагроторг» инвентаризация кассы проводится ежемесячно.
Для проведения инвентаризации кассы приказом руководителя организации назначается комиссия.
Во время инвентаризация производится полный полистный пересчет денежной наличности и проверки других ценностей, находящихся в кассе.
Денежные средства пересчитываются
по каждой купюре в отдельности (обычно
начиная с купюр высшего и
заканчивая купюрами низшего номинала).
При наличии значительного коли
При проверке денежной наличности во время инвентаризаций в обязательном порядке с кассового аппарата снимается контрольная лента, в которой, в которой приведены цифры, пробитые при отпуске товаров покупателям по денежным чекам. Концы этой ленты заверяют подписью с проставлением даты и указанием лица, проводившего проверку. Контрольные ленты хранятся в организации до следующей инвентаризации, а при выявлении недостач денег в кассе – до разбора дела [27, с.134].
После проверки денег и ценностей, хранящихся в кассе, составляется акт инвентаризации кассы. Кассир должен дать расписку в том, что все указанные в акте суммы денежных средств, документы и другие ценности приняты им на ответственное хранение. При установлении излишков или недостачи денег и других ценностей в кассе, а также при наличии временных расписок о заимствовании денег из кассы необходимо потребовать от кассира письменное объяснение о причинах недостачи или излишка.
По лимитированным чековым книжкам составляется отдельная опись с указанием даты их получения в банке, номеров использованных и оставшихся чеков.
На сумму недостачи денег в кассе составляется расходный кассовый ордер, устанавливается причина недостачи, и при установлении вины кассира недостача относится на его счет.
В этом случае составляются
следующие бухгалтерские
Излишки приходуются по приходному кассовому ордеру и отражаются бухгалтерской проводкой: дебет счета 50 «Касса» и кредит счета 92 «Доходы и расходы от внереализационных операций» (субсчет «Доходы от внереализационных операций»).
В ходе внезапной инвентаризации кассы ЧУП «Орионагроторг» обнаружены излишки денежных средств в размере 6 000 рублей. Акт инвентаризации кассы прилагается (Приложение Т). Излишки денежных средств оприходованы в кассу согласно приходному кассовому ордеру № 1909148 от 10 января 2008 года (Приложение У) в соответствии с п.48 Правил ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь 26 марта 2003 г. N 57.
Инвентаризация кассы на предприятии является способом внутрихозяйственного контроля соблюдения кассовой дисциплины, и способствует своевременному обнаружению имеющихся в работе недостатков или нарушений, а также предупреждению возможных злоупотреблений со стороны ответственных лиц.
Банки, осуществляющие расчетно-кассовое обслуживание организаций, контролируют соблюдение организациями требований действующих Правил ведения кассовых операций и не реже одного раза в год проверяют состояние кассовой дисциплины.
Проверки соблюдения Правил ведения кассовых операций могут осуществлять также налоговые и другие государственные контролирующие органы в соответствии с возложенными на них обязанностями и действующим законодательством.
Предложения и рекомендации по устранению выявленных в ходе проверок кассовой дисциплины недостатков, а также причин и условий, способствующих совершению хищений, обязательны к выполнению всеми организациями. При этом ответственность за соблюдение Правил ведения кассовых операций возлагается на руководителя организаций, главных бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров [17, с.131].
В соответствии с Методическими указаниями по инвентпризации имущества и финансовых обязательств № 54 от 5 декабря 1995г. инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валютном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах, по данным бухгалтерии предприятия (учреждения), с данными выписок банков по мере их поступления на предприятие [26, с.21].
3. Организация и методика проведе
3.1. Планирование
и организация проведения
Одним из важных условий правильной организации контрольно-ревизионной работы является ее планирование. Основная цель планирования – это обеспечение периодичности, правильности и последовательности ревизий. План работы составляет начальник контрольно-ревизионного отдела, а в его отсутствие – главный бухгалтер. Образец документа приведен в приложении Ф.
В плане необходимо предусмотреть проведение ревизий в подведомственных организациях, на предприятиях и учреждениях не менее одного раза в год, а также установить их очередность. При определении очередности надо учитывать время проведения предыдущей ревизии, а также организации, в которых их не было продолжительное время, и наличие сигналов о нарушениях или злоупотреблениях, поступивших от органов других видов контроля и граждан. Каждая ревизия должна охватывать период, начинающийся со дня окончания последней ревизии и заканчивающейся датой составления баланса, проверкой которого завершается документальная ревизия. Продолжительность ревизии (в днях) надо устанавливать с учетом объема работы организации и документооборота, вида ревизии, количества и квалификации ревизующих.
Составляются
также планы проведения тематических
проверок: сохранности товарно-
Организация проведение ревизии – это последовательный процесс, который начинается с подготовки к проведению и заканчивается проверкой устранения нарушений и недостатков, выявленных во время предыдущей ревизии.
Ревизионная работа состоит из следующих этапов:
• подготовка к проведению ревизии;
• проведение ревизии в соответствии с программой;
• подготовка и оформление результатов ревизии;
• реализация материалов ревизии;
• контроль за выполнением решений по результатам ревизии.
В соответствии со сроками, предусмотренными планом, руководитель ревизующего органа заблаговременно (за 3 – 5 дней до начала ревизии) назначает приказом комплексную или некомплексную ревизию деятельности предприятия. В приказе указываются полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проводится ревизия, срок проведения ревизии, состав ревизионной группы и в том числе руководитель группы. На основании приказа каждому члену ревизионной группы выписывается командировочное удостоверение с указанием цели командировки.
На проведение каждой ревизии выдается удостоверение, в котором указываются наименование органа, выдавшего удостоверение, фамилия, имя, отчество проверяющего, его должность, цель проверки и сроки ее проведения.
Успех ревизии во многом зависит от ее подготовки до выезда на объект. Перед выездом на проверяемое предприятие ревизор (члены ревизионной группы) должен провести подготовительную работу, связанную с изучением данного предприятия, подготовкой программы и плана проведения ревизии. При этом изучаются нормативные акты, касающиеся особенностей деятельности проверяемого объекта [30, с.27].
На основании задач, поставленных перед ревизией, и изучения материалов, характеризующих хозяйственно-финансовую деятельность проверяемого предприятия, руководитель ревизионной группы (ревизор) составляет программу ревизии. Программа включает перечень основных вопросов, подлежащих проверке, период, за который должна быть проведена ревизия, и используемые способы и приемы контроля.
Она составляется при проведении комплексных, тематических и внеплановых ревизий. В программу не следует включать второстепенные вопросы. Это приводит к потере времени и отвлекает от проверки основных вопросов. Вопросы должны быть сформулированы четко и ясно, они должны охватить самое важное и существенное для данной ревизии.
Руководитель ревизионной группы должен ознакомить всех ее членов с содержанием программы и распределить задания между ними. На основании полученных заданий члены ревизионной группы составляют рабочие планы (графики) проведения ревизии порученных им участков деятельности предприятия, которые утверждаются руководителем ревизионной группы. Образец документа приведен в приложении Х.
В рабочем
плане указываются перечень
До начала проведения проверки следует ознакомиться с состоянием бухгалтерского учета, оценить внутрихозяйственный контроль на предприятии.
Для проведения проверки расчетных, валютных и специальных счетов необходимо:
Проверка операций по счетам в банке начинается с того, что ревизор знакомится со сведениями о рублевых счетах и счетах в иностранной валюте в банках, приложенными к налоговой отчетности. При этом он устанавливает количество и номера счетов, открытых в банках; наименования банков. Эти данные нужны для проверки наличия банковских выписок по всем счетам и регистров синтетического учета по каждому счету.
Затем проверяющий определяет юридические основы взаимоотношений организации и банка, проверяет соответствие договора банковского счета (договора на банковское обслуживание) нормам законодательства.
Операции по зачислению и списанию денежных средств со счетов в банке оформляют первичными документами, формы и порядок заполнения которых установлены инструктивными указаниями Национального банка РБ. К таким документам относятся:
- выписки
банка с приложенными
- первичные
документы, прилагаемые к
Ревизор проверяет правильность оформления документов, проводит арифметическую проверку документов и проверку на законность совершаемых по банковским счетам хозяйственных операций.
Особое внимание ревизор должен уделить операциям по бесспорному (безакцептному) списанию банком денежных средств. Это возможно лишь на основании решения суда, прямого указания закона, договора клиента с банком.
Информационная база, используемая ревизором при проверке операций по счетам в банке, включает:
- основные нормативные документы, регулирующие порядок проведения операций на расчетном, валютном и других счетах в банках и бухгалтерский учет этих операций;
- сведения о рублевых, валютных и прочих счетах в банках и иных кредитных учреждениях, действующих на территории Республики Беларусь;
- приказ об учетной политике организации;
- регистры синтетического учета операций на счетах в банке:
Информация о работе Учет и ревизия операций с денежными средствами на счетах в банках