Учет и контроль налога на доходы физических лиц

Автор: Юлия Пикуло, 02 Июня 2010 в 08:01, дипломная работа

Описание работы

Налогообложение доходов населения является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. Статьей 57 Конституции Российской Федерации за гражданами РФ закреплена обязанность уплаты установленных законодательством налогов и сборов. Налог на доходы физических лиц является одним из таких налогов.
Настоящая дипломная работa посвященa исследованию налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.
Актуальность темы продиктована еще и тем, что в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом.
Целью данной дипломной работы является:
- изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц,
- выявление ее недостатков,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………… 6
1.1. Экономическая сущность и порядок исчисления налога на доходы физических лиц………………………………... 6
1.2. Объект налогообложения и налоговая база………………………... 18
1.3. Налоговые вычеты, основания для их применения……………….. 29
1.4. Налоговый контроль, за полнотой и своевременностью уплаты налога на доходы физических лиц…2. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «Компания «Чистый мир», ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ……… 55
2.1. Характеристика ООО «Компания «Чистый мир»…………………. 55
2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии………………. 57
3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УДЕРЖАНИЯ И РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДФЛ в ООО «Компания «Чистый Мир»…63
3.1. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц на предприятии………………………………………………….. 63
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогу на доходы физических лиц………………………………… 75
3.3. Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности по НДФЛ……… 79
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 84
4.1. Оценка существующих программных продуктов для решения задач финансового учета и анализа расчетов по налогу…………... 84
4.2. Пути оптимизация механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц……………………………… 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 98
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом НДФЛ.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

       Кроме того, увеличение налоговой ставки для высокодоходных категорий граждан  будет способствовать сокращению покупок  дорогостоящего импорта, что позитивно  скажется на положении отечественных товаропроизводителей и валютном рынке.

       Налоговые органы  Российской Федерации в  силу существующей ныне недостаточной  организационной развитости не способны обеспечить в полной мере выполнение налогового законодательства по собираемости налогов. В этой связи необходимо создавать системы баз данных, а также переходить к персонифицированному учету уплаты налога на доходы физических лиц.

       Отсутствие  действенной системы контроля за чрезмерными доходами отдельных физических лиц, недостаточное использование информационных технологий  приводит к  выполнению плана наполнения государственного бюджета отнюдь не за счет высоких доходов состоятельных граждан, а за счет оплаты труда, в основном, работников государственных предприятий и служащих административных органов, налоговые агенты которые сами, без вмешательства налоговых органов, перечисляют налог в бюджет, а также путем переложения налогового бремени на менее состоятельных потребителей через косвенные налоги, такие как НДС, акцизы и др.

       Переход  к системе  уплаты НДФЛ по месту жительства налогоплательщика позволит создать механизм финансирования бюджетных услуг, которые получает потребитель по месту проживания, сбалансировать обязательства предоставления и возможности оплаты бюджетных услуг муниципальными образованиями. А главное, он позволит создать систему конкуренции муниципалитетов  за налогоплательщиков, что будет способствовать  развитию налогового потенциала территорий. Косвенно это повысит и качество оказываемых бюджетных услуг.

       Государственная Дума выдвинула ряд законодательных предложений по изменению систему уплаты НДФЛ, увязки ее с местом жительства гражданина.

       Учитывая  выше сказанное, основными направлениями  в реформировании существующей ныне системы налогообложения  налогом  на доходы физических лиц являются:

- построение единой налоговой системы в интересах сохранения целостности Российского государства, исключение условий для формирования несовместимых региональных налоговых схем;

- создание оптимальной налоговой системы, обеспечивающей удовлетворение общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию отечественного предпринимательства и наращиванию национального богатства России;

- упрощение системы налогов;

- создание совершенной законодательной налоговой базы;

- совершенствование системы сбора  подоходного налога, увеличение на этой основе налоговых поступлений в государственную казну при одновременном поддержании справедливости налогообложения;

- создание рациональной системы ответственности за налоговые правонарушения; повышение эффективности деятельности органов налогового контроля.  

       Кардинальная  ломка или замена налогового законодательства была бы губительна для экономики  страны. Необходима определенная последовательность предпринимаемых шагов по совершенствованию налоговой системы, которая могла бы привести к намеченным целям без значительных потерь накопленного опыта и уровня развития экономики.

       Успешность  применения налоговых норм в большой  степени зависит от особенностей экономической структуры  страны, от организации и эффективности ее государственного аппарата. Зарубежные налоговые системы  изменяются в соответствии с потребностями и возможностями стран в той мере, в какой их экономика готова эти изменения воспринять, а государство способно обеспечить собираемость нового налога.

       От  законодательной власти России, государственных  налоговых органов в современных  условиях требуется осуществление  детального анализа экономического развития в целях дальнейшего совершенствования налоговой системы с целью ускорения экономического развития страны.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
 
        1. Конституция Российской Федерации
        2. Налоговый Кодекс Российской Федерации части 1 и 2. Официальный текст по состоянию на 15 сентября 2002 г. с изменениями и дополнениями согласно ФЗ №104, ФЗ № 110 от 24.07.02 г., ФЗ № 116 от 25.07.02 г., «ИКФ «ЭКМОС», М.,2002.
        3. Закон о подоходном налоге с физических лиц. 07.12.1991 г. № 1998-1 (действие  до 01.01.2001 г.)
        4. Боброва А.В., Головецкий Н.Я. Организация и планирование налогового процесса. Экзамен, М., 2005.
        5. Воробьева Е.В. НДФЛ Новейший справочник налогоплательщика: актуальные разъяснения и профессиональные комментарии. Эксмо, М.,2006.
        6. Касьянова Г.Ю. Налог на доходы физических лиц: как законно уменьшить сумму подоходного налога. Аргумент, М., 2006.
        7. Белоусова С.В. Оптимизация и минимизация налогообложения: готовые способы экономии. Вершина, М. 2007.
        8. Черкасова И.О., Жукова Т.Н. Налоги и налогообложение. Вектор, М., 2005.
        9. Черник Д.Г. Налоги. Финансы и статистика, М., 2006.
        10. Пансков В.Г. "Налоги и налоговая система Российской Федерации", Учебник, "Финансы и статистика". М. 2006.
        11. Латышев В.И. Налоговые правонарушения. Финансы и статистика, М., 2006.
        12. Кисилевич Т.И. Практикум по налоговым расчетам Учебное пособие, Финансы и статистика, М., 2006.
        13. Зрелов А.П., Краснов М.В. НДФЛ в примерах. Инфо, М., 2007
        14. Макарьева В.И. Формирование финансовых результатов для целей налогообложения. Финансы и статистика, М., 2006.
        15. Иванова Н.Г., Вайс Е.А. «Налоги и налогообложение», Учебное пособие, «Питер», СПб., 2006.
        16. Харитонов С.А. Настольная книга бухгалтера по учету и оплате труда. Издание 6 переработанное. М., 2006.
        17. Додж М, Стинсон К. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000. Питер,С-Пб, 2001, 1052 стр.
        18. Чарльз Рабин. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000. Питер,С-Пб, 2001, 943 стр.
        19. Чистов Д.В. Налоговый учет в 1С: Бухгалтерии 7.7.  «Фирма 1С», М., 2002.
        20. Шишкин В.Ю. Как заполнить новую декларацию о доходах: комментарий к приказу Минфина России от 23 декабря 2005г. № 153н. ГроссМедиа, М., 2006.
        21. Гаврилова Т.В. О налоге на доходы физических лиц. Налоговый вестник № 2,10,11,12 ,2002 .
        22. Ермилова Н. Налоги и сборы РФ в 2002 г. Налоговый вестник №1,2002
        23. Левадная Т. Налогообложение физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Налоговый вестник № 4,5, 2002.
        24. Левадная Т. Налогообложение доходов, полученных физическим лицом за оказание услуг через Интернет. Финансовая газета, № 30, июль 2002 .
        25. Чистов Д.В. Хозяйственные операции в компьютерной бухгалтерии 7.7 (Новый план счетов) Издание второе переработанное. М., 2002.
        26. Харитонов С.А. Информационные технологии налогового учета. М, ЗАО 1С.,2002.
        27. Статистические материалы сайта www.nalog.ru
        28. Учетная политика ООО «Компания «Чистый Мир», г.Анадырь
        29. Регистры бухгалтерского и налогового учета за 2006 год ООО «Компания «Чистый Мир», г. Анадырь
 
 
 
 
 

       Приложение 1 

       Учетная политика ООО «Компания «Чистый  мир»:

       1. Учет продажи товаров

       1.1.Учет  продажи товаров организуется  в соответствии с требованиями  Положения по бухгалтерскому  учету «Учет материально –  производственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.01 № 44н с учетом  Методических указаний по бухгалтерскому учету материально – производственных запасов, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.12.2001 г. № 119н и  других нормативных документов.

       1.2. Поступление и выбытие товаров отражается первичными документами, утвержденными Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».

       1.3. Оприходование поступивших товаров оформляется актом  о приемке товаров.

       1.4. С точки зрения разделения  бухгалтерского и складского  учета применяется количественно  – суммовой метод. 

       1.5. Инвентаризация товаров осуществляется  ежемесячно в конце каждого  месяца.

       1.6. При реализации товары списываются по продажной стоимости. Товарные отчеты составляются один раз в десять дней.

       1.7. Расходы по продаже товаров  списываются полностью в текущем  месяце. Транспортные расходы подлежат  распределению.

       1.8. Синтетический учет товаров осуществляется на субсчете 41-2 «Товары в розничной торговле». Торговая надбавка учитывается на счете 42 «Торговая надбавка».

       2. Учет денежных средств.

       2.1.Организация  безналичного денежного обращения  в организации осуществляется   в соответствии с требованиями Положения ЦБР от 3 октября 2002 г. N 2-П  «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

       2.2. Наличное денежное обращение организуется  в соответствии с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ, утвержденным приказом ЦБ РФ от 05.01.1998 г. № 14-п и Порядком ведения кассовых операций в РФ (утвержден приказом ЦБ РФ от 04.10.1993 г. № 18).

       2.3. Для учета кассовых операций применяются унифицированные формы первичных учетных документов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 18.08.98 г. N 88.

       2.4. Синтетический учет наличных  денежных средств ведется на  счете 50 «Касса» без разделения  по субсчетам. Синтетический учет  безналичных денежных средств  осуществляется на счете 51 «Расчетный  счет».

       3.  Учет основных средств

       3.1. Учет основных средств ведется  в соответствии с положением  по бухгалтерскому учету "Учет  основных средств" (ПБУ 6/01), утвержденным  приказом Минфина России от 30.03.01 г. N 26н.

       3.2. Списание объектов основных средств  производится на затраты производства по мере их отпуска в производство или эксплуатацию. Для учета таких объектов применяется инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6), утвержденная постановлением Госкомстата России от 21.01.03г.N 7.

       3.3. Способ отражения амортизации НМА с использованием счета 05 "Амортизация НМА".

       3.4. Основные средства приходуются  по цене приобретения с учетом  расходов, поименованных в ПБУ  6/01. Аналитический учет основных  средств ведется отдельно по  каждому объекту по следующим  признакам классификации:

       1) по эксплуатации (основные средства, эксплуатируемые самостоятельно; основные  средства, сданные в аренду);

       2) по участию в основной деятельности (основные средства, используемые  в процессе производства; основные  средства непроизводственного характера).

       3.5. Амортизация объектов основных  средств начисляется нелинейным    методом. К таким основным средствам  относятся, в частности, легковые  автомобили, дорогостоящее холодильное  оборудование, торговое оборудование  и пр. Преимущества применения  в данном случае нелинейного метода очевидны, ведь он позволяет в первые годы эксплуатации объекта списывать в расходы большую часть его стоимости. Организация относит основные средства к соответствующей амортизационной группе в соответствии с отдельным приказом руководителя.

       3.6. В случае приобретения основных  средств, бывших в употреблении, организация определяет норму  амортизации по этому имуществу  с учетом срока полезного использования,  уменьшенного на количество лет  (месяцев) эксплуатации данного  имущества предыдущими собственниками.

       3.7. Из состава амортизируемого имущества  исключаются основные средства:

- переведенные  на консервацию продолжительностью  свыше трех месяцев;

- находящиеся  на реконструкции и модернизации  продолжительностью свыше двенадцати  месяцев.

       Амортизация по расконсервированному объекту основных средств начисляется в порядке, действовавшем до момента его  консервации. Срок полезного использования  продлевается на период нахождения объекта  основных средств на консервации.

       3.8. Организация не производит переоценку находящихся на ее балансе основных производственных фондов.

       4. Расходы прямые и косвенные. 

       Согласно  принятой учетной политике, учет товара ведется по покупной стоимости каждой единицы. К прямым расходам относится стоимость товара, уплаченная поставщику по договору. В отношении таможенных платежей используется право, которое Налоговый кодекс РФ предоставил плательщикам самостоятельно формировать стоимость товаров, в соответствии с которым в прямые затраты наряду с договорной ценой включаются еще и пошлины. Суммы, уплаченные на таможне, пропорционально относятся на каждую единицу импортной продукции. Покупная стоимость формируется в информационной системе автоматически при поступлении товара на склад и привязывается к бар-коду 1 номенклатурной единицы. Отдельно в системе формируется продажная цена товара - также по каждому бар-коду. При реализации система списывает на расходы себестоимость каждой проданной единицы и формирует доход по каждой единице.

       В данном случае более выгодно было бы признать пошлины косвенными расходами, ведь тогда можно сразу списать их на уменьшение облагаемой прибыли. Но такой путь с коммерческой точки зрения менее целесообразен. Вариант формирования закупочной стоимости,  выбранный ООО «Компания «Чистый мир», дает более достоверную информацию о себестоимости продукции. Эти данные важны для анализа продаж, так как дают возможность определить эффективность от реализации по всем номенклатурным единицам. В дальнейшем эти сведения используются при заключении контрактов на приобретение тех или иных товаров. По этой причине ООО «Компания «Чистый мир» отказалось от налоговой экономии, тем более что ее размер был бы невелик из-за сравнительно небольших объемов импортных закупок. К тому же, благодаря включению таможенных пошлин в состав прямых расходов, были сближены бухгалтерский и налоговый учет, то есть исключены расчеты временных разниц.

Информация о работе Учет и контроль налога на доходы физических лиц