Учет и контроль налога на доходы физических лиц

Автор: Юлия Пикуло, 02 Июня 2010 в 08:01, дипломная работа

Описание работы

Налогообложение доходов населения является важнейшим элементом налоговой политики любого государства. Статьей 57 Конституции Российской Федерации за гражданами РФ закреплена обязанность уплаты установленных законодательством налогов и сборов. Налог на доходы физических лиц является одним из таких налогов.
Настоящая дипломная работa посвященa исследованию налога на доходы физических лиц - одного из самых распространенных налогов современности. Его платит все работающее население страны. НДФЛ является одним из основных источников формирования государственного бюджета и регулятором доходов разных социальных групп населения.
На правильность исчисления НДФЛ оказывают влияние множество факторов. Существуют законные основания для его существенного уменьшения и даже возврата из бюджета. Поэтому вопрос о правильном исчислении данного налога с учетом всех возникающих особенностей является наиболее актуальным, так как затрагивает интересы миллионов людей.
Актуальность темы продиктована еще и тем, что в сфере исчисления налога на доходы физических лиц очень часто фиксируются грубые финансовые нарушения, влекущие за собой тяжелые последствия, как для отдельных предприятий и граждан, так и для всей страны в целом.
Целью данной дипломной работы является:
- изучение действующей в настоящее время системы исчисления налога на доходы физических лиц,
- выявление ее недостатков,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….. 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ………………………………………………… 6
1.1. Экономическая сущность и порядок исчисления налога на доходы физических лиц………………………………... 6
1.2. Объект налогообложения и налоговая база………………………... 18
1.3. Налоговые вычеты, основания для их применения……………….. 29
1.4. Налоговый контроль, за полнотой и своевременностью уплаты налога на доходы физических лиц…2. ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «Компания «Чистый мир», ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ……… 55
2.1. Характеристика ООО «Компания «Чистый мир»…………………. 55
2.2. Организация бухгалтерского учета на предприятии………………. 57
3. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УДЕРЖАНИЯ И РАСЧЕТОВ С БЮДЖЕТОМ ПО НДФЛ в ООО «Компания «Чистый Мир»…63
3.1. Порядок исчисления налога на доходы физических лиц на предприятии………………………………………………….. 63
3.2. Синтетический и аналитический учет расчетов по налогу на доходы физических лиц………………………………… 75
3.3. Ведение бухгалтерской и налоговой отчетности по НДФЛ……… 79
4. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ 84
4.1. Оценка существующих программных продуктов для решения задач финансового учета и анализа расчетов по налогу…………... 84
4.2. Пути оптимизация механизма исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц……………………………… 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………. 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………… 98
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

диплом НДФЛ.doc

— 912.00 Кб (Скачать)

       При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут  учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

       Размер  профессионального вычета определяется как сумма фактически произведенных  гражданином расходов, непосредственно  связанных с выполнением работ  по конкретному договору. Эти расходы  принимаются к вычету, если они документально подтверждены. Если действующим законодательством предусмотрены налоги и сборы, которые налогоплательщик обязан уплатить за налоговый период в связи с осуществлением им деятельности по договору гражданско-правового характера, то эти налоги включаются в расходы, учитываемые при определении суммы профессиональных вычетов.

       Как и в случае с индивидуальным предпринимателем, законодательством предусмотрено  два варианта расчета профессиональных вычетов.

       1-й  вариант. 

       Профессиональный вычет равен сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов. Налогоплательщик может включить в расходы суммы начисленных или уплаченных им налогов, если они связаны с осуществлением деятельности, доход от которой подлежит обложению налогом.

       2-й  вариант. 

       Если  налогоплательщик не может документально  подтвердить произведенные расходы, то они принимаются к вычету в  следующих размерах:

- по вознаграждениям за создание литературных произведений (в том числе для театра, кино, эстрады и цирка) - 20 процентов к сумме начисленного дохода;

по вознаграждениям  за создание художественно-графических  произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна - 30 процентов к сумме начисленного дохода;

- по вознаграждениям за создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики, выполненных в различной технике - 40 процентов к сумме начисленного дохода по вознаграждениям за создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов) - 30 процентов к сумме начисленного дохода;

- по вознаграждениям за создание музыкально-сценических, симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок - 40 процентов к сумме начисленного дохода;

- по вознаграждениям за создание других музыкальных произведений - 25 процентов к сумме начисленного дохода;

- по вознаграждениям за исполнение произведений литературы и искусства - 20 процентов к сумме начисленного дохода;

- по вознаграждениям за создание научных трудов и разработок - 20 процентов к сумме начисленного дохода;

- по вознаграждениям за открытия, изобретения и создание промышленных образцов - 30 процентов к сумме дохода, полученного за первые два года использования.

       При определении размера профессионального  вычета, предоставляемого авторам, расходы, подтвержденные документально, не могут  учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива. 

     1.4.   Налоговый контроль, за полнотой и своевременностью уплаты налога на доходы физических лиц 

       Налоговый контроль осуществляется путем предоставления деклараций, по данным налоговых проверок. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту учета по установленной Федеральной налоговой службой форме. Она представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговых льготах, применимых к нему, об исчисленной сумме налога. Налоговая декларация представляется по каждому налогу, подлежащему уплате налогоплательщиком. Декларация может быть представлена в налоговый орган лично или направлена по почте. Во втором случае днем ее представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения. Обнаружив ошибку в поданной декларации, налогоплательщик должен внести в нее исправления. Если это произошло до срока уплаты налога, он освобождается от ответственности. Если исправление в сторону более высокой суммы налога сделано после срока уплаты, то налогоплательщик освобождается от ответственности только в том случае, если перед подачей заявления об исправлении уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Речь идет о самостоятельном нахождении налогоплательщиком своей ошибки. Если плательщик узнал о назначении выездной налоговой проверки или об обнаружении ошибки налоговым органом, то ее исправление от ответственности не освобождает.

       Налоговый контроль согласно НК РФ проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налоговых агентов и налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода. При этом налоговые органы и таможенные органы информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушении законодательства о налогах и сборах, о налоговых преступлениях, о мерах, принятых по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках.

       Налоговым кодексом особо отмечается, что при проведении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов, а также в нарушение принципа сохранности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, например адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

       Налоговый контроль начинается с учета налогоплательщиков. Они подлежат постановке на налоговый учет соответственно по месту нахождения организации, по месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего налогоплательщику недвижимого имущества и транспортных средств. Это означает, что в отличие от прежнего порядка регистрации по юридическому адресу, нередко на практике мифическому, или по одному из своих адресов по собственному выбору, организация должна находиться на учете во всех тех налоговых органах, на территории которых она имеет налогооблагаемые объекты. Еще одно принципиальное новшество в учете состоит в том, что Федеральная налоговая служба теперь вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, в том числе устанавливать особенности учета иностранных организаций.

       Каждому налогоплательщику присваивается  единый идентификационный номер налогоплательщика по всем видам налогов и сборов, в том числе таможенных, на всей территории Российской Федерации. Номер должен указываться во всех направляемых налогоплательщику уведомлениях, а также в подаваемых налогоплательщиком в налоговые органы декларациях, отчетах, заявлениях и других документах.

       На  основе данных учета Федеральная  налоговая служба ведет Единый государственный  реестр налогоплательщиков. Сведения о налогоплательщике с момента его постановки на учет являются налоговой тайной.

       Счета в банках организациям и индивидуальным предпринимателям открываются только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

       Органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физических лиц, актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества, регистрацию имущественных сделок, учет и регистрацию пользователей природными ресурсами, обязаны в десятидневный срок сообщать в налоговые органы соответствующую информацию.

       Банки должны в пятидневный срок по мотивированным запросам налоговых органов выдавать им требуемые справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.

       Налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки. Кодекс ограничивает период налоговой проверки тремя календарными годами, предшествующими году проведения налоговой проверки. Налоговый кодекс запрещает повторные выездные проверки по одним и тем же налогам за уже проверенный налоговый период. Повторная проверка может проводиться только в случае ликвидации или реорганизации налогоплательщика или вышестоящим налоговым органом в порядке проверки деятельности нижестоящего налогового органа, проводившего первую проверку. Таможенные органы могут проводить камеральные и выездные налоговые проверки по тем же правилам относительно налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу России.

       Камеральная проверка проводится по месту нахождения налоговой инспекции. При этом инспекция вправе затребовать у налогоплательщика дополнительные данные помимо представленной им отчетности. Проверка проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. Камеральные проверки проводятся налоговыми инспекторами в соответствии с их служебными обязанностями и не требуют решения руководства налогового органа.

       Если  камеральной налоговой проверкой  выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

       Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган  пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учетов и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.

       Лицо, проводящее, камеральную налоговую  проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.

       В отличие от камеральных проверок выездные проверки могут быть проведены только на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя. Налоговый кодекс регламентирует порядок проведения выездной налоговой проверки. Проверка не должна длиться более двух месяцев. По решению вышестоящего налогового органа указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев.

       При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов срок проверки не может превышать один месяц. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

       Если  у налоговых инспекторов, проводящих выездную проверку, есть основания предполагать, что документы организации могут быть уничтожены, скрыты или подменены, они имеют право произвести выемку документов, составив акт, в котором обосновывается причина выемки и приводится перечень изъятых документов.

       В некоторых случаях налоговые инспекции могут проверить не только правильность уплаты налога, но и правильность применения цен. Это допускается по бартерным сделкам, по внешнеторговым сделкам, сделкам между взаимозависимыми лицами. Проверке подлежат также случаи, когда цена отклоняется в сторону повышения или понижения более чем на 20% от уровня цен, обычно применяемых по идентичным товарам. При необходимости налоговый орган имеет право вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных так, как если бы сделка проводилась по подлинно рыночным ценам.

       В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю. В случае, если налогоплательщик уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется налогоплательщику заказным письмом по почте.

       По  итогам выездной налоговой проверки в течение двух месяце  со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.

       В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Информация о работе Учет и контроль налога на доходы физических лиц