Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:58, дипломная работа
В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции обеспечивают обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату. Деление торговли на оптовую и розничную находится в прямой зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю.
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля товарных операций ….5
1.1. Экономическая сущность категории «товар» и виды товарных операций 5
1.2. Нормативное регулирование товарных операций 15
1.3. Виды контроля и его задачи в торговой деятельности 29
Глава 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс» 43
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации 43
2.2. Первичный документы и договорные работы 51
2.3. Аналитический и синтетический учет товарных операций 64
Глава 3. Аудит товарных операций ООО «Мэйджор Электроникс» 72
3.1. Порядок тестирования системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля 72
3.2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по учету товаров 85
3.3. Завершение проверки и рекомендации по совершенствованию учета товарных операций ………………………………………96
Заключение 106
Список использованной литературы 110
- унифицированная первичная документация по учету материальных ценностей ведется только в электронном виде. К проверке не представлены документы, подтверждающие оприходование материалов и товара на склад; перемещение материалов в производство; внутреннее перемещение, передачу товара. Вместе с тем выяснено, что указанная документация ведется Обществом только в электронном виде, но не распечатана и не подписана уполномоченными лицами. Согласно п.2 ст.9 [5], все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.
- общество не ведет раздельный учет сумм НДС по товарам (работам, услугам), используемым в процессе производства и реализации товаров, облагаемых НДС по ставкам 18% и 0%. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ [2] суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации либо фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, использованных для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения НДС, принимаются к вычету после принятия на учет таких товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании счетов-фактур, выставленных продавцами указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации. При этом п. 3 ст. 172 НК РФ [2] установлен особый порядок принятия к вычету сумм НДС в отношении операций по реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта. Согласно данному порядку указанные суммы налога принимаются к вычету на основании отдельной налоговой декларации при представлении в налоговые органы соответствующих документов, подтверждающих правомерность применения налоговой ставки 0% по НДС. Следовательно, при совершении операций, облагаемых по налоговым ставкам 18 (10) или 0%, налогоплательщик должен вести раздельный учет сумм НДС, уплаченного по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления указанных операций. Однако правила ведения раздельного учета при совершении операций, облагаемых по налоговым ставкам 18 (10) или 0%, НК РФ [2] не установлены. Вместе с тем в п. 10 ст. 165 НК РФ [2] указывается, что порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции, по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0%, устанавливаются принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Таким образом, налогоплательщик вправе самостоятельно разработать и утвердить в Учетной политике порядок ведения раздельного учета таких операций. Отметим, что обязательным требованием к методике раздельного учета затрат является возможность исчисления на основании данных бухгалтерского учета и объективных критериев (выбираемых налогоплательщиком самостоятельно) оплаченной части НДС, приходящейся на материальные ресурсы (работы, услуги), фактически использованные при производстве и (или) реализации экспортируемой продукции. При разработке методики необходимо учитывать, что распределение НДС по материальным ресурсам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, между видами продукции должно производиться в той пропорции, в которой материальные ресурсы (работы, услуги) используются при производстве и (или) реализации этих видов продукции.
Состав
запасов по данным финансовой (бухгалтерской)
отчетности Общества на конец проверяемого
периода представлен в табл. 3.11.
Таблица 3.11
Состав запасов по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности
«Мэйджор Электроникс»
Наименование (вид) запаса | Сумма на начало
периода,
тыс. руб. |
Сумма на
конец периода, тыс. руб. |
Прирост (снижение),
тыс. руб. |
|
2 | 3 | 4 |
Сырье и материалы | 60 | 507 | 447 |
Затраты в незавершенном производстве | - | 371 | 371 |
Готовая продукция | - | - | - |
Товары для перепродажи | 248 | 1 667 | 1419 |
Товары отгруженные | - | - | - |
Расходы будущих периодов | 138 | 680 | 542 |
Итого | 445 | 3 226 | 2781 |
Учет
материально-производственных запасов
ведется без использования
Стоит отметить следующие упущения, замеченные при работе в данной организации. Можно сказать, что именно торговля требует внимания к мелочам, связанным с важнейшим этапом торговой деятельности – завоевание клиентов. Организация находится в трудно доступном месте, с точки зрения территориального расположения. Поэтому лучший способ узнать информацию об ассортименте предлагаемых товаров – позвонить в справочную службу, цель которой предоставить всю имеющуюся информацию о товаре. Но, проверяя данное утверждение лично, я пришла к выводу, что поставленная задача справочной не выполняется. Все ограничивалось перечислением осуществляемых видов торговли – оптовой и розничной. При желании выяснить интересующие меня детали (какой ассортимент предоставляется, имеются ли привилегии отдельным категориям покупателей, как стать клиентом данной организации) встречала нежелание помочь найти решение возникшей проблемы, а порой и грубость. Смею предположить, что первоначальная задача организации данной службы была нацелена не на отпугивание, а, наоборот, на увеличение численности клиентов.
Обычной воспитательной беседой проблема не решается. В связи с чем, мои рекомендации заключаются в следующем. В России уже четыре года существует агентство «Таинственный покупатель» (Mystery Shopping), позволяющее определить ключевые направления в совершенствовании системы сервиса, обучении персонала и мотивировать сотрудников, занятых обслуживанием клиентов, на более качественное и добросовестное выполнение своих должностных обязанностей, а также достоверно оценить качество телефонного диалога сотрудника, технику продаж, осведомленность обслуживающего персонала о предлагаемой продукции. Проводится объективная и комплексная оценка работы персонала, занятого обслуживанием клиентов, прямо на рабочем месте. Сотрудники не подозревают, что их оценивают – они считают, что обслуживают обычного клиента. Поэтому на результат оценки не влияет их старание показать себя в лучшем свете, как происходит при применении традиционных форм оценки. Персонал, информированный о том, что «Таинственный покупатель» - это регулярная процедура, применяющаяся в компании, гораздо ответственнее выполняет свои обязанности, ведь любой покупатель может на самом деле оказаться контролером.
Стоит отметить, что для ознакомления с продукцией был создан сайт в Интернете www.major-electro.ru «Мэйджор Электроникс», где предоставлен весь спектр предлагаемого ассортимента товаров. Но для того чтобы просмотреть цены на интересующий товар, необходима авторизация. Данная авторизация не возможна для обычного посетителя. На сайте существует служба информационной поддержки, куда необходимо отправить свое сообщение о желании стать клиентом данного Общества. Данное сообщение было отправлено мною лично. Ожидание длилось почти неделю, прежде чем меня оповестили о том, что клиентом можно стать только после выполнения ряда условий. То есть, подводя итоги недели можно прийти к выводу, что я:
-
упустила время (потраченное
-
так и не смогла стать
Таким образом, можно заметить непрактичность данного способа ознакомления клиента с ценами на товар. Хотя это важнейшая часть для способствования реализации товаров. Поскольку именно цена может стать главным критерием приобретения товара. Поэтому рекомендации касаются разработки прайс-листа не только для авторизованных клиентов, но и для «интересующихся» посетителей сайта. Это приведет к увеличению клиентов и росту объемов реализации товаров.
Если
обратиться непосредственно к «
Отмечу, что данные о потерях и причины потерь мне раскрыты не были. В связи с чем считаю, что такая обстановка устраивает руководство и администрацию. По негласным данным потери составляют 20% от всей прибыли. Но стоит учесть, что численность сотрудников в последующие годы будет увеличиваться, поскольку Общество эффективно развивается и стремиться к расширению своей деятельности. Будет ли и в дальнейшем СВК работать на сопричастном стиле управления и реактивной кадровой политике, смогут ли доверительные отношения уберечь Общество от роста потерь. Обратимся к статистике, где говорится, что именно в результате доверительных отношений, отсутствии элементарных правил безопасности среди коллектива случаются неприятности связанные с воровством как сотрудником низшего, так и высшего звена. По статистике западноевропейской торговли сумма потерь сопоставима с 50% прибыли предприятий от розничной и оптовой торговли. Приведу наглядные статистические данные в табл. 3.12. [72]. Примем все потери за 100%.
Таблица 3.12
Статистические данные показателей потерь западноевропейских
компаний за 2005 год
Источник воровства | Показатели потерь в торговле, % |
Кражи персонала | 48,2 |
Ошибки администрации: | 15,3 |
- злой умысел | 10 |
- ошибки по неосторожности | 5,3 |
Проблемные покупатели | 31 |
Мошенничество поставщиков | 5,5 |
При этом стоит отметить, что выявленные потери составляют всего 41% от общего объема потерь. То есть 59% (более половины) составляют потери не выявленные и неизвестные для руководства предприятия. Это касалось западноевропейской статистике товарных потерь. Получение информации о потерях и, самое главное, хотя бы примерное представление о причинах потерь на российских предприятиях практически невозможно. Да, есть нормы естественной убыли. Но были они разработаны не просто давно, а совершенно в другой ситуации ведения бизнеса и являются лишь каким-то сторонним ориентиром, а не цифрами, отражающими реальное положение дел. Причина того, почему стоит ориентироваться на данные показатели, проста – для того чтобы представить уровень проблемы и главное на опыте работы западных торговых компаний увидеть путь решения проблемы потерь.
Воровство
можно предотвратить за счет улучшения
системы мотивации и
Заключение
В выпускной квалификационной работе изложены теоретические и практические вопросы, касающиеся бухгалтерского учета и аудита товарных операций. На основе проведенной работы по вопросу изучения сущности учета и аудита товарных операций оптово-розничной торговли на примере ООО «Мэйджор Электроникс», мною были сделаны выводы о деятельности данного Общества в целом.
Информация о работе Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли