Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 10:58, дипломная работа

Описание работы

В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции обеспечивают обращение товаров, их движение из сферы производства в сферу потребления. Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату. Деление торговли на оптовую и розничную находится в прямой зависимости от того, какие стадии обращения проходит товар от изготовителя к потребителю.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты учета и контроля товарных операций ….5
1.1. Экономическая сущность категории «товар» и виды товарных операций 5
1.2. Нормативное регулирование товарных операций 15
1.3. Виды контроля и его задачи в торговой деятельности 29
Глава 2. Бухгалтерский учет товарных операций в ООО «Мэйджор Электроникс» 43
2.1. Организационно-экономическая характеристика исследуемой организации 43
2.2. Первичный документы и договорные работы 51
2.3. Аналитический и синтетический учет товарных операций 64
Глава 3. Аудит товарных операций ООО «Мэйджор Электроникс» 72
3.1. Порядок тестирования системы бухгалтерского учета и средств внутреннего контроля 72
3.2. Порядок проведения аудиторской проверки операций по учету товаров 85
3.3. Завершение проверки и рекомендации по совершенствованию учета товарных операций ………………………………………96
Заключение 106
Список использованной литературы 110

Работа содержит 1 файл

МИФИдипломДолгашева-товар.doc

— 929.00 Кб (Скачать)
 

      Аудит тождественности показателей бухгалтерской  отчетности и регистров бухгалтерского учета материалов проводится в следующем порядке: форма № 1, стр. 214, 215 → главная книга (счета 41, 42, 45) → карточки учета товаров → карточки количественно-суммового учета товаров (выборочно).

1.   Форма № 1 стр. 214, 215 → главная книга (счета 41, 42, 45):

        - сравнение значений, указанных по стр. 214 формы № 1 на начало и конец года, с суммами остатков на начало и конец года по счетам 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 43 "Готовая продукция" в главной книге.

  - сравнение значений, указанных по стр. 215 формы № 1 на начало и конец года, с суммами остатков на начало и конец года по счету 45 "Товары отгруженные" в главной книге.

Показатель  статьи заполняется по данным остатка  по счету 45.

    Результаты  проверки тождественности показателей баланса и главной книги отражаются в рабочих документах аудитора (табл. 3.6).

    Таблица 3.6

Лист  контроля № 1

Показатели Начало года Конец года
    Значение  строки 214 баланса            
    Сумма остатков по счетам 16, 41,43 главной книги            
    Сумма остатков по счетам 16, 43 и разница  между остаткам по счетам 41 и 42. (розничная  торговля и общественное питание)            
    Выявленные  расхождения            
    Значение  строки 215 баланса            
    Остаток по счету 45 главной книги            
    Выявленные  расхождения            
 

2.   Главная книга (счета 41, 42, 45) → компьютерные распечатки по счетам  41-1 "Товары на складе"; 41-2 "Товары в розничной торговле; 42 "Торговая наценка", 45 "Товары отгруженные": сопоставление сумм остатков на начало и конец каждого месяца и оборотов за каждый месяц по счетам  41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 45 "Товары отгруженные" главной книги с аналогичными показателями компьютерных распечаток. Результаты проверки тождественности показателей главной книги и компьютерных распечаток отражаются в рабочих документах аудитора (табл. 3.7).

    Таблица 3.7

Лист  контроля № 2

Месяц

отчетного

года

Наименование  регистра Остаток на начало месяца Оборот  за  месяц Остаток на конец месяца
дебет кредит
    январь     Главная книга                        
    Компьютерные  распечатки                        
    Выявленные  расхождения                        
    Февраль                              
    Март                              
                                  
    Итого     Главная книга                        
    Компьютерные  распечатки                        
    Выявленные  расхождения                        
 

    3.  Компьютерные распечатки по счетам  41-1 "Товары на складе"; 41-2 "Товары в розничной торговле"; 42 "Торговая наценка", 45 "Товары отгруженные"→ карточки количественно-стоимостного  учета товаров(выборочно): за 1 – 3 месяца (месяц берется выборочно) сопоставление сумм остатков на начало и конец каждого дня и оборотов за каждый день по субсчетам счетов 41 "Товары", 42 "Торговая наценка", 45 "Товары отгруженные" компьютерных распечаток с суммами остатков на начало и конец каждого дня и оборотов за каждый день по аналитическим счетам этих субсчетов карточек количественно-стоимостного учета товаров. Результаты проверки тождественности показателей компьютерных распечаток и карточек количественно- стоимостного учета товаров отражаются в рабочих документах аудитора (табл. 3.8).                                                

    Таблица 3.8

Лист  контроля № 3

Выбранный месяц Число выбранного месяца Наименование  регистра Остаток на начало месяца Оборот  за  месяц Остаток на конец месяца
дебет кредит
Март     1 Компьютерные  распечатки по счетам  41, 42, 45                        
Карточки  количественно-стоимостного учета товаров                        
Выявленные  расхождения                        
    2 Компьютерные  распечатки по счетам  41, 42, 45                        
Карточки  количественно-стоимостного учета товаров                        
Выявленные  расхождения                        
    3 Компьютерные  распечатки по счетам  41, 42, 45                        
Карточки  количественно-стоимостного учета товаров                        
Выявленные  расхождения                        
                                  
Август     1 Компьютерные  распечатки по счетам  41, 42, 45                        
Карточки  количественно-стоимостного учета товаров                        
Выявленные  расхождения                        
    2     Компьютерные  распечатки по счетам  41, 42, 45                        
Карточки  количественно-стоимостного учета товаров                        
Выявленные  расхождения                        
    3 Компьютерные  распечатки по счетам  41, 42, 45                        
Карточки  количественно-стоимостного учета товаров                        
Выявленные  расхождения                        
                                  
                                        
 

     При проведении аудита первичной бухгалтерской  документации, следует иметь ввиду, что именно первичный бухгалтерский  документ является письменным свидетельством того, что хозяйственная операция имеет юридическую силу и не требует дальнейших пояснений и детализации. К первичным документам предъявляются определенные требования, которые изложены в Законе [5], в Положении [15] и в Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете [24].

     Первичные документы должны содержать определенные реквизиты. Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный документ, приведен в Положении [15]:

     -   Наименование документа;

     -   Дата составления документа;

     -   Наименование организации;

     -   Содержание оформленной им хозяйственной операции;

     - Измерители осуществляемой хозяйственной операции: натуральные, трудовые и денежные. Натуральные измерители позволяют получать сведения об объектах учета в натуральном выражении. Трудовые измерители применяются в сочетании с натуральными. С их помощью устанавливается количество затраченного труда. Денежные измерители являются обобщающими. Все важнейшие показатели деятельности организации выражаются в денежной форме (в рублях, копейках);

     - Наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки. Перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным бухгалтером. Утверждение этого перечня оформляется приказом по предприятию.

     Отсутствие  в первичном документе какого-либо обязательного реквизита является нарушением правил ведения бухгалтерского учета. К оформлению записей в первичных документах также предъявляются определенные требования. Так, записи должны производиться чернилами, химическим карандашом, шариковой ручкой, при помощи пишущих машин, средств компьютеризации, что должно обеспечить сохранность этих записей в течение времени, установленного для хранения документов в архиве. Запрещается использовать простой карандаш. Не принято заполнять документы пастой зеленого или красного цвета. Должны быть заполнены все позиции документа. Свободные строки в первичных документах подлежат обязательному прочеркиванию. Итоговые данные в первичных документах указывают цифрами и прописью, причем суммы прописью пишут с заглавной буквы, чтобы исключить возможность подделки документа. Во всех первичных документах, кроме кассовых и банковских, не допускаются неоговоренные исправления. Ошибки в документах, созданных вручную, исправляются следующим образом: зачеркиваются неправильный текст или суммы и надписываются над зачеркнутым исправленный текст или суммы. Зачеркивание производится одной чертой, чтобы можно было прочитать исправленное. В первичном документе исправление ошибки должно быть оговорено надписью "Исправлено", подтверждено подписью всех лиц, подписавших документ, а также проставлена дата исправления.

    Аудит первичных документов проводится в 2 этапа:

  1. Формальная (синтаксическая) проверка.
  2. Арифметическая проверка.

     Формальная (синтаксическая) проверка первичных  учетных документов связана с установлением соответствия применяемых в организации документов предъявляемым к ним требованиям. В организации должны использоваться унифицированные формы первичных документов. Если используются неунифицированные формы, то на них должны присутствовать обязательные реквизиты. Проверяется правильность заполнения всех реквизитов, прочеркивания незаполненных реквизитов, исправления.

    При формальной проверке первичных документов аудитор может использовать лист контроля (табл. 3.9).

Таблица 3.9

Лист  контроля № 4

Наименование  и 

№ документа

Вопросы, подлежащие выяснению
Документ  унифицированной формы или нет? Если документ неунифицированной формы, то есть ли в нем  обязательные реквизиты? Утвержден ли документ неунифицированной формы приказом руководителя? Все ли позиции  заполнены? Прочеркнуты ли свободные строки? Есть ли подчистки  и помарки? Если есть подчистки, то правомерны ли они и правильно  ли они оформлены? Есть ли записи, произведенные карандашом? Итоговые данные документа указаны с прописной  буквы? Есть ли на документе  отметка о дате внесения информации в учетные регистры? Есть ли на документе  подпись лица, отвечающего за обработку  документа?
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       
                       

Информация о работе Учет и аудит товарных операций в организации розничной торговли