Учет и анализ эксплуатационных расходов железной дороги

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 22:43, дипломная работа

Описание работы

Рынок скрывает много возможностей для производителей, но одновременно предъявляет и жесткие требования к ним. В условиях рыночной экономики перед организацией встает множество новых проблем, которых не было прежде, и от того, насколько профессионально и серьезно предприятия подойдут к их решению, будут зависеть успешность их деятельности.

Содержание

Введение 6
1 Эксплуатационные расходы железной дороги 8
1.1 Затраты организации, их сущность и состав 8
1.2 Методы учёта затрат 14
1.3 Задачи учёта и анализа эксплуатационных расходов 16
1.4 Краткая правовая и экономическая характеристика локомотивного депо
Гомель 16
2 Организация учёта эксплуатационных расходов 16
2.1 Особенности транспортного производства, влияющие на учёт 16
2.2 Организация аналитического учёта эксплуатационных расходов 16
2.3 Организация синтетического учёта эксплуатационных расходов 16
2.4 Совершенствование учёта эксплуатационных расходов локомотивном
депо Гомель 16
3 Эксплуатационные расходы локомотивного депо Гомель 16
3.1 Анализ динамики и структуры эксплуатационных расходов 16
3.2 Факторный анализ эксплуатационных расходов 16
3.3 Основные направления снижения эксплуатационных расходов 16
Заключение 16
Список использованных источников 16

Работа содержит 1 файл

новое1.doc

— 1.10 Мб (Скачать)

    На  базе учётных данных о затратах калькулируется себестоимость продукции, работ, услуг. Известны несколько методов учёта издержек производства и калькулирования себестоимости. Среди них позаказный, попроцессный и нормативный методы.

    На  железной дороге имеется два вида производств: основное и вспомогательное. Основным являются перевозки, а к вспомогательным относятся все производства, обслуживающие перевозочный процесс: капитальный ремонт основных средств, производство запасных частей, инструментов, электроэнергии, воды и другой продукции, потребляемой в процессе перевозок.

    В отношении продукции вспомогательных  производств обычно применяется позаказный метод учёта затрат и калькуляции себестоимости. Заказом является объект или группа однородных объектов основных средств, подвергающихся капитальному ремонту, отдельные наименования или группа запасных частей и т.п. При большой номенклатуре производства, например запасных частей, учёт затрат по ним весьма трудоёмок. Для снижения трудоёмкости применяют укрупнённые заказы, которыми являются однородные группы запасных частей. Учёт затрат при этом ведётся по каждому заказу на основании первичных документов, в которых обязательно указывают коды заказов, используемые в качестве группировочного признака.

    Позаказный  метод для учёта эксплуатационных расходов и калькуляции себестоимости перевозок непригоден по двум причинам: во-первых, расчёт себестоимости грузовых и пассажирских перевозок ведётся по данным сводной отчётности; во-вторых, структурными подразделениями, где зарождаются и обрабатываются информационные потоки, заказы на формирование затрат по видам перевозок не выдаются и не могут выдаваться.

    Технологические особенности производственного  процесса на транспорте и порядок  формирования затрат служат основанием для применения железной дорогой попроцессного метода учёта затрат и калькулирование себестоимости перевозок. Условием его применения являются наличие несколько взаимосвязанных между собой технологических процессов и использование продуктов отдельных технологических процессов для получения конечного продукта.

    Перевозка – это конечный продукт железной дороги в целом. Общий производственный процесс перевозки делится на части – технологические процессы, которыми являются отдельные виды работ или их совокупности, представляющие собой заранее спланированные движенческие операции или операции по ремонту и содержанию технических средств. Одни из этих процессов осуществляются одновременно, другие последовательно, но результатом их взаимодействия является транспортная услуга.

    Технологические процессы отличаются друг от друга  содержанием, измерителем, другими признаками и организационно осуществляются соответствующими структурными подразделениями. По каждому технологическому процессу в бухгалтерском учёте структурного подразделения ведётся накопление прямых затрат с их детализацией на затраты живого и овеществлённого труда. На основании данных о затратах структурные подразделения определяют себестоимость промежуточного продукта (тонно-километра брутто, локомотива-часа маневровой работы и т.п.) – технологическую себестоимость. Деление конкретного производства на технологические процессы в структурных подразделениях осуществлено в номенклатуре расходов. При этом у организации может быть один или несколько видов промежуточной продукции (работ, услуг), по которым оно составляет калькуляции себестоимости. Во втором случае, чтобы определить себестоимость каждого вида промежуточного продукта (работ, услуг), требуется затраты, учтённые по процессам (статьям расходов), распределить по видам промежуточных продуктов.

    Рассматривая  попроцессный метод, нужно иметь  в виду, что учёт затрат по технологическим  процессам не требует обязательного  калькулирования себестоимости промежуточного продукта (процесса). Его основной задачей может являться контроль за затратами по процессу и определение отклонений от величины, рассчитанной по нормам.

    Таким образом, попроцессный метод учёта  – это учёт затрат по технологическим процессам как частям общего процесса производства готового продукта, в данном случае перевозок.  Он позволяет усилить контроль за издержками, выявить резервы экономии на конкретных участках производства. Контроль за издержками по технологическим процессам эффективнее контроля за себестоимостью конечного вида продукции (работ, услуг). Значение себестоимости операций технологического процесса позволяет оценить его экономичность в зависимости от прогрессивности используемых основных средств, инструментов, материалов, организации труда и т.д.

    Себестоимость перевозок не есть сумма себестоимостей технологических процессов, поскольку последние отличаются друг от друга содержанием и измерителем работы, так же как они одновременно отличаются от конкретного продукта железной дороги.

    Определение результатов работы технологических  подразделений и организации в целом по использованию ресурсов лишь по окончании месяца, квартала или года для эффективного управления производством недостаточно. На основании такой информации можно знать прошлое, намечать задачи на будущее. Но она не позволяет видеть настоящее, имеющиеся недостатки и принимать немедленные решения, изменяющие развитие хозяйственной деятельности в нужном направлении.

    Чтобы управление было эффективным, требуется  в оперативном порядке фактические  затраты сопоставлять с нормативными (стандартными) и исчисленные отклонения в кратчайший срок доводить до сведения руководителей соответствующих структурных подразделений для анализа и принятия мер. Этому требованию системы управления в наибольшей мере отвечает нормативный метод учёта издержек производства.

    Нормативный метод учёта состоит в раздельном отражении фактических затрат на производство по нормам и отклонениям  от установленных норм, в оперативном  выявлении причин отклонений и анализе  уровня затрат для выявления резервов эффективного использования производственных ресурсов.

    Важнейшим условием применения нормативного метода учёта является наличие норм затрат на единицу продукции (работ, услуг). Норма затрат – это оптимальная  величина затрат труда, материальных и  денежных средств. Поэтому норма должна быть технически обоснованной, служить фактором борьбы за экономное расходование средств, способствовать внедрению новой техники и технологии, совершенствованию форм организации труда. Расходование средств сверх нормы, как правило, является результатом различных нарушений технологического процесса выполнения работ.

    Нормы затрат периодически пересматривают, изменяют. Изменения норм учитывают  при определении фактической  себестоимости.

    Учёт  затрат по нормам и отклонениям от норм организуется на основании документов. Затраты по нормам оформляют обычными документами (маршрутами, нарядами, лимитно-заборными картами и т.п.), сверх норм – специальными или сигнальными документами, отличающимися от обычных цветом бумаги или цветной полосой. Все документы, оформляющие расходование средств сверх установленных норм, подписывает руководитель организации, который одновременно принимает соответствующие решение.

    Сигнальные  документы – наиболее действенный  способ учёта отклонения от норм затрат. Их применяют, если отклонения выявляют до начала процесса затрат, что, в свою очередь, позволяет осуществлять предварительный контроль за расходованием средств. Например, сверхнормативный расход материалов оформляют сигнальными требованиями, указывая в них код объекта учёта затрат, требующего дополнительного расхода материалов. При необходимости исправить брак в работе выписывают наряд, имеющий установленный отличительный знак, и сумму, исчисленную по наряду, относят к отклонениям от норм затрат по оплате труда.

    Через сигнальные документы наиболее полно реализуется главная идея нормативного метода учёта затрат – предварительный, до совершения хозяйственных операций, контроль за расходованием трудовых, материальных и денежных ресурсов. Однако составлять сигнальные документы не всегда возможно. Их не применяют, например, для учёта отклонений по амортизационным отчислениям, общепроизводственным и общехозяйственным расходам. В этом случае отклонения определяют по окончании отчётного периода посредством сопоставления фактического расхода с нормативным. Если данный расход зависит от объёма работы, то нормативная его сумма предварительно пересчитывается на фактический объём выполненной работы. Следовательно, вместо предварительного выявления и контроля отклонений от норм затрат может применяться последующий контроль. Однако он недостаточно эффективен. Поэтому задача состоит в том, чтобы в сферу документирования отклонений и предварительного контроля были включены все объекты учёта затрат.

    Эксплуатационные  расходы структурных подразделений  при нормативном методе учитываются по статьям номенклатуры с подразделением на затраты в пределах норм, отклонения от норм и изменения норм. На основании специальных и сигнальных документов организуется оперативный учёт причин отклонений от норм с указанием виновников их образования. Для этого в организациях разрабатывается номенклатура причин отклонения от норм. Каждой из них присваивают свой код, проставляемый затем в первичных документах и в ведомости учёта затрат на производство. Фактически сложившиеся отклонения от норм затрат тщательно изучают, устанавливают исполнителей, по вине которых образовался перерасход средств, разрабатывают мероприятия по устранению действия отрицательных факторов. Так, по заработной плате могут быть следующие причины отклонений: доплата за сверхурочные часы работы, оплата работ по исправлению брака, оплата времени простоя и т.п.

    Отклонения  от нормативных показателей в  структурных подразделения необходимо выявлять по каждому элементу затрат и статье номенклатуры в целом.

    Таким образом, методы учёта затрат определяются содержанием способов исчисления себестоимости калькуляционных объектов и приёмов исчисления себестоимости калькуляционной единицы продукции. 

    1.3 Задачи учёта и  анализа эксплуатационных  расходов

 

    Процесс перевозки представляет собой совокупность  хозяйственных операций, связанных с созданием готовой продукции, выполнением работ и оказанием услуг. Основная задача учета затрат на перевозки – это учесть все расходы на выполненные перевозки (работы, услуги) и определить их фактическую себестоимость. Для решения указанной задачи производят разграничение и группировку затрат на отдельных синтетических счетах по видам производств, а на аналитических счетах – по видам продукции, работ, услуг.

    Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой издержки производства в денежной форме, которые возмещаются из стоимости реализованной продукции  и их снижение является важным источником повышения рентабельности производства, а также улучшения жизненных условий населения.

    Документами, которыми должны руководствоваться организации в бухгалтерском учёте затрат, являются:

  1. Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Утверждены Министерством экономики Республики Беларусь от 26.01.1998г. № 19-12/397, Министерством финансов Республики Беларусь от 30.01.1998г. № 3, Министерством статистики и анализа Республики Беларусь от 30.01.1998г. № 01-21/8, Министерством труда Республики Беларусь от 30.01.1998г. № 03-02-07/300, с изменениями и дополнениями;
  2. Особенности учета затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) организаций эксплуатационной деятельности Белорусской железной дороги. Утверждены постановлением Министерства экономики, Министерством финансов, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.12.2003 № 240/172/153;
  3. Номенклатура расходов по основной деятельности Белорусской железной дороги. Утверждена приказом Начальника Белорусской железной дороги от 23.01.2001г. № 11 Н, с изменениями и дополнениями.

    Огромное  значение принадлежит снижению себестоимости продукции в условиях рыночной экономики, так как конкурентоспособность каждого производителя зависит не только от спроса и качества ее, но также и от цены, в которой ее основная часть составляет производственная себестоимость. В этой связи важное значение имеет, прежде всего, строгой учет и контроль производственных затрат.

    Основными задачами учёта, контроля эксплуатационных расходов, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) являются:

  • формирование своевременной, полной и достоверной информации о фактических затратах, связанных с производством продукции (работ, услуг);
  • контроль за исполнением сметы затрат на производство и использованием производственных ресурсов;
  • обоснованное исчисление фактической себестоимости продукции, правильное составление отчётных калькуляций себестоимости изделий, работ и  услуг;
  • выявление резервов снижения себестоимости продукции (работ, услуг), предупреждение непроизводительных расходов и потерь;
  • определение вклада каждого подразделения предприятия в улучшение общих результатов работы по экономии эксплуатационных  расходов.

Информация о работе Учет и анализ эксплуатационных расходов железной дороги