Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:23, дипломная работа
Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать систему учета и определения прибыли, ее виды, а также сводную систему показателей, характеризующих основные финансовые результаты деятельности ОАО «Стройкоммунналадка» и определить пути их улучшения.
Основными задачами работы являются:
1. Сбор, систематизация и обработка материалов бухгалтерской
и статистической отчетности предприятия за последние три года, изучение внутренних нормативных документов и инструкций, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
2. Анализ организации бухгалтерского и налогового учета прибылей
и убытков в ОАО «Стройкоммунналадка».
Доходы по договору строительного подряда (выручка по договору) признаются доходами от обычных видов деятельности.
Величина выручки по договору рассчитывается исходя из стоимости работ по определенной в договоре цене, которая может корректироваться на суммы отклонений, претензий и поощрительных платежей (п. 8 Положения).
Суммы отклонений по условиям
договора могут быть направлены
в сторону увеличения или уменьшения.
В сторону увеличения выручка может корректироваться за счет:
- использования более качественных и
дорогостоящих материалов
и конструкций;
- выполнения более сложных работ по сравнению
с предусмотренными
в технической документации;
- выполнения работ, не предусмотренных в технической документации.
В сторону уменьшения выручка корректируется, в частности, за счет неисполнения каких-либо работ, предусмотренных технической документацией.
Выручка может изменяться
и по иным причинам, не связанным
с зафиксированной в договоре ценой. Так,
выручка по договору увеличивается за
счет предъявляемых заказчикам и иным
лицам, непосредственно связанным со строительством,
следующих требований (претензий):
- о возмещении затрат, не учтенных в смете и понесенных подрядчиком в связи с действиями (бездействием) указанных лиц;
- о возмещении разумных расходов, понесенных
в связи
с установлением и устранением дефектов
в технической документации, предоставленной
заказчиком или проектной организацией
(например, в связи с обнаружением в ходе
строительства подпочвенных вод);
- о возмещении расходов в связи с задержкой или остановкой работы из-за неоказания заказчиком содействия, предусмотренного условиями договора (например, по передаче организации в пользование необходимых для выполнения работ зданий и сооружений, обеспечению временной подводкой сетей энергоснабжения, водопровода и т.д.).
Выручка увеличивается также в результате предъявления дополнительно сверх сметы по условиям договора поощрительных платежей, например, за сокращение сроков строительства и др.
Особым порядком отражения в учете доходов,
не связанных непосредственно с исполнением
договора строительного подряда,
ОАО «Стройкоммунналадка» учитываются
например:
- доходы по договору купли-продажи от продажи организацией излишних строительных материалов и конструкций, приобретенных для исполнения договора;
- доходы в виде арендной платы за сданные в аренду другим лицам строительные машины и оборудование, которые временно не используются для исполнения договора.
Названные доходы организации
в выручку по договору строительного подряда не включаются и учитываются
как прочие доходы; они относятся
в уменьшение прямых расходов по договору.
В первом случае доходы отражаются в учете записью по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" в корреспонденции с кредитом счета 91 "Прочие доходы и расходы". Во втором случае для отражения операции по уменьшению прямых расходов необходимо типовую схему корреспонденции счетов рабочего плана счетов организации дополнить записью: Дебет 62 Кредит 20 "Основное производство".
Расходы по договору строительного подряда на основании п. 10 Положения признаются расходами по обычным видам деятельности в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).
Выручка, расходы и финансовый результат по договору
при применении способа "по мере готовности"
определяются в каждом отчетном периоде
нарастающим итогом, т.е. с учетом данных
показателей, признанных
в предыдущие отчетные периоды по указанному
договору.
Расходы, понесенные организацией за период с начала исполнения договора до его завершения, подразделяются на:
- прямые – расходы, связанные непосредственно с исполнением договора;
- косвенные – часть общих расходов на исполнение договоров, приходящаяся на данный договор;
- прочие – расходы, не относящиеся к строительному виду деятельности организации, но возмещаемые заказчиком по условиям договора строительного подряда.
Расходы по строительству
учитываются на счете 20 в соответствии
с Планом счетов бухгалтерского учета.
Косвенные расходы включаются
в расходы по каждому договору
путем распределения общих
с использованием сметных норм и расценок,
отражающих современный уровень производственных,
технологических и организационных нормативов
в строительстве) и применяются систематически
и последовательно.
Косвенные расходы предварительно учитываются на счете 26 "Общехозяйственные расходы".
Прочие расходы могут включать отдельные
виды расходов на общее управление организацией,
на проведение научно-исследовательских
и опытно-конструкторских работ, другие
расходы, возмещение которых заказчиком
специально предусмотрено в договоре.
Данные расходы могут быть учтены по отдельной
статье "Прочие производственные расходы".
В состав прямых расходов
помимо фактически понесенных по договору
включаются так называемые предвиденные
(ожидаемые, неизбежные) расходы, которые возмещаются заказчиком по условиям
договора
в размерах, согласованных с ним. Предвиденные
расходы принимаются к учету либо по мере
их возникновения в процессе выполнения
работ по строительству либо путем образования
резерва на покрытие этих расходов, например
резерва на гарантийное обслуживание
и гарантийный ремонт созданного объекта.
Этот резерв образуется при условии, что
такие расходы могут быть достоверно определены.
В учете согласно Плану счетов бухгалтерского
учета образование резерва отражается
записью по дебету счетов учета затрат
на производство в корреспонденции с кредитом
счета 96 "Резервы предстоящих расходов".
Подрядные организации
за счет накладных расходов (счет 26)
могут относить расходы на образование
резерва на гарантийное обслуживание
и гарантийный ремонт созданного объекта.
В ОАО «Стройкоммунналадка» применяется порядок учета расходов,
связанных непосредственно с подготовкой
и подписанием договора, понесенных организацией
до даты его подписания. К ним относятся
расходы на разработку технико-экономического
обоснования, подготовку договора страхования
рисков строительных работ и т.п. Такие
расходы включаются в расходы по договору,
если они могут быть достоверно определены
и если в отчетном периоде, в котором они
возникли, существует вероятность, что
договор будет подписан. При несоблюдении
данных условий названные расходы признаются
прочими расходами того периода, в котором
они были понесены. Расходы, относящиеся
к выполненным по договору работам, учитываются
как затраты на производство, а расходы,
понесенные в связи
с предстоящими работами, - как расходы
будущих периодов (счет 97 "Расходы будущих
периодов). По мере признания выручки расходы
списываются для определения финансового
результата отчетного периода по договору
в установленном Положением порядке.
Выручка по договору, признанная способом "по мере готовности", учитывается до полного завершения работ (этапа) как отдельный актив "Не предъявленная к оплате начисленная выручка". Данный актив целесообразно учитывать на дополнительном субсчете счета 62. Сумма выручки за отчетный период, исчисленная по установленным Положением правилам, может быть отражена в учете следующим образом:
Дебет 62, субсчет "Не предъявленная к оплате начисленная выручка", Кредит 90 "Продажи".
Расходы по договору списываются с кредита счета 20 в дебет счета 90, субсчет 2 "Себестоимость продаж". Налог на добавленную стоимость исчисляется от суммы, не предъявленной к оплате начисленной выручки за отчетный период, и отражается в учете записью:
Дебет 90 Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты с бюджетом по НДС".
Суммы налога по товарам (работам, услугам), приобретенным для исполнения договора, принимаются к вычету после принятия указанных товаров (работ, услуг) на учет (Дебет 68 Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям").
Налог на прибыль исчисляется от суммы налогооблагаемой прибыли (Дебет 99 "Прибыли и убытки" Кредит 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль").
В случае если условиями договора предусматривается выставление заказчику промежуточных счетов на оплату выполненных работ, производится промежуточная сдача-приемка выполненных работ. К счету на промежуточную оплату прикладывается Справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3, подписываемая представителями подрядчика и заказчика.
Сумма промежуточной оплаты списывается на дебиторскую задолженность при выставлении заказчику счета. В учете эта операция отражается записью:
Дебет 62 Кредит 62, субсчет "Не предъявленная к оплате начисленная выручка".
В бухгалтерском балансе ОАО «Стройкоммунналадка» отражается разница между величиной не предъявленной к оплате начисленной выручки, которая признана в отчете о прибылях и убытках за предыдущие и/или текущий отчетные периоды, и величиной начисленной выручки по предъявленным к оплате промежуточным счетам, списанной на дебиторскую задолженность.
Данная разница отражается развернуто:
- в качестве актива – не предъявленная к оплате начисленная выручка (если разница положительная);
- в качестве обязательства – задолженность перед заказчиками (если разница отрицательная).
Бухгалтерский учет на предприятии
строительства – важнейшее
Бухгалтерский учет позволяет представить полную картину имущественного и финансового состояния предприятия. В нем содержится всеобъемлющие синтетические и аналитические сведения по основным средствам, материальным, трудовым и денежным ресурсам, по всем задолженностям конкретной организации.
При определении размера материальных расходов в случае
списания сырья и материалов, используемых
в производстве товаров (выполнении работ,
оказании услуг), применяется метод оценки
сырья и материалов согласно принятой
налоговой учетной политике. Для ОАО «Стройкоммунналадка»
наиболее приемлемым при списании материалов
методом оценки является (ЛИФО) по стоимости
последних по времени приобретений. При
его использовании максимизируются затраты
и минимизируется прибыль:
- в целях единообразия и сближения бухгалтерского и налогового учета совершенно верно выбран линейный метод, который позволяет равномерно погашать стоимость амортизируемого имущества в течение всего срока его полезного использования;
- согласно ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг). Налогоплательщикам, оказывающим платные услуги, разрешается относить на уменьшение доходов сумму прямых расходов в полном объеме без распределения на остатки незавершенного производства (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ). Данный пункт нужно обязательно указать в учетной политике:
- применять процедуру ускоренного списания в производство основных средств;
- при оказании платных услуг, обязательно относить на уменьшение доходов сумму прямых расходов в полном объеме без распределения на остатки незавершенного производства (абз. 3 п. 2 ст. 318 НК РФ). Данный пункт нужно указать в учетной политике.
Согласно гл. 25 НК РФ можно создать резерв на оплату отпусков и по сомнительным долгам. Расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работникам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет осуществляются в соответствии со ст. 324.1 НК РФ.
В этом случае ОАО «Стройкомунналадка» обязано
отразить в учетной политике для целей
налогообложения выбранный им способ
резервирования, определить предельную
сумму и ежемесячный процент отчислений
в указанный резерв. Для этого составляется
специальный расчет (смета),
в котором отражается порядок определения
размера ежемесячных отчислений в указанный
резерв исходя из сведений о предполагаемой
годовой сумме расходов на оплату отпусков
и с учетом суммы ЕСН с данных расходов.
Процент отчислений в указанный резерв
определяется как отношение предполагаемой
годовой суммы расходов на оплату отпусков
к предполагаемому годовому размеру расходов
на оплату труда. В конце налогового периода
налогоплательщику необходимо провести
инвентаризацию указанного резерва.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ. Информацию о создании данного резерва также следует отразить отдельным пунктом в учетной политике.
Четкость учета, его
абсолютная ясность и легкая читаемость
необходимы самой бухгалтерии общества,
чтобы принимать важные решения
в предельно сжатые сроки. Однако
в современных условиях рыночных
отношений в России для успешного
решения финансово-экономически