Учет и анализ финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 14:23, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать систему учета и определения прибыли, ее виды, а также сводную систему показателей, характеризующих основные финансовые результаты деятельности ОАО «Стройкоммунналадка» и определить пути их улучшения.
Основными задачами работы являются:
1. Сбор, систематизация и обработка материалов бухгалтерской
и статистической отчетности предприятия за последние три года, изучение внутренних нормативных документов и инструкций, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
2. Анализ организации бухгалтерского и налогового учета прибылей
и убытков в ОАО «Стройкоммунналадка».

Работа содержит 1 файл

Диплом I.doc

— 965.50 Кб (Скачать)

- оптимизировать сроки расчетов  с поставщиками товаров.

Стремление к уменьшению налоговых обязательств является вполне понятным желанием собственника и руководителя в любом бизнесе. Применяемые способы минимизации налогообложения можно разделить на две группы: законные и незаконные. Законные способы снижения налогов представляют собой различные варианты оптимизации налогообложения (разработку налоговой политики, налоговое планирование, составление налогового календаря). Под оптимизацией налогообложения понимается уменьшение налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий, включающих использование льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. К ним относится,  
в частности, квалифицированная организация дел по уплате налогов, что исключает или снижает случаи необоснованной переплаты налогов  
и начисления налоговых санкций. Под незаконными способами минимизации налогов понимается криминальное уклонение от их уплаты. Это способы уменьшения налоговых платежей, при которых налогоплательщик умышленно с нарушением действующего законодательства снижает размер налоговых обязательств.

Налоговое планирование является важным направлением оптимизации  налоговых обязательств. Можно выделить общие и специальные способы  налогового планирования. Общие способы  распространяются на все юридические  лица. К ним относятся:

- определение места  государственной регистрации юридического лица;

- выбор системы налогообложения;

- установление организационно-правовой  формы хозяйствования;

- разработка учетной  политики для целей налогообложения;

- использование льгот  и освобождений.

При применении общей  системы налогообложения налоговое планирование осуществляется в разрезе каждого налога). При этом следует учитывать взаимосвязи между налогами. Например, уменьшение величины страховых взносов  приводит к росту налога на прибыль, поскольку сумма затрат уменьшается.

В ходе налогового планирования необходимо оценить уровень налоговой  нагрузки в организации. Предлагаем применять для этого систему  показателей.

Общий коэффициент налоговой  нагрузки может быть рассчитан как  за год, так и за каждый месяц. При  расчете коэффициента помесячно следует иметь в виду, что в марте, июне, сентябре, декабре должен иметь место относительный скачок значения коэффициента. Это связано с начислением налогов, отчетным периодом по которым является квартал, полугодие,  
9 месяцев или год (налог на имущество, транспортный налог, земельный налог).

 

                           Сумма налогов, исчисленных

    Общий коэффициент          за отчетный период

        налоговой     = -------------------------------- x 100.   (3)

         нагрузки       Выручка с НДС за отчетный период

 

 

ОКНН2007 = 5645,0 : 27162 * 100% = 20,8%

ОКНН2008 = 6945,4 : 28000 * 100% = 24,8 %

ОКНН2009 = 8801,0 : 42693 * 100% = 20,6%

 

В результате анализа  и обобщения практических данных, полученных специалистами в данной области можно предложить следующие критериальные значения общего коэффициента налоговой нагрузки. В ОАО «Стройкоммунналадка» общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 20 до 25%, это означает, что система налогового планирования на предприятии работает эффективно. Однако финансовому блоку общества следует проводить регулярный анализ изменений в законодательстве, чтобы своевременно вносить корректировки в налоговую политику и снижать налоговые риски. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 25 до 40%, это означает, что система налогового планирования работает недостаточно эффективно. Организации можно рекомендовать привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места в системе бухгалтерского учета и разработать способы оптимизации налогообложения. В таком случае ситуацию можно улучшить и за счет внутренних резервов, т.е. опросив работников бухгалтерии, выяснив их идеи и предложения. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 40 до 70%, организация нуждается в серьезном пересмотре используемой системы налогообложения и рассмотрении альтернативных вариантов. Следует провести анализ законодательства с привлечением специалистов. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет более 70%, т.е. фирма более 70% выручки отдает государству в виде налогов, то такой бизнес целесообразнее ликвидировать.

Общий коэффициент налоговой  нагрузки может быть детализирован. После проведения выездной проверки налоговыми органами для оценки эффективности  работы бухгалтерии могут быть использованы показатели (2) и (3). При расчете коэффициента (3) в сумму начисленных за отчетный период налогов следует включать не только суммы, исчисленные организацией, но и суммы доначисленные налоговыми органами в этом периоде в результате камеральных и выездных проверок, включая штрафы  
и пени:

 

                      Сумма налогов, исчисленных за  период

      Коэффициент          организацией самостоятельно

    налогообложения  = ------------------------------------ x 100;  (4)

      до налоговой           Выручка с НДС за период

        проверки

 

                         Сумма налогов, исчисленных за  период

                          с учетом доначислений, выполненных

        Коэффициент       налоговыми  органами в ходе проверки

      налогообложения  = ------------------------------------x 100.(5)

      по результатам            Выручка с НДС за период

    налоговой проверки

По коэффициенту налогообложения, по результатам налоговой проверки можно оценивать эффективность  работы бухгалтерской службы  
и использовать его для определения размера материального поощрения работников бухгалтерии.

Уровень налоговой нагрузки и эффективность налогового планирования можно оценивать также с помощью  следующих показателей:

 

      Коэффициент             Чистая прибыль

     эффективности  = ------------------------------ x 100.       (6)

    налогообложения   Общая сумма налоговых платежей

 

КЭНО2007 = 696: 5645,0 * 100% = 12,3%

КЭНО2008 = 1358: 6945,4 * 100% = 19,6 %

КЭНО2009 = 1925: 8801,0 * 100% = 21,9%

 

Чем выше значение коэффициента эффективности налогообложения, тем лучше для общества. Данный показатель увеличивается, если  
в результате налогового планирования организация платит меньше налогов. Анализируя полученные значения можно отметить, что рост данного показателя свидетельствует об увеличении эффективности налогового планирования бухгалтерией за период 2007-2009 гг. в ОАО «Стройкоммунналадка».

2.3 Особенности учета доходов, расходов и финансовых результатов  
в ОАО «Стройкоммунналадка»

 

Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) (утв. Приказом Минфина России от 24.10.2008  
N 116н) предусматривает признание выручки и расходов по договору строительного подряда способом "по мере готовности", если финансовый результат (прибыль или убыток) исполнения договора на отчетную дату может быть достоверно известен.

Прежнее Положение по бухгалтерскому учету "Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство" ПБУ 2/94 (утв. Приказом Минфина России от 20.12.1994 N 167) содержало две формы определения дохода: по отдельным выполненным работам и по окончании строительства. Этим формам соответствовало два метода определения финансового результата:

- "Доход по стоимости работ по мере их готовности";

- "Доход по стоимости объекта строительства".

Принятый новым Положением способ "по мере готовности" предполагает, что выручка и расходы по договору определяются исходя из степени завершенности  работ по договору на отчетную дату и признаются  
в отчете о прибылях и убытках в тех отчетных периодах, в которых выполнены работы. При этом не имеет значения, должны или не должны они предъявляться к оплате заказчику до полного завершения работ (этапа работ) по договору.

Степень завершенности  работ по договору подтверждается подрядной (субподрядной) организацией самостоятельно.

Согласно законодательству о первичных учетных документах выручка по договору строительного подряда оформляется Актом о приемке выполненных работ по форме N КС-2 и Справкой о стоимости выполненных работ и затрат по форме N КС-3 (утв. Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100). Указанные документы подписываются представителями подрядчика и заказчика.

В случае если достоверное  определение финансового результата исполнения договора в какой-то отчетный период (например, на начальном этапе исполнения договора, когда уточняются условия договора, касающиеся величины расходов, возмещаемых заказчиком) невозможно, но существует вероятность, что расходы, понесенные при исполнении договора, будут возмещены, выручка по договору признается в отчете о прибылях и убытках в величине, равной сумме понесенных расходов (нулевой финансовый результат), которые в этот отчетный период считаются возможными к возмещению.

Достоверность определения  финансового результата исполнения договора при использовании способа "по мере готовности" признается независимо от установленного договором порядка определения цены подлежащих выполнению работ при соблюдении следующих необходимых и достаточных условий:

- уверенности, что организация получит экономические выгоды, связанные с договором;

- возможности идентификации и достоверного определения понесенных расходов по договору.

Когда договор предусматривает  уплату заказчиком твердой цены за выполнение всей обусловленной договором  работы или цены, определяемой исходя из фиксированной в договоре расценки за каждую единицу выполняемой работы (конструкции, вид работ и др.), необходимыми  
и достаточными условиями достоверного определения финансового результата исполнения договора в дополнение к приведенным выше также являются:

- возможность достоверного определения общей суммы выручки по договору;

- возможность идентификации и достоверного определения расходов, необходимых для завершения работ по договору;

- возможность определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату;

- соизмеримость фактической величины расходов по договору с ранее произведенными оценками этих расходов.

Вышеназванные правила  применяются и в том случае, если договор устанавливает смешанный  порядок определения цены подлежащих выполнению работ (например, как в договоре, предусматривающем возмещение заказчиком всех расходов, понесенных организацией в связи с выполнением работ по договору, а также уплату процента от этих расходов одновременно с согласованной максимальной ценой подлежащей выполнению работы).

ОАО «Стройкоммунналадка» для признания выручки по договору  
и расходов по договору способом "по мере готовности" может использовать следующие способы определения степени завершенности работ по договору на отчетную дату:

1) по доле выполненного на отчетную дату объема работ в общем объеме работ по договору (например, путем экспертной оценки объема выполненных работ или путем подсчета доли, которую составляет объем выполненных работ в натуральном выражении (в километрах дорожного полотна, кубометрах бетона и т.п.) в общем объеме работ по договору);

2)  по доле понесенных на отчетную дату расходов в расчетной величине общих расходов по договору (например, путем подсчета доли понесенных расходов в натуральном и стоимостном измерителе в расчетной величине общих расходов по договору в том же измерителе).

При втором способе определения  степени завершенности работ  по договору устанавливается такой  порядок расчетов:

а) расходы, понесенные на отчетную дату, подсчитываются только по выполненным работам. Расходы, понесенные в счет предстоящих работ по договору (например, стоимость материалов, переданных для выполнения работ, но еще не использованных для исполнения договора, арендная плата, перечисленная в отчетном периоде, но относящаяся к будущим отчетным периодам), и авансовые платежи организациям, выступающим в качестве субподрядчиков по договору, не включаются в сумму понесенных на отчетную дату расходов;

б) расчетная величина общих расходов по договору исчисляется как сумма всех фактически понесенных на отчетную дату расходов и расчетной величины расходов, которые предстоит понести для завершения работ по договору.

Если на отчетную дату у организации возникли сомнения в поступлении сумм, включенных в  выручку по договору (отклонений, претензий, поощрительных платежей) и отраженных в отчете о прибылях и убытках за предыдущие отчетные периоды, то суммы, в отношении поступления которых возникли сомнения, признаются расходами по обычным видам деятельности отчетного периода. Корректировка выручки по договору, признанной в предыдущие отчетные периоды, на эти суммы не производится.

Если на отчетную дату существует неопределенность в возможности  поступления всех предполагавшихся по договору отклонений, претензий, поощрительных  платежей, то сумма, которая может  быть не получена организацией (ожидаемый убыток), признается расходами по обычным видам деятельности отчетного периода (без уменьшения суммы ранее признанной выручки по договору). При этом величина ожидаемого убытка признается независимо от того, на какой стадии исполнения договора возник ожидаемый убыток. При устранении неопределенности в достоверном определении финансового результата выручка по договору и расходы по договору признаются в установленном Положением порядке, независимо от того, на какой стадии исполнения договора устранена неопределенность.

Информация о работе Учет и анализ финансовых результатов