Учет и анализ дебиторкой задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

В последние годы большинство компаний и предприятий активно питались кредитами. Бизнес финансировался и рефинансировал свои долги. Однако сейчас доступ к капиталам практически прекращен и это привело к резкому увеличению дебиторской задолженности у большинства компаний. Ситуация обостряется тем, что рассчитывать компаниям в ближайшем будущем можно будет только на свои силы и средства, а вот отдавать долги надо, причем во многих случаях уже по новым ставкам и в условиях гораздо худшей рыночной конъюнктуры. В связи со сложившейся ситуацией большинство компаний вынуждено изыскивать источники пополнения своих счетов путем оптимизации работы с менее ликвидными активами, т.к. необходимо не только гасить кредиты, но и поддерживать свой бизнес в рабочем состоянии. Кроме того, решение данной задачи дает возможность компаниям не только сохранить долю рынка, но и увеличивать ее за счет ухода с рынка более слабых игроков.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 740.50 Кб (Скачать)

   Ниже  представлен образец таблицы  видов задолженности по различным  классификационным признакам:

№ п/п Классификационные признаки Виды задолженности Примечание
   1               
 
 
    
    
   2               
 
 
    
    
 
 
    
    
   3               
 
 
    
    
   4               
   5               
 

   Независимо  от контролирующих мер со стороны  предприятия с целью избежать продажи продукции неплатежеспособным покупателям в бухгалтерии ведется соответствующий журнал-ордер или ведомость учета расчетов с покупателями и заказчиками. На основании ведомости осуществляется ранжирование задолженности по срокам оплаты счетов, помогающее предприятию определить политику в области управления дебиторской задолженностью (активами) и расчетными операциями.

   Все счета к получению классифицируются по следующим группам:

   срок  оплаты не наступил;

   просрочка от 1 до 30 дней (до 1 месяца);

   просрочка от 31 до 90 дней (от 1 до 3 месяцев);

   просрочка от 91 до 180 дней (от 3 до 6 месяцев);

   просрочка от 181 до 360 дней (от 6 месяцев до 1 года);

   просрочка от 360 дней и более (более 1 года).

   К оправданной относится задолженность, срок погашения которой не наступил или составляет менее одного месяца. К неоправданной относится просроченная задолженность покупателей и заказчиков. Чем больше срок просрочки, тем вероятнее неуплата по счету. Отвлечение средств в эту задолженность создает реальную угрозу неплатежеспособности предприятия и ослабляет ликвидность его баланса.

   Счета, которые покупатели не оплатили, называются сомнительными (безнадежными) долгами. Безнадежные долги означают, что  с каждого рубля, вложенного в  дебиторскую задолженность, не будет  возвращена определенная часть средств. Наличие сомнительной дебиторской задолженности свидетельствует о несостоятельности политики предоставления отсрочки в расчетах с покупателями. Для выявления реальности взыскания долгов, носящих сомнительный характер, необходимо проверить наличие актов сверки расчетов или писем, в которых дебиторы признают свою задолженность, а также сроки исковой давности. По долгам, не реальным к взысканию, в установленном порядке формируется резерв по сомнительным долгам. При наличии оправдательных документов безнадежные долги погашаются путем списания их на убытки предприятия как дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

   Как правило, оценка дебиторской задолженности  становится нужна:

    • при проведении финансовой эффективности предприятия;
    • при переуступке дебиторской задолженности;
    • при обращении взыскания на имущество должника.

   В ходе экспертизы по оценке дебиторской  задолженности предприятия учету  подлежит следующее:

    • финансовое состояние дебитора;
    • наличие обеспечения исполнения денежного обязательства, права требования, по которому составляют дебиторскую задолженность;
    • просроченность дебиторской задолженности;
    • потенциальный спрос на дебиторскую задолженность.
 

   При оценке дебиторской задолженности  следует иметь в виду, что, достигая величины 30% от реальных активов баланса предприятия, дебиторская задолженность может существенным образом влиять на формирование конечных показателей экономической деятельности предприятия, а также на формирование рыночной стоимости бизнеса (акций, отдельных активов) предприятия.

   В мировой практике рыночных отношений считается, что чем выше величина дебиторской задолженности в балансе предприятия, тем выше ликвидность этих активов и, как следствие, выше платежеспособность такого предприятия. Однако практика российских предприятий показывает, что в действительности может иметь место прямо противоположная тенденция.

    1. Размер  дебиторской задолженности

   При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию (увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств).

   Величина  дебиторской задолженности определяется многими разнонаправленными факторами. Условно эти факторы можно  разделить на внешние и внутренние. 

   Внешние факторы не зависят от организации деятельности предприятия, и ограничить их влияние менее возможно, а в отдельных случаях практически невозможно. К внешним факторам следует отнести: спад производства; уровень инфляции; вид продукции — если это сезонная продукция; насыщенность рынка данным видом продукции.

   Внутренние  факторы целиком и полностью зависят от профессионализма финансового менеджмента компании, от владения им искусством управления дебиторской задолженностью.

   Количественная  величина дебиторской задолженности определяется двумя факторами:

    • Объемом реализации работ и услуг в кредит.
    • Средним промежутком времени между реализацией товаров и услуг и фактическим получением выручки.
 

   Задолженность должна подтверждаться следующими документами:

    • договором между кредитором и дебитором с приложением первичных документов, подтверждающих собственно возникновение задолженности и время ее продолжительности (накладные, счета-фактуры и т.д.);
    • акты сверки дебиторской задолженности, оформленные надлежащим образом.

   При отсутствии или неправильном юридическом  оформлении этих документов вероятность оплаты контрагентом значительно снижается.

   Трудность может вызывать наличие нескольких договоров с одним дебитором  и частичная выплата по каждому из них, причем в произвольные сроки и по разным схемам. Например, покупатель — «сетевик». У него есть склад, куда доставляется товар от поставщика, а затем развозится по «точкам» — магазинам. Оплата производится по безналичному расчету. Клиенту удобно в платежном поручении указывать только номер договора и выплачивать «круглые» суммы, примерно равные стоимости заявки. Но и каждый отдельный магазин имеет возможность оформить заказ, оплатив наличными. В результате может возникнуть путаница в оплате. Для этого необходимо установить периодичность сверок расчетов по каждому из договоров.

   Увеличение  количества денег на счетах фирмы  свидетельствует об укреплении ее финансового состояния. Денежная сумма должна быть такой, чтобы ее хватало для погашения всех первоочередных платежей поставщикам.

    1.   Коэффициент оборачиваемости

   Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности — финансовый показатель, рассчитываемый как отношение оборота компании к среднегодовой величине дебиторской задолженности. Формула расчета:

     

   КО  — коэффициент оборачиваемости;

   Объем продаж — годовой оборот компании;

   Средн. дебиторская задолженность — среднегодовое значение дебиторской задолженности (обычно определяется как сумма на начало и на конец года, деленная пополам, хотя возможно и более детальное изучение ее изменений в течение года).

   Коэффициент оборачиваемости показывает эффективность организации работы по сбору оплаты за продукцию или услуги. Снижение данного показателя может сигнализировать о росте числа неплатежеспособных клиентов и других проблемах сбыта, но может быть связано и с политикой расширения доли рынка. Чем ниже оборачиваемость дебиторской задолженности, тем выше будут потребности компании в оборотном капитале.

   Широко  распространен еще один вариант  данного показателя, выражающий оборачиваемость дебиторской задолженности как среднее число дней, требуемое для сбора долгов. Этот вариант показателя называется Период сбора дебиторской задолженности (Псб). Формула расчета:

   

   При использовании данных отчета о прибылях и убытках не за год, а за другой период, значение объема продаж должно быть соответствующим образом скорректировано.

   Возможен  расчет оборачиваемости для каждого  отдельного клиента. Обычно он рассчитывается как отношение объема дохода (выручки) от реализации продукции (работ, услуг) к средней дебиторской задолженности по формуле:

   

   Код — коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности;

   ДР  — доход от реализации продукции (работ, услуг);

   ДЗ  — средняя дебиторская задолженность.

   Этот  коэффициент показывает, сколько  раз задолженность образуется и  поступает за исследуемый период. 

   Оборачиваемость дебиторской задолженности (ОД) может быть рассчитана и в днях. Этот показатель отражает среднее число дней, необходимое для ее возврата. Рассчитывается как отношение количества дней в периоде и коэффициента оборачиваемости:

   

   П — длительность периода;

   ДЗк — сумма дебиторской задолженности  на конец периода. 

   Иногда  оборачиваемость дебиторской задолженности  называется периодом погашения дебиторской  задолженности.

   Следует иметь в виду, что чем больше период просрочки задолженности, тем выше риск непогашения.

   Сравнение фактической оборачиваемости с  рассчитанной по условиям договора дает возможность оценить степень  своевременности платежей покупателями. Отклонение фактической оборачиваемости от договорной может быть результатом плохой работы по истребованию возврата задолженности, финансовых затруднений у покупателей.

  1. Дебиторская задолженность: отражение  в бухгалтерском учете и отчетности.

   Под дебиторской задолженностью понимают долги юридических и физических лиц (покупателей, заказчиков, заемщиков, подотчетных лиц и т.д.). В составе дебиторской задолженности отражается также сумма авансов, выданных поставщикам и подрядчикам.

   Большинство бухгалтерских счетов расчетов активно-пассивные, следовательно, они могут иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо, причем по некоторым счетам сальдо могут быть развернутыми, то есть на таких счетах отражаются не только дебиторская, но и кредиторская задолженность.

   В данном случае нас интересует именно дебетовое сальдо по счетам 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", 75 "Расчеты с учредителями", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.п.

   Ранжирование  задолженности по срокам погашения, согласно заключенным договорам, осуществляется с момента принятия обязательств к бухгалтерскому учету: до 1 года - краткосрочная, более 1 года - долгосрочная дебиторская задолженность.

   В этой связи усиливаются роль и  значение аналитического учета задолженности, который ведется по каждой организации, выступающей по отношению к данному предприятию в роли покупателя или заказчика, а также по срокам ее погашения непосредственно на основе первичных документов.

   По  общему правилу срок исковой давности начинает отсчитываться с той  даты, не позже которой покупатель должен перечислить деньги по договору. Если срок погашения задолженности в договоре не указан, то он определяется в порядке, установленном законодательством (ст. 200 Гражданского кодекса РФ). Так, по договору купли-продажи покупатель обязан оплатить товар непосредственно до или после того, как получил товар от продавца (ст. 486 ГК РФ). По другим видам договоров (на оказание услуг или выполнение работ), если иное не предусмотрено законодательством, обязательство должно быть исполнено в разумный срок после его возникновения (ст. 314 ГК РФ). Обязательство, не исполненное в разумный срок, а также обязательство, срок исполнения которого определен моментом востребования, должник должен исполнить в течение семи дней после того, как кредитор потребовал оплату.

Информация о работе Учет и анализ дебиторкой задолженности