Учет и анализ дебиторкой задолженности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 16:25, курсовая работа

Описание работы

В последние годы большинство компаний и предприятий активно питались кредитами. Бизнес финансировался и рефинансировал свои долги. Однако сейчас доступ к капиталам практически прекращен и это привело к резкому увеличению дебиторской задолженности у большинства компаний. Ситуация обостряется тем, что рассчитывать компаниям в ближайшем будущем можно будет только на свои силы и средства, а вот отдавать долги надо, причем во многих случаях уже по новым ставкам и в условиях гораздо худшей рыночной конъюнктуры. В связи со сложившейся ситуацией большинство компаний вынуждено изыскивать источники пополнения своих счетов путем оптимизации работы с менее ликвидными активами, т.к. необходимо не только гасить кредиты, но и поддерживать свой бизнес в рабочем состоянии. Кроме того, решение данной задачи дает возможность компаниям не только сохранить долю рынка, но и увеличивать ее за счет ухода с рынка более слабых игроков.

Работа содержит 1 файл

курсовик.doc

— 740.50 Кб (Скачать)

Введение

    Тема  дебиторской задолженности выбрана  темой моего курсового проекта  неслучайно – во первых, этот вопрос напрямую касается моей профессиональной деятельности, а  во вторых – эта тема очень актуальна во все времена, но особенно сейчас – в период мирового финансового кризиса, когда большинство компании борются за выживание. Сегодня финансовый кризис признали все. Из «виртуальной» для большинства из нас области фондового рынка, он перекинулся в сферу реальной экономики. Большинство представителей бизнеса уже осознали, что ситуация изменилась, но четкого понимания того, что же будет в дальнейшем, нет. Все замерли в ожидании, заморозив крупные инвестиционные проекты и приостановив реализацию стратегий развития.

    В последние годы большинство компаний и предприятий активно питались кредитами. Бизнес финансировался и рефинансировал свои долги. Однако сейчас доступ к капиталам практически прекращен и это привело к резкому увеличению дебиторской задолженности у большинства компаний. Ситуация обостряется тем, что рассчитывать компаниям в ближайшем будущем можно будет только на свои силы и средства, а вот отдавать долги надо, причем во многих случаях уже по новым ставкам и в условиях гораздо худшей рыночной конъюнктуры. В связи со сложившейся ситуацией большинство компаний вынуждено изыскивать источники пополнения своих счетов путем оптимизации работы с менее ликвидными активами, т.к. необходимо не только гасить кредиты, но и поддерживать свой бизнес в рабочем состоянии. Кроме того, решение данной задачи дает возможность компаниям не только сохранить долю рынка, но и увеличивать ее за счет ухода с рынка более слабых игроков.

    Одним из видов ликвидных оборотных  активов является дебиторская задолженность, поэтому многие предприятия в  первую очередь начали оптимизацию  своей деятельности за счет повышения эффективности управления дебиторской задолженностью. 

    Дебиторская и кредиторская задолженность - неизбежное следствие существующей в настоящее  время системы денежных расчетов между организациями, при которой  всегда имеется разрыв времени платежа с моментом перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и временем их фактической оплаты.

    Практически каждая организация в своей финансово-хозяйственной  деятельности сталкивается с дебиторской задолженностью.

    Долги – это бич современного бизнеса. Иностранные партнеры и инвесторы  до сих пор удивляются количествам  долговых обязательств их российских коллег. И если для иностранных  компаний такие объемы дебиторской  задолженности вызывают шоковое состояние, то для российского предпринимателя – это нормальное состояние вещей. И это никого не удивляет. Российский бизнес привык ради быстрой выгоды идти на риск, становясь зачастую объектом различных мошенников. Сейчас конечно организации научились отличать компании-однодневки от их более благополучных коллег, и дело пошло на поправку, однако до конца проблема долгов так и не исчезла. Слишком многие организации в смутные для российской экономики времена привыкли жить в долг, не отягощая себя попытками вернуть полученное ими от партнеров. Даже имея для этого необходимые средства, они предпочитают откладывать до последней возможности момент расчетов.

    Возможно, этому способствует и то, что менеджеры по продажам стараются поддерживать теплые личные отношения с представителями фирм-покупателей, которые, в свою очередь, "на дружеских началах" позволяют себе неаккуратность в соблюдении сроков платежей.

    Эти незапланированные отсрочки незаметно  превращаются для компаний в проблему, так как нарушается их плановая деятельность из-за отсутствия денег, на которые они рассчитывали. Может быть, это и сравнительно небольшие суммы, но все же продавцу неплохо было бы иметь их в собственном распоряжении, а не "кредитовать бесплатно" другие компании. В итоге торговая фирма оказывается в весьма затруднительной ситуации: с одной стороны, она не хочет портить отношения с клиентами, с другой - руководитель компании приходит к выводу, что без некоторой жесткости заставить контрагентов быть более дисциплинированными не получится.

    Решением  всех этих проблем может стать  создание эффективную систему управления дебиторской задолженностью и правильную кредитную политику.

 

  1. Основные понятия  о дебиторской задолженности.
    1. Дебитор и дебиторская  задолженность

   Дебитор – это должник (от латинского слова debitum – долг, обязанность), одна из сторон гражданско-правового обязательства имущественной связи между двумя и более лицами. 

   Дебиторская задолженность  – это сумма долгов, т.е. элемент оборотного капитала, причитающихся организации от юридических или физических лиц. Еще ее называют обездвижением собственных оборотных средств. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от производственных запасов и незавершенного производства, которые  сложно резко изменить путем принятия того или иного решения, дебиторская задолженность полностью зависит от политики предприятия относительно покупателей и продукции.

   По  характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную (отсроченную или текущую и просроченную).

   Неоправданной дебиторской задолженностью считается  та, которая возникла в результате нарушения расчетной и финансовой дисциплины, имеющихся недостатков в ведении учета, ослабления контроля за отпуском материальных ценностей, возникновения недостач и хищений (товары отгруженные, но неоплаченные в срок, задолженность по недостачам и хищениям и др.)

   Дебиторская задолженность – важный компонент  оборотного капитала. Дебиторская задолженность является активом предприятия, который связан с юридическими правами, включая право на владение. Известно, что в составе активов организаций дебиторская задолженность имеет стоимость и играет достаточно важную роль в сфере предпринимательской деятельности. Дебиторская задолженность не обладает функцией товара, следовательно, продаваться может уступка права требования, а она, в свою очередь, имеет цену лишь в случае появления потребительской стоимости. 

   Основными задачами анализа дебиторской задолженности являются:

    • Проверка реальности и юридической обоснованности числящихся на балансе предприятия сумм дебиторской задолженности
    • Проверка финансовой дисциплины и соблюдение правил расчетов
    • Проверка наличия оправдательных документов при совершении расчетных операций и правильности их оформления
    • Проверка правильности получения сумм за отгруженные материальные ценности полноты их списания
    • Проверка своевременности и правильности оформления и предъявления претензий дебиторам, а также организация контроля за движением этих дел и проверка порядка организации, взыскания сумм причиненного ущерба и других долгов, вытекающих из расчетных взаимоотношений
    • Разработка рекомендаций по снижению дебиторской задолженности и упорядочению расчетов.
    1. Оценка дебиторской задолженности.

   Образование дебиторской задолженности, ее существование  в условиях рыночной экономики как  экономической категории объективно и объясняется двумя существенными факторами:

    • для организации-дебитора это бесплатный источник дополнительных оборотных средств;
    • для организации-кредитора это возможность сохранения и расширения рынка распространения товаров, работ, услуг.

   Третий  фактор, который, как правило, не афишируется, но существует, это способ отсрочки налоговых платежей при расчетах между взаимозависимыми (аффилированными) юридическими лицами. 

   Приступая к анализу, нужно, прежде всего, проверить  расчеты с дебиторами, а также  выяснить, правильно ли отражена дебиторская  задолженность в балансе.

    • Анализ состояния дебиторской задолженности следует начинать  с анализа материалов инвентаризации расчетов с дебиторами.
    • Анализ расчетов с дебиторами осуществляется в выявлении по соответствующим документам остатков и тщательной проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах.
    • Устанавливаются причины и виновники образования дебиторской задолженности, давность ее возникновения, а также реальность получения (то есть, имеются ли акты сверки расчетов либо письма, в которых  дебиторы признают свою задолженность), не пропущены ли сроки исковой давности (3 года), какие меры принимаются для взыскания задолженности.
    • Организуются и проводятся встречные проверки.

   На  основании анализа составляется справка, в которой приводятся наименования и адреса дебиторов, суммы задолженности, указано, за что она числится,  с какого времени и на основании каких документов.

   Чаще  всего в хозяйственной деятельности предприятия встречаются расчеты  с покупателями и заказчиками за товары, работы и услуги. Эта статья занимает поэтому наибольший удельный вес в общей сумме дебиторской задолженности, показанной в балансе предприятия.

   При анализе этой дебиторской задолженности  необходимо обратить внимание на следующее:

    • Имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления.
    • Правильно ли получены суммы за отгруженные товарно-материальные ценности.

   Установив достоверность дебиторской задолженности, проанализировав данные, нужно проанализировать состав и структуру дебиторской задолженности, дать оценку с точки зрения ее реальной стоимости, распределить дебиторскую задолженность по срокам образования, определить качество и ликвидность этой задолженности

   Анализ  общей дебиторской задолженности  предприятия проводится по следующим  основным этапам:

    1. Анализ старения счетов дебиторов. Исходной информацией для его составления являются данные бухгалтерского учета по задолженности конкретных контрагентов. При этом важно получить информацию не только о сумме задолженности, но и о сроках ее возникновения. Для получения о просроченности задолженности следует провести анализ договоров с контрагентами.
    2. Определение структуры и динамики изменения каждой статьи дебиторской задолженности предприятия.
    3. Определение срока оборачиваемости дебиторской задолженности.

   После общего анализа состава и структуры  дебиторской задолженности необходимо проанализировать и дать ей оценку с точки зрения реальной стоимости. Это связано с тем, что не вся дебиторская задолженность может быть взыскана. Возвратность её определяется на основе прошлого опыта и текущих условий. Бухгалтерский риск состоит в том, что прошлый опыт может быть неадекватной мерой будущего убытка или что текущие условия могут быть не полностью учтены.

   Следует учитывать реальные условия, например наметившуюся тенденцию роста невозврата. Поэтому целесообразно проанализировать:

    • какой процент невозврата дебиторской задолженности приходился на одного или нескольких главных должников (этот процент характеризует концентрацию невозврата задолженности), будет ли влиять неплатеж одного из главных должников на финансовое положение предприятия;
    • каково распределение дебиторской задолженности по срокам образования;
    • были ли приняты скидки и другие условия в пользу потребителя, например, его право на возврат продукции.

   Показатель  качества определяет вероятность получения  задолженности в полной сумме, которая зависит от срока образования задолженности.

   Для характеристики возврата дебиторской  задолженности целесообразно сгруппировать ее по срокам возникновения: долгосрочную и краткосрочную дебиторскую задолженность. В зависимости от конкретных условий могут быть приняты разные интервалы сроков возникновения задолженности. Наличие такой информации за длительный период позволяет выявить как общие тенденции расчетной дисциплины, так и конкретных покупателей, наиболее часто попадающих в число ненадежных плательщиков.

   Нужно отметить, что рост дебиторской задолженности  часто объясняется увеличением  реализации продукции: если предприятие расширяет свою деятельность, то растет и число покупателей, а соответственно и дебиторская задолженность. С другой стороны, предприятие может сократить отгрузку продукции, тогда счета дебиторов уменьшаются. Следовательно, рост дебиторской задолженности не всегда оценивается отрицательно.

Информация о работе Учет и анализ дебиторкой задолженности