Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 00:08, курсовая работа
Целью работы является изучение инвентаризации товаров, продуктов, тары и ее учета результатов.
Задачами работы являются:
- рассмотреть теоретические основы инвентаризация товаров, продуктов, тары;
- провести анализ инвентаризация товаров, продуктов, тары и ее учета на предприятии.
Предметом исследования работы является инвентаризация товаров, продуктов, тары.
Объектом исследования является ООО «Ракита».
Введение 3
1. Теоретические основы инвентаризация товаров, продуктов, тары 5
1.1. Инвентаризация товаров, продуктов и тары 5
1.2. Порядок проведения инвентаризации товаров, продуктов и тары 8
1.3. Оформление результатов инвентаризации 15
2. Анализ инвентаризация товаров, продуктов, тары и ее учета на предприятии 31
2.1. Общая характеристика предприятия 31
2.2. Анализ проведения и учета инвентаризации товаров, продуктов и тары в ООО «Ракита» 35
2.3. Учет результатов инвентаризации в организации 40
3. Совершенствование проведения и учета инвентаризации товаров, продуктов, тары 45
Заключение 57
Список использованной литературы 59
В инвентаризационной описи не допускаются подтирки или подчистки, записи в описях должны производиться ясно и четко. Исправляются допущенные ошибки во всех экземплярах путем зачеркивания ошибок и написания сверху правильных данных. Исправления в части наименования товаров, их количества, расфасовки и цены должны быть оговорены и подтверждены подписями всех членов комиссии, что на практике нередко не делается.
Комиссия составляет опись в трех экземплярах, а при передаче материальных ценностей - в пяти (три - под копирку членами комиссии, а два других - материально ответственным лицом). Каждый экземпляр описи в отдельности подписывается всеми членами комиссии (не под копирку). Если опись состоит из нескольких страниц, то все страницы должны быть пронумерованы, а внизу каждой из них должна быть ссылка на номер следующей страницы. В опись записывается товар в полном и правильном наименовании с указанием номенклатурного номера, расфасовки. В графе "цена" указывается цена, по которой товар сдан под отчет по товарным документам материально ответственному лицу. При этом цены должны соответствовать единице измерения, в которой товар внесен в опись. Например, количество товара указано в штуках, и цена ставится за одну штуку.
Очень часто в магазинах возникают трудности при инвентаризации особо крупных остатков отдельных видов товаров. Даже при очень крупных остатках какого-либо товара комиссия обязана пересчитать их, а не записывать в опись их количество со слов материально ответственного лица или, например, путем умножения количества ящиков на количество бутылок в одном без проверки содержимого в каждом ящике.
Одновременно с фактической проверкой товаров в натуре проверяется состояние и ведение складского хозяйства, в том числе правильность организации хранения и размещения товаров, при этом имеется в виду, в частности, разнообразие физико-химических свойств многих товаров, например:
- скоропортящиеся (продукты
- легко воспринимающие влагу (соль, сахар и др.);
- легко воспринимающие
- обладающие специфическими запахами (рыба, табак и др.);
- убывающие в весе (овощи, бахчевые, мясные и др.);
- легко воспламеняющиеся и др.
Если в момент инвентаризации поступил товар, то комиссия принимает его и записывает в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается дата поступления, наименование поставщика, дата и номер приходного документа, наименование товара, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии (или по его поручению члена комиссии) делается отметка "После инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую внесены эти ценности. Этот товар приходуется после инвентаризации. Но такие случаи на практике бывают не очень часто.
По весовым товарам в таре указывается вес брутто и вес нетто. Фактически оказавшуюся в момент инвентаризации тару рассортировывают по качественному признаку и составляют для нее две описи - на порожнюю и на занятую под товарами.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера организации в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственным лицам в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "Товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации". Оформляется опись по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные ценности во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии или по его поручению члена комиссии.
Инвентаризация товарно-
На счетах учета товаров, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами (табл. 3).
Таблица 3
Документы, подтверждающие наличие на счетах учета товаров, не находящихся в момент инвентаризации у материально ответственных лиц
Товары, не находящиеся
в момент |
|
Товары, находящиеся в пути |
Расчетные документы
поставщиков или |
Отгруженные товары |
Копии предъявленных
покупателям |
Товары по просроченным
оплатой |
Обязательное подтверждение |
Товары, находящиеся на
складах |
Сохранные расписки, переоформленные |
Предварительно должна быть произведена сверка этих расчетов с другими корреспондирующими счетами. Например, по счету 45 "Товары отгруженные" следует установить, не числятся ли на этом счете суммы, оплата которых почему-либо отражена на других счетах (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и т.д.), или суммы за материалы и товары, фактически оплаченные и полученные, но числящиеся в пути.
Описи составляют отдельно на товары, находящиеся в пути (Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей, находящихся в пути (форма N ИНВ-6)), на товары отгруженные, не оплаченные в срок покупателями (Акт инвентаризации товарно-материальных ценностей отгруженных (форма N ИНВ-4)).
В описях на товары, находящихся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета. В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся следующие данные: наименование покупателя, наименование товара, сумма, дата отгрузки, дата выписки, номер расчетного документа.
Товары, находящиеся на складах других организаций, заносятся в опись на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются следующие данные: наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другой организации, указываются: наименование перерабатывающей организации, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Если в торговой организации имеется остаток денег, не сданных в банк, от продажи товаров, то этот остаток, проверенный инвентаризационной комиссией, записывается на лицевой стороне описи. По каждой странице описи указывается прописью число порядковых номеров товарно-материальных ценностей и общее количество ценностей в натуральных показателях (безотносительно к их характеру). Такой подход исключает возможность внесения в опись каких-либо изменений или приписок. После взаимной сверки каждая страница описи подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи инвентаризационная комиссия записывает прописью количество порядковых номеров и натуральных единиц отдельно по последней странице и по всей описи в целом, а также сумму всех ценностей. На последней странице описи материально ответственное лицо дает подписку о том, что все ценности проверены комиссией в натуре в его присутствии и внесены в опись.
На предприятиях с коллективной материальной ответственностью инвентаризация может проводиться по числу материально ответственных лиц с распределением участников согласно протоколу. В связи с этим после окончания инвентаризации на основе отдельных инвентаризационных описей составляется сводная опись фактических остатков товаров. В сводной описи перечисляется отдельно каждая инвентаризационная опись с указанием суммы ценностей и подсчитывается общий итог всех ценностей по предприятию.
После окончания инвентаризации председатель комиссии представляет описи в следующем порядке: первый экземпляр описи, заполненный членами комиссии, а также экземпляр, заполненный материально ответственным лицом, - в бухгалтерию организации, где ведется учет ценностей; второй экземпляр описи, заполненный членом комиссии, - материально ответственному лицу. Сданные в бухгалтерию инвентаризационные описи должны тщательно проверяться для достоверного анализа результатов инвентаризации.
В целях более полного контроля за состоянием инвентаризационной работы целесообразно проводить анализ ее эффективности. При этом необходимо учитывать возможные упущения в этой деятельности.
Наиболее характерными недостатками инвентаризаций являются:
- инвентаризационные комиссии действуют как временный орган;
- проверяющие специалисты плохо ознакомлены с нормативными актами и слабо знают свои права, обязанности и ответственность;
- отсутствует четкая
- нет методик зачета
- не обоснован порядок расчета материального ущерба;
- отсутствует контроль за
- большинство членов
В связи с этим необходимо осуществлять контроль за инвентаризациями по следующим направлениям:
- наличие разработанных и
- полнота охвата объектов и
своевременность
- качество инвентаризационного процесса;
- достоверность и правильность составления инвентаризационных описей и сличительных ведомостей;
- своевременность,
- правильность отражения на
счетах бухгалтерского учета
и в учетных регистрах результа
Для определения непосредственных результатов деятельности инвентаризационных комиссий должны анализироваться степень или уровень выполнения определенных задач, прохождение этапов проверки. Для этого необходимо разработать систему показателей, отражающих полноту, своевременность и оперативность выполнения инвентаризационной работы; единство в совокупности показателей; сравнимость результатов. Этому требованию в наибольшей мере соответствуют относительные величины. Общий принцип подсчета отдельных показателей заключается в том, что выбираются отдельные, наиболее важные элементы цикла ревизионной работы или функциональных обязанностей, конечный результат которых поддается количественному определению. При этом рассчитанные коэффициенты будут характеризовать эффективность и качество проведенной инвентаризационной работы.
Состояние и эффективность
1. Показатель своевременности. Данный показатель характеризует проведение инвентаризаций в срок, установленный планом. Он определяется отношением количества своевременно проведенных инвентаризаций ко всем планируемым инвентаризациям.
2. Показатель выполнения плана проведения инвентаризаций, рассчитываемый как отношение фактически проведенных инвентаризаций к их плановому количеству.
3. Показатель соблюдения сроков
выведения результатов
4. Показатель участия
5. Показатель участия
6. Коэффициент качества
7. Коэффициент охвата
8. Коэффициент возмещения
Предлагаемые показатели дают возможность определить качество и эффективность инвентаризаций, усилить контроль за качеством мер, связанных с обеспечением сохранности собственности торговой организации.
Вместе с тем эти показатели
целесообразно дополнять
- взыскание выявленных недостач;
- оприходование неучтенных
- погашение вскрытой
- обеспечение внесения в кассу денежных расчетов.
При этом следует сравнивать затраты на инвентаризацию с дополнительными доходами, полученными от возмещения материального ущерба. Инвентаризация эффективна, если полученный доход превышает затраты на ее организацию при соблюдении всех требований к ее методике и технике проведения.
Информация о работе Совершенствование проведения и учета инвентаризации товаров, продуктов, тары