Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 21:17, дипломная работа
Начиная с начала 90-х гг. в процессе перехода от централизованно планируемого хозяйства к рыночной экономике в нашей стране произошли коренные преобразования. Изменения не могли не затронуть такие важнейшие элементы управления как учет, финансовый контроль и анализ. Поскольку учет в командно-административной системе выполняет принципиально другие функции, нежели в условиях рыночной экономики, то встала проблема реформирования учета в соответствии с общепринятой во всем мире практикой. Это необходимо для того, чтобы наши предприятия, выходящие на международные рынки, были их полноправными участниками, а стандарты бухгалтерского учета объективно отражали деятельность и имущественное положение компаний. В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов финансовой отчетности будет важным шагом для привлечения иностранных инвестиций. Переход на международную практику учета существенно облегчит взаимоотношения с иностранными инвесторами, будет способствовать увеличению числа совместных проектов. Необходимо подчеркнуть, что приведение системы учета в соответствии с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухгалтерского учета носит глобальный характер. Например, в рамках ЕС эта работа осуществляется уже около 40 лет.
Глава 1. Направления совершенствования составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в РФ в соответствии с МСФО 6
1.1. Этапы реформирования бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ 6
1.2. Принципы составления финансовой отчетности в системе МСФО 16
1.3. Общая характеристика Международных стандартов финансовой отчетности 22
Глава 2. Содержание Международных стандартов финансовой отчетности 26
2.1. Методологические стандарты финансовой отчетности и их интерпретации 26
2.2. Стандарты, регламентирующие составление консолидированной отчетности и их интерпретации 39
2.3. Стандарты, регламентирующие раскрытие отдельной информации и их интерпретации 45
Глава 3. Основные различия российских и международных стандартов бухгалтерского учета 74
3.1. Принципы и элементы финансовой отчетности, ее состав 74
3.2. Структура, содержание и методологические основы составления бухгалтерского баланса в российской и международной практике 84
3.3. Отличия в формировании других форм отчетности в РФ и в системе МСФО 93
Глава 4. Трансформация российской бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО 105
4.1. Основные подходы и этапы процедуры трансформации отчетности в РФ 105
4.2. Трансформация бухгалтерского баланса по российским стандартам в соответствии с МСФО 110
4.3. Преобразование данных отчета о прибылях и убытках и их представление в соответствии с МСФО 119
Заключение 126
Список использованной литературы 131
Приложения 134
В Концепции намечены основные задачи по реорганизации российского бухгалтерского учета.
Толчком к практической реализации усилий по реформе бухгалтерского учета стал Указ Президента РФ от 3 апреля 1997 г. № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента РФ Федеральному Собранию «Порядок во власти - порядок в стране (О положениях в стране и основных направлениях политики РФ)». 6 марта 1998 г. Постановлением Правительства № 283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности - правовая основа реформы бухгалтерского учета. В ней признавалось, что процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования называется приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономики и международными стандартами финансовой отчетности, а задачи реформы заключаются в том, чтобы:
Можно выделить 3 основные направления реформы:
В развитие Программы Правительство издало Распоряжение № 382-р от 21 марта 1998 г., в котором общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ было возложено на Министерство финансов (за исключением кредитных учреждений, в отношении которых методологическое руководство осуществляет Центральный Банк РФ).
Распоряжением Правительства РФ от 22 мая 1998 г. № 587-р был утвержден План внедрения положений (стандартов) по бухгалтерскому учету. В 1998-1999 гг. предполагалось разработать 22 стандарта, классифицированных на 3 группы:
По состоянию на 31 декабря 2003 г. было принято 20 положений по бухгалтерскому учету (прил.1). По ряду вопросов были изданы методические указания, а не ПБУ.
В числе других нормативных актов, формирующих правовую основу реформирования необходимо отметить:
В 2004-2005 гг. Министерство финансов РФ планирует продолжить работу по разработке ПБУ. В частности, планируется принять стандарты по следующим вопросам: учет инфляционных ожиданий, подготовка промежуточной отчетности, пояснительная записка, реорганизация предприятий, учет аренды. Подготовлен проект федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности», который будет одним из наиболее важных документов реформы.
На следующем этапе предстоит работа по уточнению российских стандартов в связи с пересмотром самих МСФО.
В 2003 г. Правительство РФ утвердило проект законопроекта, согласно которому банки и компании, чьи акции торгуются на биржах, перейдут на МСФО с 2004 г., холдинги начнут готовить сводную отчетность в соответствии с МСФО с 2005 г., и оставшиеся компании перейдут на МСФО с 2007 г.
Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО был установлен широкий комплекс мероприятий по ее практической реализации, начиная с разработки нормативной базы и мер по повышению квалификации специалистов по бухгалтерскому учету и заканчивая организацией международного сотрудничества. В феврале 1998 г. был открыт Международный центр реформы бухгалтерского учета (МЦРБУ). Это неправительственная некоммерческая организация координирует предоставление международной технической помощи для специальной Межведомственной комиссии по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности, составленной из представителей Министерства финансов, Центрального Банка, Федеральной Комиссии по ценным бумагам, Госналогслужбы, Госкомстата и других ведомств. МЦРБУ выполняет роль связующего звена между Комитетом по международным стандартам и российскими профессиональными организациями и регулирующими органами.
Также следует выделить издание первого официального перевода МСФО на русский язык и перечень основных терминов международных стандартов.
В апреле 1997 г. был создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ) - некоммерческое партнерство, учрежденное высшими учебными, научными и общественными организациями. Активное участие в создании и деятельности ИПБ принимает Минфин РФ. ИПБ России объединяет аттестованных профессиональных бухгалтеров и аудиторов. Они представляют руководителей и ведущих специалистов бухгалтерских служб предприятий и организаций, аудиторских и консалтинговых служб, профессорско-преподавательский состав в области бухгалтерского учета, экономического анализа и аудита различных учебных заведений, специалистов финансового менеджмента. В ноябре 2001 года ИПБ России стал действительным членом Международной федерации бухгалтеров. Основными целями и задачами ИПБ являются:
Институтом профессиональных бухгалтеров с участием специалистов Минфина были разработаны Положение об аттестации профессионального бухгалтера и Порядок проведения квалификационных экзаменов на аттестат профессионального бухгалтера, одобренные Межведомственной комиссией по реформированию бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Аттестация профессиональных бухгалтеров проводится Институтом профессиональных бухгалтеров с 1996 г., и по состоянию на 2003 г. ее прошли свыше 140 тысяч бухгалтеров. Целью указанных документов является подтверждение бухгалтерским сообществом профессионального уровня своих представителей, как это принято в большинстве развитых стран. Институтом также разработан Кодекс профессиональной этики профессионального бухгалтера.
В области повышения квалификации специалистов бухгалтерского учета разработан новый стандарт высшего образования, приняты программы обучения и переподготовки, повышения квалификации, изданы новые учебники и учебные пособия по МСФО, организовано около 400 учебно-методических центров, занимающихся обучением бухгалтерских кадров только в системе Института профессиональных бухгалтеров России.
Таким образом, в направлении кадрового обеспечения реформы достигнуты определенные успехи. В то же время следует отметить, что наблюдается значительное отставание в разработке программ обучения и переподготовки бухгалтерских кадров. Как правило, бухгалтеры-практики плохо представляют себе суть происходящих изменений. Это означает, что существует необходимость активнее вовлекать широкие круги бухгалтеров в обсуждение разрабатываемых документов, а также оказывать содействие при отстаивании своих профессиональных интересов.
Переход на международные стандарты финансовой отчетности нельзя рассматривать как единственную цель реформирования. В действительности реформа должна быть гораздо глубже и заключаться в построении эффективной надстройки над новым типом хозяйственных отношений в России. В итоге должна быть создана среда, обеспечивающая формирование полезной и объективной информации о финансовом положении и результатах деятельности компаний. Невозможность перехода на МСФО «в один день» обусловлена необходимостью осуществления целого комплекса взаимосвязанных мероприятий. Поэтому естественно, что в процессе реформирования будут возникать многочисленные сложности. Можно выделить ряд сложностей, препятствующих реформированию.
Постоянное обновление МСФО - в последние несколько лет МСФО претерпевают серьезные концептуальные изменения и по существу представляют нечто вроде «движущейся мишени», попасть в которую - задача, нелегкая даже для очень опытного стрелка. С одной стороны, необходимо своевременно адаптировать новые термины МСФО в российскую юридическую терминологию. С другой стороны, для того, чтобы избежать морального устаревания отечественных стандартов, в процессе их разработке Минфину необходимо параллельно отслеживать все текущие проекты и разработки КМСФО.
Необходимость понижения в отдельных случаях статуса разрабатываемого документа, например, вместо Положения по доверительному управлению Минфин выпустил Указания по отражению в бухгалтерском учете операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества, т.е. вместо документа второго уровня был принят документ третьего уровня системы нормативного регулирования бухгалтерского учета. То же самое произошло в отношении положения «Прибыль на акцию». Пока еще не приняты поправки в Федеральный закон «О бухгалтерском учете», призванные закрепить значительные изменения, произошедшие в последнее время в российском учете.
«Человеческий» фактор - средний уровень знаний бухгалтеров и аудиторов, принимающих участие в подготовке и выражении мнения об отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, остается низким. По сути квалифицированные аудиторские и консалтинговые услуги в этой области могут оказывать лишь компании большой «четверки», работающие в России и несколько самых крупных российских компаний. Руководители компаний зачастую также негативно относятся к МСФО, поскольку это может потребовать значительных затрат.
Недостаточное применение на практике новых стандартов учета. В результате опроса членов Института профессиональных бухгалтеров выяснилось, что ряд принятых ПБУ до сих пор не используются для подготовки отчетности. Как правило, это ПБУ расчетного характера, требующие профессионального суждения со стороны бухгалтера - ПБУ 7/98 «События после отчетной даты», ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности», ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам».
Ориентация бухгалтерского учета на требования налоговых органов остается одним из главных препятствий на пути реформирования. Зачастую руководители предприятий опасаются, что в результате внедрения МСФО и перехода на предельно прозрачную финансовую отчетность у них не останется резерва для ухода от налогообложения. Необходимо окончательно развести бухгалтерский учет и налоговую отчетность. Предприятия должны делать налоговую отчетность исходя из налоговых законов, и исключительно для целей налогообложения, а бухгалтерский учет вести исключительно в своих интересах. Тогда не возникнет дуализма учета и появится возможность глубокого всестороннего анализа деятельности собственно предприятия.
Отсутствие отраслевых указаний по применению новых правил бухгалтерского учета - этот сложный момент связан с недостатками самих международных стандартов, к которым относят обобщенный характер МСФО и отсутствие подробных интерпретаций и конкретных примеров приложения стандартов к конкретным ситуациям (например, специфика учета в нефтегазовом секторе). В ПБУ также приводится лишь общее описание методов учета тех или иных операций, а прежняя практика, когда союзные министерства и ведомства разрабатывали на базе правил Минфина отраслевые указания, отсутствует. Данный пробел должен быть восполнен Институтом профессиональных бухгалтеров и другими объединениями бухгалтеров и аудиторов.