Разработка информационно-методического обеспечения аудита расчетов с персоналом по прочим операциям

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:56, курсовая работа

Описание работы

Цель аудита расчетов с персоналом по прочим операциям – определить законность этих операций и правильность отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности организации, осуществляющей эти операции.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- выделить источники информации необходимые для проверки;
- определить цель и задачи аудиторской проверки;
- разработка общего плана и программы аудита расчетов с персоналом по прочим операциям, проведение аудиторских процедур;
- обобщение результатов аудиторской проверки и выработка рекомендаций, если таковые будут иметь место.

Содержание

Введение 3
1. Информационное обеспечение аудита расчетов с персоналом 5
1.1. Информационная база, используемая аудитором в процессе проверки
расчетов с персоналом по прочим операциям 5
1.2. Планирование аудиторской проверки 8
1.3. Организация проведения аудиторской проверки расчетов с
персоналом по прочим операциям 11
2. Характеристика основных этапов проведения аудиторской проверки
расчетов с персоналом на примере ОАО «Верево» 17
2.1. Краткая характеристика проверяемого предприятия 17
2.2. Формирование плана и программы аудита, определение уровня
существенности и уровня аудиторского риска на примере ОАО «Верево» 18
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

Аудит по расчёту оплаты труда-Антипова И.А. Пенза.doc

— 433.00 Кб (Скачать)

     Проверка  расчетных операций может носить как сплошной, так и выборочный характер. 
 
 
 

     1.2. Планирование аудиторской проверки 

     Планирование аудита заключается в определении его стратегии и тактики, выборе процедур и методов, позволяющих наиболее эффективно достичь поставленной цели – подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности. Рекомендации по планированию аудита финансовой отчетности приведены в:

     1. Правило (стандарт) № 3. Планирование  аудита; МСА 300 «Планирование»;

     2. Правило (стандарт) № 4. Существенность  в аудите; МСА 320 «Существенность  в аудите»;

     3. Правило (стандарт) № 8. Понимание деятельности аудируемого лица, среды, в которой она осуществляется, и оценка рисков существенного искажения аудируемой финансовой (бухгалтерской) отчетности; МСА 400 «Оценка рисков и внутренний контроль».

     Планирование  аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

     Аудитору  необходимо составить и документально  оформить общий план аудита, описав в нем предполагаемые объем и  порядок проведения аудиторской проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита.

     При составлении общего плана аудитор  должен указывать ожидаемые оценки неотъемлемого риска и риска системы внутреннего контроля, устанавливать уровни существенности для целей аудита, определять возможность существенных искажений в финансовой отчетности и выявлять сложные области бухгалтерского учета, а также указывать на необходимость учитывать при планировании привлечение других аудиторов для аудита филиалов и дочерних подразделений клиента, привлечение экспертов и потребность в персонале для проведения аудита.

     Аудитору  необходимо составить и документально  оформить программу аудита, определяющую характер, временные рамки и объем запланированных аудиторских процедур, необходимых для осуществления общего плана аудита. Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

     Аудитор оценивает то, что является существенным, по своему профессиональному суждению.

     При разработке плана аудита аудитор  устанавливает приемлемый уровень  существенности с целью выявления существенных (с количественной точки зрения) искажений. Тем не менее, как значение (количество), так и характер (качество) искажений должны приниматься во внимание. Примерами качественных искажений являются:

  • недостаточное или неадекватное описание учетной политики, когда существует вероятность того, что пользователь финансовой (бухгалтерской) отчетности будет введен в заблуждение таким описанием;
  • отсутствие раскрытия информации о нарушении нормативных требований в случае, когда существует вероятность того, что последующее применение санкций сможет оказать значительное влияние на результаты деятельности аудируемого лица.

     При планировании аудиторской проверки аудитор рассматривает вопрос о  том, что могло бы повлечь существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности. Аудиторская оценка существенности, относящаяся к отдельным счетам бухгалтерского учета и группам однотипных операций, помогает аудитору решить такие вопросы, как, например, вопрос о том, какие показатели финансовой (бухгалтерской) отчетности проверять, а также вопрос использования выборочной проверки и аналитических процедур. Это позволяет аудитору выбрать аудиторские процедуры, которые, как предполагается, в совокупности уменьшат аудиторский риск до приемлемо низкого уровня.

     Уровень существенности (материальности) представляет собой предельно допустимый уровень возможного искажения отдельной статьи или финансового показателя в отчетности, а также финансовых результатов в целом, либо максимально допустимый размер ошибочной суммы, которая может быть показана в публикуемых финансовых отчетах и рассматриваться как несущественная, т.е. не вводящая пользователей в заблуждение.

     В финансовом учете и внешнем аудите ошибка или пропуск в отчетности считаются материальными (существенно важными), если в результате этого пользователь данной отчетности будет дезинформирован в принятии своего решения и понесет убытки.

     Существенность (материальность) в аудите имеет две стороны: качественную и количественную. Качественная сторона позволяет определить, носят ли существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. Количественная сторона позволяет оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный критерий — уровень существенности.

     Уровень существенности связан со степенью аудиторского риска и между ними существует обратная зависимость.

     Аудиторский риск – это оценка риска неэффективности проверки, основывающаяся на установлении ненадежности системы учета клиента, неэффективности системы внутреннего контроля клиента, невыявления ошибок клиента аудиторами, или также признания того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в ней нет.

     Чем ниже величина желаемого риска для аудитора, тем больше он должен быть уверен в том, что отчетность не содержит материальных ошибок и пропусков. Нулевой риск означает абсолютную уверенность.

     Между существенностью и аудиторским риском существует обратная зависимость, то есть чем выше уровень существенности, тем ниже уровень аудиторского риска, и наоборот. Обратная зависимость между существенностью и аудиторским риском принимается во внимание аудитором при определении характера, сроков проведения и объема аудиторских процедур. Например, если по завершении планирования конкретных аудиторских процедур аудитор определяет, что приемлемый уровень существенности ниже, то аудиторский риск повышается. Аудитор компенсирует это либо снизив предварительно оцененный уровень риска средств контроля там, где это возможно, и поддерживая пониженный уровень посредством проведения расширенных или дополнительных тестов средств контроля, либо снизив риск необнаружения искажений путем изменения характера, сроков проведения и объема запланированных процедур проверки по существу.

     Аудитор должен выполнять следующие процедуры  оценки рисков в целях ознакомления с деятельностью аудируемого лица и со средой, в которой она осуществляется, включая систему внутреннего контроля:

     - запросы в адрес руководства или других сотрудников аудируемого лица;

     - аналитические процедуры;

     - наблюдение и инспектирование.

     Понимание аудитором деятельности аудируемого  лица и среды, в которой она  осуществляется, заключается в понимании следующих проблем:

     - отраслевые, правовые и другие  внешние факторы, влияющие на  деятельность аудируемого лица, включая применяемые способы ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица;

     - характер деятельности аудируемого лица, включая выбор и применение учетной политики;

     - цели и стратегические планы  аудируемого лица, связанные с  ними риски хозяйственной деятельности, указывающие на возможное существенное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности;

     - основные показатели деятельности  аудируемого лица и тенденции  их изменения;

     - система внутреннего контроля.

     Аудитор обязан сделать вывод, что отчетность проверяемого экономического субъекта не может быть признана достоверной, если выполняется хотя бы одно из двух условий:

     1) отмеченные в ходе аудита и предполагаемые искажения в сумме составляют величину, которая намного выше уровня существенности;

     2) качественные отклонения учета и отчетности от требований нормативных актов существенны. 

     1.3. Организация проведения аудиторской проверки расчетов с персоналом по прочим операциям 

     Расчеты с персоналом предприятия, кроме  расчетов по оплате труда, расчетов с  подотчетными лицами и депонентов, ведутся на счете 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» к ним относятся:

  • расчеты за товары, проданные в кредит;
  • расчеты по предоставленным займам (ссудам);
  • расчеты по возмещению материального ущерба и др.

     Аналитический учет по счету 73 ведется по субсчетам  и по работающим (физическим лицам). Аналитический учет по работающим ведется на карточках, а синтетический – в журнале-ордере № 8.

     При проверке аудитор устанавливает, по каким операциям велся учет и  проводит соответствующую проверку. При проверке расчетов по субсчету 73.1 «Расчеты за товары, проданные в кредит» необходимо проверить, как удерживались суммы с физических лиц, как производились расчеты с банком или торгующей организацией.

     Расчеты по субсчету 73.2 «Расчеты по предоставленным займам» проверяются по каждому работающему, который получил ссуду (займ) на соответствующие цели.

     Основное  внимание аудитор уделяет проверке расчетов по субсчету 73.3 «Расчеты по возмещению материального ущерба». При проверке важно констатировать:

  • причины возникновения материального ущерба. К ним обычно относят: недостачи, растраты, хищение денежных средств и товарно-материальных ценностей. При этом необходимо выяснить, вследствие чего был причинен материальный ущерб;
  • отнесение сумм ущерба на виновных, а также выявить, как производилось удержание сумм с виновников;
  • правильность проведения инвентаризаций и оформления их результатов.

     Аудитор выясняет, как была списана недостача  материальных ценностей. Так, в соответствии с законодательством в пределах норм естественной убыли суммы недостач относят на издержки производства, а недостачи сверх норм естественной убыли и потери от порчи ценностей – на виновных лиц.

     Выявив  недостатки ведения учета по субсчетам счета 73, необходимо проверить соответствие записей аналитического учета по счету 73 с данными журнала-ордера № 8.

     При проверке расчетов с персоналом применяются практически все методы получения аудиторских доказательств, но к различным объектам контроля и для выявления одного или нескольких возможных нарушений.

     Методы  сбора аудиторских доказательств:

     1. Наблюдение или участие в инвентаризации;

     2. Наблюдение за выполнением хозяйственных;  или бухгалтерских операций;

     3. Устный опрос; 

     4. Получение письменных подтверждений;

     5. Проверка документов, полученных  клиентом от третьих лиц; 

     6. Проверка документов, подготовленных  на предприятии клиента; 

     7. Проверка арифметических расчетов;

     8. Анализ.

     Для проведения аудита трудовых отношений, расчетов по оплате труда и расчетов по прочим операциям необходимо подготовить план и программу.

     При разработке общего плана аудитору необходимо принимать во внимание:

     - деятельность аудируемого лица и ее влияние на системы бухгалтерского и внутреннего контроля в целом и в части трудовых отношений, операций по оплате труда;

     - риск и существенность;

Информация о работе Разработка информационно-методического обеспечения аудита расчетов с персоналом по прочим операциям