Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие прогнозирования и планирования………………….…….……4
1.1. Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…………..4
1.2. Планирование целей предприятия……………………………………………5
1.3. Этапы и принципы планирования…………………………………………….7
1.4. Виды планирования…………………………………………………………….9
1.5. Методы планирования………………………………………………………..12
Глава 2. Характеристика предприятия……………………………………………14
2.1. Расчет загрузки торгового зала………………………………………………16
2.2. Составление плана-меню…………………………………………………….19
Глава 3. Прогнозирование спроса на продукцию общественного питания…..22
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
Основные элементы миссии предприятия можно сформулировать следующим образом:
В современной литературе широко освещаются подходы к формированию комплекса целей. Можно обозначить следующие направления:
В стратегическом планировании необходимо уделять внимание анализу внешней среды. Это дают предприятию время для прогнозирования возможностей, составления плана на случай непредвиденных обстоятельств, разработки системы раннего предупреждения на случай возможных угроз и на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в выгодные возможности. Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно выделяют в семь областей: экономика, политика, рынок, технология, конкуренция, международное поведение и социальное поведение.
Анализ факторов внешней среды, правильное и полное представление о сильных и слабых сторонах предприятия позволяют составить прогноз сбыта, являющийся основой всего внутрифирменного планирования.
Тактическое планирование представляет собой конкретизацию стратегического. Оно призвано направлять текущую деятельность фирмы на достижение стратегических целей, выбирать оптимальные пути для из достижения, обеспечивать согласованную работу структурных подразделений.
Тактическое планирование имеет более узкий «плановый горизонт» и ориентировано преимущественно на выбор средств для достижения целей.
Оперативное планирование базируется на планах конкретных действий, мероприятий, акций, которые обеспечивают достижение намеченных целей.
В рамках оперативного планирования предприятие намечает конкретные задачи для каждого из направлений и участников работы.
В зарубежной литературе широко применяется термин «внутрифирменное планирование». Его выявляют как определение перспектив развития внешнего окружения фирмы, формулирование целей и вероятных стратегий, определение первостепенных задач, а также действий для их достижения.
Основными элементами внутрифирменного планирования является:
Внутрифирменное планирование может относится к тому или иному типу в зависимости от признака, по которому осуществляется классификация. Таким признаками могут быть:
Методы планирования
Методы планирования представляют собой способы преобразования экономической информации с целью определения темпов и оптимальных пропорций развития объекта планирования, а также путей наиболее эффективного использования ресурсов. Методы планирования предполагают обоснование и непосредственные расчеты показателей хозяйственной деятельности ПОП.
Основные методы планирования - балансовый, нормативный, индексный, расчетно-аналитический (экономико-статистический), экономико-математическое моделирование.
Сущность балансового метода заключается в том, что он позволяет путем построения соответствующих балансов взаимно увязывать имеющиеся в наличии ресурсы (материальные, трудовые, финансовые) и фактические потребности. Построение различных балансов позволяет определить возможные конечные результаты хозяйственной деятельности в плановом периоде, наиболее эффективную структуру источников ресурсов, вскрыть резервы улучшения использования ресурсов. Каждый баланс состоит из отдельных статей, в которых указываются размеры отдельных видов ресурсов, с одной стороны, и потребностей в этих ресурсах - с другой. Экономическое обоснование показателей этих статей представляет собой сложный самостоятельный этап планирования с применением различных методов. Финансовый план организации ОП имеет форму баланса, в котором увязываются источники денежных доходов и направления расходов.
Применение балансового метода при планировании деятельности ресторанного хозяйства позволяет непосредственно увязывать выпуск продукции и объем товарооборота с продовольственными ресурсами. Зная формулу продуктового баланса, связь между его элементами, поступление сырья и товаров можно определить так:
П = Р + Е + Зк - Зн,
где П - поступление сырья и товаров;
Р - расход сырья и товаров;
Е - естественная убыль в пределах нормы;
Зк - запасы сырья и товаров на конец периода;
Зн - запасы сырья и товаров на начало периода.
В планировании применяется также нормативный метод, предполагающий использование при расчете показателей плана технико-экономические нормативы, которые позволяют обосновать величину этих показателей. Технико-экономические показатели характеризуют рациональное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Они базируются на использовании прогрессивных научно обоснованных норм и нормативов расходования отдельных видов ресурсов на единицу объема услуг или единицу продукции. Нормы и нормативы, используемые при планировании, не являются постоянными. Они должны пересматриваться по мере НТП, рационализации организации труда, совершенствования технологии. При разработке нормативов также следует учитывать практику эффективно работающих предприятий, опыт зарубежных компаний и фирм, конъюнктуру рынка, колебания спроса.
Этот метод применяется при планировании издержек ПОП. При этом используются нормы расхода электроэнергии, нормы амортизационных отчислений, нормы обеспеченности МБП и т.д. планировании численности работников базируется на нормах обслуживания, нормах выработки.
При планировании используются различные индексные построения, которые представляют собой определенные расчетные операции, основанные на использовании существующих зависимостей между некоторыми индексами.
Как правило индексные построения отражают взаимосвязь между тремя индексами. Зная характер этой взаимосвязи, по двум индексам можно найти третий.
В практике планирования широко применяется расчетно-аналитический метод, который заключается в том, что при разработке плана экономические явления и процессы изучаются путем анализа их отдельных частей. Анализ позволяет установить зависимость между показателями и наметить в плане изменения в соответствии с имеющимися ресурсами.
Экономико-математическая
модель - выражение существенного в изучаемом
процессе в математической форме (в форме
уравнений, неравенств, их систем). Модель
должна выражать главное - закономерности
и основные взаимосвязи, решающие факторы
и условия.
Характеристика
предприятия.
Ресторан - предприятие общественного питания с широким ассортиментом блюд сложного приготовления, включая заказные и фирменные, винно-водочные, табачные и кондитерские изделия, с повышенным уровнем обслуживания в сочетании с организацией досуга. Обслуживание потребителей осуществляется метрдотелями, официантами.
Ресторан «первого класса» - гармоничность, комфортность и выбор услуг, разнообразный ассортимент фирменных блюд, изделий и напитков сложного приготовления.
Обязательные требования:
Наш ресторан «Бавария» работает с 12--до 00 ч. без перерыва на обед.
Кухня
Европейская, немецкая
Средний счет
500--1000 руб.
Пивной ресторан
Работает с 12:00 до 00:00
Кредитные карты: Visa, Visa MasterCard
Предложения: Кальян
Телевизоры: Спорт
Парковка: Есть
Примечание: 2 зала,кондиционер,спутниковое
тв
Расчет загрузки торгового зала.
Согласно учебнику
Аграновского «Основы проектирования
предприятий общественного питания» таблице
14 оборачиваемость места за расчет количества
посетителей торгового зала определяется
по формуле:
N=P*C*X/100,
Где: N - количество потребителей за час,
P - количество мест в зале,
C - процент загрузки торгового зала (согласно данным)
X - оборот одного места за час.
Здесь
же рассчитаем коэффициент перерасчета
блюд, определяемый по формуле.
K=Nч/Nдн, где Nч - количество посетителей за час, Nдн -количество посетителей за день.
Часы работы | Оборот одного места за час | Процент загрузки торгового зала | Количество потребителей за час | Коэффициент перерасчета блюд |
12-13 | 1,5 | 60 | 67 | 0,09 |
13-14 | 1,5 | 80 | 90 | 0,12 |
14-15 | 1,5 | 80 | 90 | 0,12 |
15-16 | 1,5 | 80 | 90 | 0,12 |
16-17 | 1,5 | 60 | 67 | 0,09 |
17-18 | 1,0 | 50 | 37 | 0,05 |
18-19 | 1,0 | 50 | 37 | 0,05 |
19-20 | 0,8 | 90 | 54 | 0,07 |
20-21 | 0,8 | 100 | 60 | 0,08 |
21-22 | 0,6 | 100 | 45 | 0,06 |
22-23 | 0,6 | 100 | 45 | 0,06 |
23-24 | 0,4 | 80 | 24 | 0,03 |
24-01 | 0,4 | 80 | 24 | 0,03 |
Итого посетителей за день | - | - | 730 |