Прогнозирование и планирование в Японии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 20:03, доклад

Описание работы

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер.

Работа содержит 1 файл

Прогнозирование и планирование в Японии.docx

— 42.56 Кб (Скачать)

Прогнозирование и планирование в Японии

Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании  системы социально-экономических прогнозов, планов и научно-технических программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики. Вопросами прогнозирования и планирования социально-экономических процессов занимаются Экономический совет, образованный при правительстве, Управление экономического планирования, Министерство внешней торговли и промышленности (МВТП), Управление по науке и технологии. В Японии разрабатываются пятилетние планы-программы, которые носят индикативный характер. Они разрабатываются по заданию правительства, в котором сформулированы важнейшие стратегические цели. Планы представляют собой совокупность государственных программ, ориентирующих и мобилизующих звенья экономики на достижение общенациональных целей. Планы-программы дают, во-первых, представление о наиболее вероятных путях развития национальной экономики, во-вторых, показывают проблемы, с которыми могут столкнуться правительство и деловые круги внутри и за пределами страны, в-третьих, обосновывают рекомендации по решению этих проблем. Для разработки планов изучаются статистические данные, конкурентоспособность продукции, спрос и предложение. На основании этих данных делается научный анализ и прогноз по каждой отрасли и экономике страны в целом. Опираясь на рекомендации, каждая корпорация вырабатывает свою стратегию.

Правительство и предприниматели  обычно учитывают многие рекомендации планов-программ. В тех случаях, когда возникают возражения правительства или деловых кругов против каких-то положений плана и Управление экономического планирования убеждается в обоснованности этих возражений, оно тут же вносит в документ коррективы. Такое планирование в Японии принято называть адаптивным.

Частные фирмы составляют детальные планы, определяющие их производственную и коммерческую деятельность, а также учитывающие общенациональные задачи и правительственные финансово-кредитные и налоговые льготы.

Правительство концентрирует  свои ресурсы в основном на получении принципиально новых знаний и их применении (т.е. на фундаментальных и прикладных исследованиях) и обеспечивает подготовку высококвалифицированных специалистов. Для Японии характерны достаточно высокие темпы экономического роста.

В 1987 г. была принята Программа трансформации экономической структуры Японии в целях достижения международной гармонии, или "Доклад Маэкавы". Это экономическая стратегия развития Японии накануне XXI в. В ее основе — Концепция преобразования Японии в международное государство, которое, с одной стороны, было бы гармонично интегрировано в мировую систему, а с другой — само представляло бы внутренне сбалансированный социально-экономический организм.

Среди средств и путей  достижения поставленных целей в планах-программах, применяемых в Японии, представляют интерес следующие экономические рычаги и стимулы: льготное кредитование, льготное налогообложение, ускоренная амортизация, бюджетное субсидирование, поддержка рискованных инновационных проектов, госзаказ. Льготное кредитование — основной источник финансовых средств для технологического обновления в Японии. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. В последние годы повысилась роль налоговых льгот. По предприятиям, выпускающим новую продукцию, они могут колебаться от 25 до 50 %. Система ускоренной амортизации введена в Японии для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо содействующее эффективному использованию ресурсов. Бюджетное субсидирование осуществляется для поддержки исследований и разработок, проводимых государственными институтами, а также исследовательскими центрами совместно с частными компаниями.

Правительство предусматривает  последовательное развитие конкуренции и всестороннюю поддержку частных фирм, добившихся успеха на мировом рынке. Для малых и средних фирм в налоговом кодексе сделана специальная оговорка, которая позволяет им применять двадцатипроцентное снижение дохода, подлежащего налогообложению. На них приходится около 55 % реализованной продукции промышленности, около 60 — объема оптовой торговли и более 80 % — розничной. В обрабатывающей промышленности функционирует 6,5 млн. небольших предприятий, или 99 % от их общего числа. К мелким и средним предприятиям относят предприятия с капиталом 660 тыс. долларов и численностью работающих до 300 человек; в оптовой торговле — соответственно до 200 тыс. долларов и до 100 работающих, в розничной торговле и сфере услуг — 66 тыс. долларов и до 50 работающих.

Одним из путей поддержки  рискованных инновационных проектов является избирательное предоставление правительственных гарантий по долгосрочным банковским займам.

В Японии применяется государственный заказ. Главный стимул для выполнения госзаказа — заинтересованность и своевременность оплаты за выполненную работу. В рыночной стихии государство — самый надежный заказчик.

«Особенность общегосударственного прогнозирования и планирования в Японии заключается в использовании  системы социально-экономических  прогнозов, планов и научно-технических  программ как инструмента правительственного регулирования рыночной экономики».1[3] На государственном уровне вопросами прогнозирования занимаются Экономический совет при Правительстве, Управление экономического планирования, Управление по науке и технологии и Министерство внешней торговли и промышленности. При этом отдельные прогнозы также строятся и другими министерствами.

Прогнозы развития воплощаются  в рамках планов-программ. Планы-программы  дают представление о возможных  вариантах развития тех или иных процессов, отражают круг потенциальных  проблем, часто в рамках программ предлагаются возможные пути решения  этих проблем. Все прогнозы строятся на основании статистической информации, проводится глубокий научный анализ. Первоначально выстраиваются прогнозы по отраслям, а затем на базе них  выстраивается прогноз развития экономики страны в целом.

Отличительной особенностью всех государственных прогнозов  в Японии является их адаптивность. Все прогнозы публикуются в источниках массовой информации, и в случае, если после ознакомления возникают  возражения с результатами прогнозов  в широких кругах, тогда Управление экономического планирования возвращается к результатам данного прогноза, и изучает обоснованность данных возражений. После этого, при необходимости, вносятся соответствующие корректировки.

Результаты прогнозов  широко используются не только в государственном, но и в частном секторе экономике. Многие компания выстраивают свою деятельность в рамках предложенных прогнозов.

Планы-программы в Японии являются одни из механизмов регулирования  рыночной экономики. При этом используются только рыночные инструменты. На базе прогнозов в отдельных отраслях государство выстраивает свое поведение. При необходимости более активного  развития государство может применить  стимулирующие методы: применить  систему льготного налогообложения, произвести бюджетное субсидирование, разместить большой госзаказ, предоставить различные схемы льготного кредитования и т.д. Подобные меры способны дать положительный  результат только в условиях достоверных  прогнозов. В России также широко используются различные механизмы  вмешательства в рыночную экономику, но при этом последнее время всё  чаще обнаруживаются случая неэффективного использования государственных  средств (речь идет о госзаказе, различных  программах поддержи предпринимательства, льготного кредитования отдельных  групп граждан). Принятие любых решений, оказывающих влияние на экономику  страны на базе достоверных прогнозов  социально-экономического развития, может  существенно повысить эффективность  государственного управления.

Несмотря на такую важную роль прогнозирования в экономике  Японии, в стране отсутствуют специализированные законы, регулирующие государственную  деятельности в области планирования и прогнозирования. Процесс прогнозирования  регулируется множеством подзаконных  актов и сводом инструкций.

Система прогнозов в Японии содержит долгосрочные, среднесрочные  и краткосрочные прогнозы. Краткосрочное  прогнозирование в основном используется в бюджетном процессе. Среднесрочные  программы развития насчитывают  полувековую историю. Причем существенное внимание уделялось среднесрочным  программам регионального развития. Последняя подобная программа датирована 1992 годом.

Существенной особенностью всех среднесрочных программ развития является их «скользящий» характер. Каждая последующая программа разрабатывалась  и утверждалась парламентом за 2-3 года до окончания предыдущей программы. Постепенно в основу программ ложилось индикативное планирование. Все прогнозы учитывали различные варианты развития экономики и были подчинены стратегическим целям развития экономики Японии.

Изначально прогнозы представляли собой простую экстраполяцию  прошлых тенденций. По мере накопления опыта в области прогнозирования  на уровне государства стали разрабатываться  эконометрические модели, которые и  на сегодняшний день составляют существенную часть используемой методологической базы.

Переход к эконометрическим моделям, которые способны давать достоверные  прогнозы, стал возможен, благодаря  службе государственной статистики. Законодательство регламентирующую статистическую деятельность на государственном уровне было принято в середине ХХ века. «Базовый принцип государственной  статистики: статистическая информация – это публичное благо. Закон  о статистике установил защиту респондентов. Первичные данные, полученные от респондентов, не разглашаются, и на заполненные  анкеты наносится гриф «секретно». Они используются только для табличной  обработки по официальным стандартам».2[4] В случае разглашения предоставленной информации сотрудники органов государственной статистики несут уголовную ответственность. На основе достоверной статистической информации в Японии удалось разработать и поддерживать в работоспособном состоянии ряд эконометрических моделей.

В Японии, также как и  в США активно практикуется привлечение  частных компаний для прогнозирования. Чаще всего данные компании образуются при страховых и инвестиционных компаниях, при банках, при промышленных компаниях.

Таким образом, опыт Японии может быть достаточно эффективно использован  в процессе реформирования системы  прогнозирования, как на уровне государства, так и на уровне отдельных регионов. Во-первых, опыт Японии, как и многих других стран, показывает постепенное  развитие данной области (Япония прошла путь от прогнозов на базе простой  экстраполяции до сложных эконометрических моделей). Во-вторых, все прогнозы развития разрабатываются исключительно  для практического использования, как государственными служащими, так  и частными компаниями. В-третьих, прогнозы выступают одним из инструментов государственного регулирования рыночной экономики, на их базе принимаются решения  об использования тех или иных рычагов воздействия на экономику. В-четвертых, достаточно успешно зарекомендовал себя опыт привлечения частных компаний для построения различного рода прогнозов  как на государственном, так и  на частном уровнях. В-пятых, свою эффективность  доказало общественное обсуждение разработанных  прогнозов развития. В-шестых, особенно интересным и актуальным для современной  России представляется организация  и законодательное регулирование  статистической деятельности. Деятельность Федеральной службы государственной  статистики Российской Федерации всегда вызывала различного рода нареканий, хотя, нельзя не отметить все улучшения, которые  происходят последняя время.

Подводя итоги анализа  зарубежного опыта в области  планирования и прогнозирования, следует  выделить ряд ключевых моментов. Для  достижения положительных результатов  в социально-экономической сфере  требуется значительное внимание уделять  планированию и прогнозированию. В  качестве примера можно привести бурное развитие экономик Китая и  Индии в наши дни. В Китае и  Индии есть специальные органы планирования и прогнозирования, наделенные обширными  полномочиями и имеющие достаточные  финансовые ресурсы. В современных  условиях представляется целесообразным использование опыта этих стран  для формирования новой организационной  структуры органов планирования и прогнозирования в России.  Несомненными атрибутами современной  системы органов планировании и  прогнозирования как на региональном уровне, так и на федеральном должны стать: строгая организационная  структура; широкий круг полномочий соответствующих органов; четкое законодательное  определение прав, обязанностей и  ответственности, а также надлежащие финансирование.

Практически все зарубежные страны, в которых существенное внимание уделяется планированию социально-экономического развития, активно привлекают различные  научные организации, университеты и частный сектор. Лидерство в  этом аспекте принадлежит США. Все  взаимоотношения между государством и подобными организациями выстраиваются  на экономической основе. Данное обстоятельство приносит два положительных момента. Во-первых, государству нет необходимости  содержать большой штат прогнозистов. Тендеры и конкурсы, проводимые государством между организациями, занимающимися  построением прогнозов, позволяет  существенно экономить финансовые ресурсы. Во-вторых, государство стимулирует  развитие такой отрасли, как прогнозирование. А конкуренция является лучшим инструментом для этого. В итоге государство  выигрывает не только в экономическом  плане, но и получает высококачественные прогнозы. Большой проблемой для  России является фактическое отсутствие прогностической отрасли. В этой связи государству необходимо искусственно стимулировать её возникновение.

Важной особенностью стран  с рыночной экономикой является тот  факт, что все прогнозы социально-экономического развития носят либо индикативный, либо рекомендательный характер. При  этом создаются такие условия, чтобы  частный сектор был заинтересован  в достижении параметров, обозначенных в прогнозах. В России прогнозы в  большей степени носят информативный  характер, частный сектор фактически не обращает внимания на параметры, заложенные в прогнозах.

Информация о работе Прогнозирование и планирование в Японии