Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 13:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности процесса прогнозирования и планирования, их этапы, принципы, методы и приемы экономического анализа, способы прогнозирования и планирования и методик разработки прогнозов для определения сущности, областей применения и наиболее эффективных методов прогнозирования и планирования. Для этого необходимо решить следующие задачи: определить сущность прогнозирования и планирования и области их применения в ходе изучения основ методологии прогнозирования; дать характеристику методов прогнозирования и планирования.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Понятие прогнозирования и планирования………………….…….……4
1.1. Классификация прогнозов, функции и методы прогнозирования…………..4
1.2. Планирование целей предприятия……………………………………………5
1.3. Этапы и принципы планирования…………………………………………….7
1.4. Виды планирования…………………………………………………………….9
1.5. Методы планирования………………………………………………………..12
Глава 2. Характеристика предприятия……………………………………………14
2.1. Расчет загрузки торгового зала………………………………………………16
2.2. Составление плана-меню…………………………………………………….19
Глава 3. Прогнозирование спроса на продукцию общественного питания…..22
Заключение………………………………………………………………………….29
Список использованных источников……………………………………………...30
На
основе структурной модели спроса можно
определить средние годовые расходы на
одного члена семьи на продукцию общественного
питания. Они будут равны 7,8 млн. руб. ( (4*10+5,5*20+7*35+9*20+12,1*
Использование структурной модели спроса основывается на том, что влияние денежных доходов на величину спроса во времени аналогично его влиянию в статике, поэтому при переходе населения из одной группы в другую по размеру среднедушевых доходов спрос этой группы в планируемом году будет таким же, как у населения с этим размером доходов в базисном году.
Из
данных выборочного бюджетного обследования
видно, что с повышением уровня среднедушевых
доходов расходы на продукцию общественного
питания увеличиваются в 8,8 до 15% (таблица
2).
Расходы на общественное питание в семьях рабочих и служащих
Группа семей по среднедушевым доходам | Удельный вес семьи в их общей совокупности, % | Расходы на общественное питание, %, ко всем расходам на питание ,% |
1 | 11,2 | 8,8 |
2 | 15,7 | 9,0 |
3 | 18,7 | 9,4 |
4 | 28,9 | 9,3 |
5 | 15,5 | 12,5 |
6 | 10,0 | 15,0 |
Если
в планируемом году возрастет среднедушевой
доход членов семьи, то соответственно
возрастет и среднедушевой расход на продукцию
общественного питания. Средний удельный
вес расходов на продукцию общественного
питания будет равен 10,28% ((8,8*11,2+9*15,7+9,4*18,7+9,
Этот метод отражает спрос на всего населения, так как выборочные обследования охватывают не все социальные группы.
При прогнозировании спроса на ближайшую перспективу может быть использован метод экспертных оценок спроса. Сущность его заключается в обобщении опыта работников, занимающихся изучением спроса, хорошо знающих особенности формирования рынка кулинарной продукции и обладающих необходимой информацией. Применение метода экспертных оценок предполагает проведение опроса практических и научных работников. Индивидуальные оценки, которые делаются экспертами в процессе опросов, обобщаются и обрабатываются с помощью методов математической статистики.
При прогнозировании спроса используется метод с расчетом коэффициента эластичности. Зависимость спроса на продукцию и услуги предприятия питания от уровня цен, денежных доходов населения или других факторов может быть выявлена на основе изучения эластичности спроса. Под эластичностью спроса понимается его способность изменяться под влиянием факторов. Изменение спроса, то есть его эластичность, может быть количественно выражено путем исчисления коэффициента эластичности, который представляет собой отношение сравнительного изменения спроса на продукцию общественного питания к сравнительному изменению определяющего фактора. Этот коэффициент показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию общественного питания при изменении определяющего фактора (например, денежных доходов) на 1%.
Коэффициент эластичности в зависимости от изменения доходов рассчитывается по формуле:
Кэ =
Кэ =
где y - среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания, млн. руб.;
- прирост (изменение) среднедушевого спроса на продукцию общественного питания, млн. руб.;
x - среднедушевой размер денежных доходов, млн. руб.;
- прирост (изменение) среднедушевого дохода, млн. руб.
Темп прироста среднедушевого размера спроса на продукцию общественного питания в планируемом периоде в процентах определяется по формуле:
ТП = Кэ
где ТПх - темп прироста среднедушевого размера денежных доходов в планируемом году, %.
Затем рассчитывается среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в планируемом году, млн. руб.;
СДСпр = СДСотч (100 + ТПс ) : 100 ,
где СДСпр - среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в прогнозируемом периоде, млн. руб.;
СДСотч - среднедушевой размер спроса на продукцию общественного питания в отчетном году, млн. руб.
Общий объем спроса на продукцию общественного питания по региону в прогнозируемом периоде (млн. руб.) определяется так:
Спр = СДСпр
Показатель | Условные обозначения | Базисный год, млн. руб. | Отчетный год, млн. руб. |
Среднедушевой размер денежных доходов | x | 80 | 99,3 |
Прирост среднедушевого размера денежных доходов | - | 19,3 | |
Среднедушевой размер расходов на продукцию ОП | y | 2,4 | 5 |
Прирост среднедушевого размера расходов на продукцию ОП | - | 2,6 |
Рассчитаем коэффициент эластичности:
Кэ =
Это значит, что при увеличении среднедушевых доходов на 1% спрос на продукцию ОП возрастет на 4,5%.
Известно, что среднедушевые доходы населения региона увеличатся в планируемом году на 37%, а численность населения составит 600 тыс. чел. Тогда темп прироста среднедушевого размере спроса на продукцию общественного питания в планируемом году составит 166,5% (4,5*37). Среднедушевой размер спроса на продукцию ОП в планируемом году будет равен 13,3 млн. руб.(5*2,665), а общий объем спроса на продукцию общественного питания по региону в планируемом году определен в размере 7980 млрд. руб. (13,3*600
000).
При
прогнозировании спроса на продукцию
ОП следует использовать экономико-математическое
моделирование. В общем виде экономико-математическая
модель представляет собой отражение
определенного процесса или явления. Математическая
формализация отбрасывает все несущественные
элементы этих процессов и в то же время
позволяет количественно учесть влияние
основных факторов, формулирующих их развитие.
Сущность данного метода состоит в том,
что спрос представляется как функция
факторов, характеризующих его развитие.
При этом рассчитывается количественная
степень воздействия изменения каждого
фактора на величину спроса. Затем, зная,
какие значения примет в прогнозируемом
периоде каждый из факторов, рассчитывают
прогнозируемую величину спроса.
Заключение
Рассмотрев данную тему, можно сделать следующие выводы.
Прогнозирование - разработка планов по достижению стратегических целей ПОП.
Планирование - процесс формирования целей, определения приоритетов, средств и методов их достижения.
В зависимости от результатов планирование делится на нормативное, стратегическое и оперативное. Стратегическое планирование нацелено не просто на увеличение объемов производства и улучшение качества продукции, а на изучение запросов и потребностей конкретных групп потребителей.
Важным аспектом деятельности предприятия является выбор методов прогнозирования и планирования.
Общими методами как для прогнозирования,
так и для планирования являются расчетно-аналитический,
экономико-статистический методы и экономико-математическое
моделирование. Специфическими методами
для планирования являются балансовый,
нормативный и индексный методы, а для
прогнозирования - метод прямого расчета.
Прогнозы на предприятиях общественного питания используются для формирования как краткосрочных, так и долгосрочных стратегий развития. Эти прогнозы помогают превратить угрозы, возникающие в процессе формирования предприятия, в выгодные возможности.
Следует отметить, что при прогнозировании деятельности предприятий нельзя ограничиваться одной или двумя стратегиями. Необходимо применять многовариантные расчеты, каждый из которых будет отражать определенную сторону развития предприятия общественного питания.
Ни
одно предприятие, тем более предприятие
питания, не может обойтись без прогнозирования
и планирования своей дальнейшей деятельности.
Список
использованных источников