Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:44, курсовая работа
Цель работы – рассмотрение вопросов связанных с составлением отчетов о дебиторской и кредиторской задолженности в Сосновском филиале ОГУП «Обл.ЦТИ».
Задачи работы:
Раскрыть вопрос, связанный с необходимостью составления отчета о дебиторской и кредиторской задолженности;
Рассмотреть основную методику составления отчета о дебиторской и кредиторской задолженности в Сосновском филиале ОГУП «Обл.ЦТИ»;
Рассмотреть вопрос, связанный с результатом использования отчета о дебиторской и кредиторской задолженности.
Введение……………………………………………………………………4
Глава 1. Теоретические основы организации и методики отчетности по дебиторской и кредиторской задолженности в России………………………………………………………………………6
1.1 Использование данных информационной системы в принятии управленческих решений……………………………………...6
1.2 Нормативное регулирование организации и методики составления финансовой отчетности по дебиторской и кредиторской задолженности……………………………………………………………..13
1.3 Основные показатели наличия и изменения дебиторской и кредиторской задолженности…………………………………………….23
Глава 2. Особенности организации и техники составления отчетности по дебиторской и кредиторской задолженности………32
2.1 Источники информации для составления отчетности об изменении дебиторской и кредиторской задолженности……………….32
2.2 Порядок обобщения результатов первичного наблюдения в учетных регистрах и отчетности по дебиторской и кредиторской задолженности. Взаимосвязь показателей о наличии и движении дебиторской и кредиторской задолженности в различных формах отчетности в современной практике учетно-аналитической системы………………….38
Глава 3. Аналитическое использование показателей отчетности по дебиторской и кредиторской задолженности в действующей практике принятия решения…………………………………………………………..47
3.1 Основные показатели анализа дебиторской и кредиторской задолженности в Сосновском филиале ОГУП «Обл.ЦТИ»………………47
3.2 Методы и методики анализа показателей дебиторской и кредиторской задолженности в Сосновском филиале ОГУП «Обл.ЦТИ»…58
3.3 Резервы повышения эффективности деятельности Сосновского филиала ОГУП «Обл.ЦТИ», определяемые по данным отчетности……………………………………………………………………...81
Заключение…………………………………………………………….90
Список использованных источников и литературы…………….94
Любое предприятие, фирма, организация обладает своей организационной структурой. Она многомерна и может быть расчленена на несколько взаимосвязанных и взаимозависимых подструктур (подсистем), которые можно рассматривать как самостоятельные структуры: управление производством, кадровая структура, маркетинговая, финансово-экономическая и т.д.
Все они находятся
в тесном взаимодействии и именно
их совокупность и создаёт организационную
структуру предприятия.
На рассматриваемом мною предприятии
действует функциональная организационная
структура, которая наилучшим образом
позволяет ему эффективно взаимодействовать с
внешней средой, продуктивно и целесообразно
распределять и направлять усилия работников
и, таким образом удовлетворять потребности
клиентов и достигать своих целей с высокой
эффективностью. Функциональная структура
предполагает, что группировка должностей
в отделы осуществляется на основе близости
видов деятельности, компетенции и использования
ресурсов. Функциональная структура может
рассматриваться как департаментализация
в соответствии с организационными ресурсами,
так как каждый тип функциональной деятельности
(управление человеческими ресурсами,
инженерная деятельность, производство)
имеет отношение к специфическим, используемым
для выполнения организационных задач
ресурсам. Функциональная департаментализация
– это процесс деления организации на
отдельные элементы, каждый из которых
имеет свою четко определенную, конкретную
задачу и обязанности. Таким образом, функциональная
структура предполагает группировку персонала
по тем широким задачам которые они выполняют.
Конкретные характеристики и черты деятельности
того или иного подразделения соответствуют
наиболее важным направлениям деятельности
всей организации.
Анализ существующей организационной структуры предприятия позволил определить состав информационной системы.
Были выделены следующие подсистемы:
Подсистема управления производством;
Подсистема бухгалтерского учета;
Подсистема складского учета;
Подсистема правового обеспечения;
Подсистема управления кадрами;
Подсистема управления сбытом;
Подсистема материально-
Подсистема финансового планирования;
Подсистема маркетинга.
Любая организация так или иначе осуществляет взаимодействие с окружающей (внешней) средой (покупатели, поставщики и т.д.), поэтому в состав информационной системы входят также внешние элементы:
Административная система управления и обновления базы данных;
Муниципальная административная система;
Налоговая система;
Поставщики и потребители;
Банки;
Система связи;
Аудиторская служба;
Система страхования;
Пенсионный фонд.
Информация об организации представляется в виде отчетности. Система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях централизованно планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем учетной информации в то время выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, плановых, статистических и финансовых органов. Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.
Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 23 февраля 1996 г. и одобренный Советом Федерации 20 марта того же года, в который в 1998 г. были внесены изменения и дополнения. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. Появление этого документа трудно переоценить – в сущности бухгалтерская и налоговая системы приобрели одинаковый статус. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.
В Законе о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемой на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.
В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах», Указы Президента РФ, например, Указ от 1 апреля 1996 г. № 443 «О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп», Постановления Правительства РФ, например, Постановление от 6 марта 1998 г. № 283 «Об утверждении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности», которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.
Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. В дальнейшем многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.
Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.
В этих ПБУ рассматриваются
отдельные методологические вопросы
учета конкретных операций, например,
учета основных средств и запасов.
Перечень приоритетных вопросов, подлежащих
регулированию, утвержден упомянутой
выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно
связаны с составлением отчетности –
это прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская
отчетность организации», утвержденное
приказом Минфина России от 6 июля 1999 г.
№ 43н, пришедшее на смену ПБУ 4/96. Данные
Положения по бухгалтерскому учету утверждаются
приказами Минфина России. Некоторые ПБУ
претерпели изменения с момента их первой
публикации.
К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России, а ранее и в СССР. План счетов – документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков.
Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой.
Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня.
Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/2008, являются документами четвертого уровня.
Дебиторская и кредиторская
задолженность относятся к
Дебиторская задолженность
представляет собой сумму долгов,
причитающихся организации от юридических
или физических лиц в результате
хозяйственных отношений между
ними, или отвлечения средств из
оборота организации и
Дебиторская задолженность
охватывает все расчеты предприятий-
Дебиторская задолженность
предприятия-кредитора
Кредиторская задолженность - это сумма долгов одного предприятия другим юридическим или физическим лицам. Она возникает вследствие несовпадения времени оплаты за товар или услуги с моментом перехода права собственности на них либо незаконченных расчетов по взаимным обязательствам, в том числе с дочерними и зависимыми обществами, персоналом предприятия, с бюджетом и внебюджетными фондами, по полученным авансам, предварительной оплате и т.п. В отличие от дебиторской задолженности предприятие в этом случае использует в своем обороте не принадлежащие ему средства, не оплаченные им суммы долговых обязательств, отчего имеет определенные экономические преимущества.
К кредиторской задолженности чаще всего относят краткосрочные долговые обязательства, возникающие из расчетов покупателей с поставщиками, заказчиков с подрядчиками, предприятий с налоговыми органами, с персоналом по оплате труда и другим платежам, а также по расчетам имущественного и личного страхования, претензиям и депонированным суммам, по исполнительным листам, причитающимся дивидендам и др.
Обязательства, отраженные в бухгалтерском балансе как долгосрочные и предполагаемые к погашению в отчетном году, могут быть представлены на начало этого года как краткосрочные. Факт представления обязательств, учтенных ранее как долгосрочные, в качестве краткосрочных должен быть раскрыт в пояснениях к финансовой отчетности.
Как правовая категория, кредиторская задолженность организации - особая часть ее имущества, являющаяся предметом обязательственных отношений между организацией и ее кредиторами. Организация владеет и пользуется кредиторской задолженностью, но она обязана вернуть или выплатить данную часть имущества кредиторам, которые имеют право требования на нее. Указанная часть имущества включает долги организации, чужое имущество, чужие денежные средства, находящиеся во владении организации-должника. Таким образом, кредиторская задолженность имеет двойственную природу: как часть имущества она принадлежит организации на правах владения или даже праве собственности; как объект обязательственных отношений - это долги организации перед кредиторами, т.е. лицами, уполномоченными на истребование или взыскание с организации указанной части имущества.
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации предусматривает необходимость сверки расчетов с дебиторами и кредиторами, т.е. признания факта и величины взаимных долговых обязательств каждой стороной. Это является обязательным условием и составной частью аудиторской проверки и оценки достоверности финансовой отчетности организации, предъявления взаимных претензий по возмещению долговых обязательств при рассмотрении споров в суде. Характер признания взаимных обязательств по платежам зависит от особенностей их формирования.