Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

1) Д 10, 41 - К 68 - восстановлена сумма НДС по утраченной материальной ценности;

Д 94 - К 10, 41 - списана балансовая стоимость недостающей ценности с НДС;

2) Д 19 - К 68 - восстановлена сумма НДС по утраченной материальной ценности;

Д 94 - К 10, 41 - списана балансовая стоимость недостающей ценности без НДС;

Д 94 - К 19 - погашена сумма НДС по недостающей ценности,

где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Выявленная недостача должна быть предъявлена виновному лицу для компенсации. Это может быть:

рядовой сотрудник организации, которому выдана материальная ценность для производства работ (доски, дрель, лопата, ведро и т.п.);

материально-ответственное лицо, отвечающее за сохранность активов (кассир, заведующий отделом, заведующий складом и т.п.);

сторонняя организация, поставляющая сырье, материалы и товары;

стороннее физическое лицо, несанкционированно проникшее на склад или в торговое помещение.

Если речь идет о сотруднике организации, потерявшем ли испортившем предмет труда, то мера его ответственности, установленная Трудовым кодексом, ограничивается размером среднемесячной оплаты труда. При этом с виновника удерживается не только балансовая стоимость утраченного предмета, но и разница между балансовой стоимостью и рыночной ценой такого или аналогичного предмета. В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:

Д 10 - К 68 - восстановлена сумма НДС в стоимости утраченного предмета труда;

Д 94 - К 10 - списана полная сумма недостачи предмета труда (с НДС);

Д 73 - К 94 - отнесена на виновника балансовая стоимость предмета с НДС;

Д 73 - К 98 - списана за счет виновника разница между рыночной ценой и балансовой стоимость утраченного предмета;

Д 70 - К 73 - отражено поэтапное удержание суммы недостачи из заработка виновного лица;

Д 98 - К 91 - включена в состав дохода организации часть разницы между рыночной ценой предмета и его балансовой стоимостью,

где: счет 10 "Материалы", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 98 "Доходы будущих периодов".

Если недостача обнаружена при инвентаризации склада (кладовой), например, торгового предприятия, то претензия предъявляется материально-ответственному лицу. Трудовой кодекс предусматривает для таких лиц полную материальную ответственность. Причем законодательство устанавливает перечень должностных лиц, с которыми организация обязана (может) заключать договоры о полной материальной ответственности.

Случаи крупных недостач при наличии материально ответственных лиц требуют особо тщательного рассмотрения. Они могут быть результатом недостаточно профессиональным исполнением обязанностей этих лиц или проникновения в организацию сторонних физических лиц с целью похищения имущества.

В обоих случаях при установлении суммы недостачи необходимо учитывать еще одно важное обстоятельство, связанное с тем, что многие продовольственные и промышленные товары обладают свойствами высыхать, испаряться, вымораживаться, высыпаться, разбиваться и проливаться. Поэтому к ним применяются соответствующие нормы естественной убыли.

В российском бухгалтерском учете в веке подобные недостачи фиксировались записью: "Упыл, утрус, мышеядение".

Такие нормы действуют в различных отраслях промышленности: строительстве, торговле, сельском хозяйстве, на транспорте и используются применительно к таким видам продукции, как:

пищевые продукты;

пищевые продукты в стеклянной таре;

зерно и зернопродукты, семенные культуры;

нефть и нефтепродукты;

этиловый спирт;

лакокрасочные материалы;

строительные материалы;

пиломатериалы;

химическая продукция;

каменный уголь;

торфопродукты;

минеральные удобрения;

цемент;

руды;

цветные и черные металлы;

каучук;

резина;

сажа;

соль;

другие материалы.

При установлении недостачи или порчи такой продукции сумма потерь в пределах установленных норм естественной убыли может быть включена в себестоимость продукции (работ и услуг), а сверх норм - отнесена за счет прочих расходов организации.

Если рассматривается случай убыли упомянутых выше материалов, продукции или товаров на складе, то в бухгалтерском учете делаются следующие записи:

Д 10, 41 - К 68 - восстановлена сумма НДС по недостающим материалам и товарам;

Д 94 - К 10, 41 - отражена сумма недостачи материалов и товаров на складе;

Д 20, 26, 44 - К 94 - списана сумма недостачи в пределах норм естественной убыли;

Д 73 - К 94 - отнесена на материально-ответственное лицо сумма недостачи сверх норм естественной убыли,

где: счет 10 "Материалы", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 41 "Товары", счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Если материально-ответственное лицо приняло претензию, то в дальнейшем в бухгалтерском учете ежемесячно делается следующая проводка:

Д 70 - К 73 - отражена доля удержания с материально-ответственного лица, где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",

Если согласие материально-ответственного лица на компенсацию недостачи не получено, то организация подает на него в суд и ожидает его решения. При отказе судом недостача восстанавливается и списывается на прочие расходы организации:

Д 94 - К 73 - получен отказ суда;

Д 91 - К 94 - списана сумма недостачи сверх норм естественной убыли на прочие расходы,

где: счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Недостача материалов и товаров на складе может быть результатом хищения. В этом случае руководство организации обязано обратиться в правоохранительные органы для проведения расследования. Если в результате проведенного следствия похититель установлен, то ему предъявляется сумма недостачи сверх норм естественной убыли. Если следствие зашло в тупик, и дело прекращено, о чем получено официальное заявление органов внутренних дел, то недостача восстанавливается и относится на прочие расходы организации. В бухгалтерском учете этот процесс фиксируется совокупностью таких проводок:

Д 10, 41 - К 68 - восстановлена сумма НДС по похищенным ценностям;

Д 94 - 10, К 41 - списана себестоимость похищенных материалов и товаров с НДС;

Д 20, 26, 44 - К 94 - сумма недостачи в пределах норм естественной убыли списана на издержки производства и обращения;

Д 76 - К 94 - сумма недостачи сверх норм естественной убыли начислена на похитителя;

а) Д 50, 51 - К 76 - отражен процесс погашения похитителем суммы недостачи сверх норм естественной убыли;

б) Д 94 - К 76 - восстановлена сумма недостачи (сверх норм естественной убыли) при условии, что следствие зашло в тупик;

Д 91 - К 94 - списана сумма недостачи (сверх норм естественной убыли) на прочие расходы организации, потому что следствие зашло в тупик,

где: счет 10 "Материалы", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 41 "Товары", счет 44 "Расходы на продажу", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Нормы естественной убыли применяются и при обнаружении недостач, виновниками которых являются поставщики продукции или транспортные конторы ее доставлявшие. Для материалов и товаров, которые не подвергаются естественной убыли, нормы потерь могут устанавливаться в договоре купли-продажи. В этом случае покупатель не предъявляет претензии поставщику (или транспортной конторе), если они находятся в пределах установленной договором нормы.

Рассмотрим на примере процесс таких взаимоотношений. Пусть покупатель - промышленное предприятие - закупает сырье на сумму 60 тыс. руб. по договору купли-продажи. В одном случае (а) закуплено сырье, норма естественной убыли которого составляет 0,6% (360 руб.). В другом случае (б) на ту же сумму приобретено сырье, на которое нормы естественно убыли не распространяются. Но при этом в договоре покупатель обязался не предъявлять претензию поставщику, если обнаружится недостача в пределах тех же 0,6% (360 руб.). В момент приемки груза обнаружена недостача сырья на сумму 300 руб. В бухгалтерском учете покупателя будут оформлены следующие проводки:

Д 60 - К 51 60 000 - оплачено поставщику сырья;

Д 10 - К 60 49 750 - оприходовано поступившее сырье (без суммы НДС);

Д 19 - К 60 9 950 - учтена сумма НДС по оприходованному сырью;

Д 94 - К 60 300 - отражена сумма недостачи в пределах нормы;

а) Д 20 - К 94 300 - списана недостача в пределах нормы естественной убыли;

б) Д 91 - К 94 300 - погашена недостача в пределах договорной нормы,

где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 20 "Основное производство", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

 

13.4. Создание резервов предстоящих расходов

 

Для обеспечения равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства и обращения текущего периода предприятия могут создавать специальные резервы (резервы предстоящих расходов). Они могут формироваться на: оплату отпусков и выплаты премий сотрудникам, списание производственных затрат по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства, возведение временных сооружений, ремонт основных средств, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание реализованной продукции и другие цели. Учет этих резервов осуществляется при помощи счета 96 "Резервы предстоящих расходов".

Величина резервов определяется:

на оплату отпусков и премий - в процентах от общей суммы затрат на оплату труда и отчисления в социальные фонды;

на возведение временных сооружений и ремонт основных средств - согласно сметам;

на гарантийный ремонт и по подготовительным работам, связанным с сезонностью производства - согласно статистическим данным за предшествующие годы.

Создание резервов оформляется в бухгалтерском учете одной из проводок:

Д 08, 20, 23, 25, 26, 29, 44, 60, 97 - К 96 - отражены ежемесячные отчисления в резерв предстоящих расходов,

где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства", счет 44 "Расходы на продажу", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 96 "Резервы предстоящих расходов", счет 97 "Расходы будущих периодов".

Списание расходов на образованный резерв осуществляется следующими проводками:

Д 96 - К 70, 69 - списаны расходы на оплату отпусков;

Д 96 - К 23 - погашены расходы на возведение временных сооружений и ремонт основных средств;

Д 96 - К 60 - погашены затраты подрядной организации на ремонт основных средств;

Д 96 - К 76 - списаны расходы на гарантийный ремонт,

где: счет 23 "Вспомогательные производства", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчет с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Резервы предстоящих расходов могут формироваться и для целей равномерного включения в себестоимость работ и услуг расходов по исправлению брака. Например, на предприятиях автосервиса большинство проводимых работ подлежат сертификации. Кроме того, многие приобретаемые детали, агрегаты и запасные части легковых автомобилей тоже сертифицируются, поэтому брак достаточно редок.

Появление брака влечет за собой определенную ответственность лица его допустившего. Это означает, что часть расходов по исправлению брака, отражаемая на счете 28 "Брак в производстве", должна быть отнесена на виновного, а часть списывается на резерв предстоящих расходов. Бухгалтерское оформление этой ситуации осуществляется следующими проводками:

Д 28 - К 10, 70, 69, 76 - учтены расходы по исправлению брака;

Д 73 - К 28 - списана часть расходов на виновное лицо;

Д 70 - К 73 - отражено удержание части расходов из заработной платы виновного;

Д 96 - К 28 - погашена часть расходов по исправлению брака за счет резерва,

где: счет 10 "Материалы", счет 28 "Брак в производстве", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчет с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 96 "Резервы предстоящих расходов".

 

13.5. Доходы и расходы будущих периодов

 

Сопоставление доходов и расходов по отдельным видам хозяйственной деятельности в одни и те же периоды - является одним из принципов бухгалтерского учета. Если доходы уже получены, а расходы уже осуществлены в текущем периоде, но относятся к будущим периодам, то они не могут быть приняты к зачету в данный момент времени, а должны быть зафиксированы в качестве доходов или расходов будущих периодов соответственно.

Информация о работе Основы бухгалтерского учета