Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

а) Д 84 - К 70, 75 - начислены дивиденды учредителям (работникам и не работникам организации);

Д 70, 75 - К 68 - удержан налог на доходы учредителей;

Д 70, 75 - К 50, 51 - осуществлены выплаты учредителям;

б) Д 84 - К 82 - отражены отчисления в резервный капитал организации;

в) Д 84 - К 70, 75 - начислены дивиденды учредителям (работникам и не работникам организации);

Д 70, 75 - К 68 - удержан налог на доходы учредителей;

Д 70, 75 - К 80 - решением учредителей увеличен уставный капитал организации,

где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 80 "Уставный капитал", счет 82 "Резервный капитал", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".

Важными статьями расхода нераспределенной прибыли являются выплаты премий работникам и оплата за услуги, оказанные работникам учреждениями в области социальной сферы:

Д 84 - К 70 - начислены за счет нераспределенной прибыли премии работникам;

Д 84 - К 73 - погашены за счет нераспределенной прибыли расходы на услуги социального характера, оказанные персоналу,

где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям.

После наступления следующего финансового года остатки нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) текущего года становятся частью нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) прошлых лет. Поэтому на счете 84 можно открыть соответствующие субсчета, например, 84-1 "Нераспределенная прибыль текущего года" и 84-2 "Нераспределенная прибыль прошлых лет" (то же по непокрытым убыткам).

В этом случае в начале следующего финансового года в журнале хозяйственных операций должна появиться проводка:

Д 84-1 - К 84-2 - отражен перевод нераспределенной прибыли предыдущего года в состав нераспределенной прибыли прошлых лет.

 

12.5. Учет государственной помощи

 

Предприятия могут получать средства от других организаций, правительственных органов и физических лиц для осуществления целевых мероприятий. Расчеты по данным средствам проводятся с применением счета 86 "Целевое финансирование".

С введением в действие Положения по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденного приказом Минфина РФ от 16.10.2000 г. N 92н, экономический смысл данного счета получил двойное назначение:

учет государственной помощи;

учет средств, поступивших от других предприятий и физических лиц для выполнения целевых мероприятий и программ.

Если государственная помощь поступает в некоммерческие организации, то применение счета 86 "Целевое финансирование" будет различаться в зависимости от того, на какие цели она предназначена: текущие или капитальные.

Финансирование текущей деятельности некоммерческих организаций.

При отражении государственной помощи, предназначенной для осуществления текущей деятельности, на счете 86 формируется источник средств, на который списываются все текущие затраты. Пусть, например, помощь оказана на проведение ремонта:

Д 51 - К 86 - поступила государственная помощь на проведение ремонта;

Д 60 - К 51 - оплачено подрядчику за ремонт;

Д 26 - К 60 - принят по акту объем подрядных работ без НДС;

Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по подрядным работам;

Д 86 - К 26 - списаны подрядные работы по ремонту;

Д 86 - К 19 - погашена сумма НДС по ремонтным работам,

где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 86 "Целевое финансирование".

 

Финансирование капитальных вложений некоммерческих организаций.

 

Если государственная помощь предназначена для осуществления капитальных вложений, то источник финансирования трансформируется в добавочный капитал, соответствующий сумме принятого в эксплуатацию или запущенного в работу объекта. Пусть, например, помощь оказана на строительство объекта основных средств:

Д 51 - К 86 - отражено поступление целевых денежных средств на возведение объекта;

Д 86 - К 83 - сумма поступившей помощи включена в состав добавочного капитала;

Д 60 - К 51 - оплачено подрядчику, возводящему объект;

Д 08 - К 60 - списаны затраты (с учетом НДС) на создание объекта основных средств;

Д 01 - К 08 - подписан акт приемки объекта в эксплуатацию,

где: счет 01 "Основные средства", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 83 "Добавочный капитал", счет 86 "Целевое финансирование".

Дальнейшая судьба объекта основных средств будет складываться следующим образом. Амортизация на него начисляться не будет, но в конце каждого года на забалансовом счете 010 "Износ основных средств" будет отражаться годовая сумма износа, соответствующая нормам амортизационных отчислений на аналогичные основные средства коммерческих организаций. При выбытии из эксплуатации балансовая стоимость объекта погашается за счет добавочного капитала и одновременно списывается с забалансового учета сумма износа:

Д 010 - отражена на забалансовом учете ежегодная сумма износа объекта;

Д 83 - К 01 - погашена балансовая стоимость объекта при его выбытии;

К 010 - списана с забалансового учета накопленная сумма износа объекта.

 

Финансирование деятельности коммерческих организаций.

 

Государственная помощь коммерческим организациям отличается тем, что источник финансирования их деятельности трансформируется в доходы будущих периодов, которые превращаются в текущие доходы по мере того, как используется этот источник. Если приобретены товарно-материальные ценности, то по мере их отпуска в производство, если приобретено (построено) основное средство, то по мере начисления на него амортизации. Пусть, например, на средства поступившей государственной помощи приобретен станок:

Д 51 - К 86 - зафиксировано поступление денежных средств на приобретение станка;

Д 86 - К 98 - сумма поступлений отражена в составе доходов будущих периодов;

Д 60 - К 51 - оплачено поставщику станка;

Д 08 - К 60 - оприходован станок по учетной стоимости без НДС;

Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по приобретенному станку;

Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом оплаченная сумма НДС;

Д 01 - К 08 - подписан акт приемки станка в эксплуатацию;

Д 20 - К 02 - начислена ежемесячная сумма амортизации станка;

Д 98 - К 91 - переведена в текущие доходы доля стоимости станка,

где: счет 01 "Основные средства", счет 02 "Амортизация основных средств", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 20 "Основное производство", 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 86 "Целевое финансирование", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 98 "Доходы будущих периодов".

 

12.6. Целевое финансирование на примере садоводческого

объединения граждан

 

В совокупности некоммерческих организаций России значительное место занимают такие организации, которые функционируют за счет членских взносов, имеющих исключительно целевое назначение. Они составляют сметы доходов и расходов и их исполняют. К таким организациям относятся жилищные, гаражные и дачные кооперативы, а также садоводческие объединения граждан. Рассмотрим в качестве примера бухгалтерский учет в садоводческих объединениях граждан, подробно отраженный в работе 110.

Садовые участки предоставляются гражданам объединения для выращивания садовых, ягодных, бахчевых, огородных культур и для отдыха. На участке можно возводить жилое строение (без права регистрации проживания в нем) и хозяйственные постройки. Основными источниками материальных и денежных поступлений в садоводческое объединение являются взносы участников. Законодательство определяет следующие виды взносов граждан:

вступительные взносы, которые используются на организационные расходы и оформление документов;

членские взносы, предназначенные для осуществления текущих расходов, в том числе на зарплату наемных работников;

целевые взносы некоммерческих товариществ и партнерств, необходимые для приобретения и (или) создания объектов общего пользования;

паевые (имущественные и денежные) взносы садоводческих потребительских кооперативов, используемые для приобретения и (или) создания объектов общего пользования;

дополнительные взносы садоводческих потребительских кооперативов, используемые для покрытия убытков от хозяйственной деятельности.

Поскольку главными поступлениями являются взносы участников и средства государственной поддержки, то на счете 86 "Целевые финансирование и поступления" открывают соответствующие субсчета:

86-1 "Вступительные взносы";

86-2 "Членские взносы";

86-3 "Целевые взносы";

86-4 "Паевые взносы";

86-5 "Дополнительные взносы";

86-6 "Средства государственной поддержки".

Рассматриваемые объединения относятся к некоммерческим организациям. У них нет обязательного документа в виде учредительного договора, как нет и понятия уставного капитала. Но при создании фонда общего имущества целесообразно использовать счета 75 "Расчеты с учредителями" (или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами") и 80 "Уставный капитал".

Операции по формированию общего имущества, принадлежащего садоводческому объединению, как юридическому лицу, можно записать в бухгалтерском учете следующим образом:

Д 75 (76) - К 80 - отражены задолженности участников по фонду общего имущества;

Д 10, 41, 50, 51 - К 75 (76) - учтены взносы участников в фонд общего имущества,

где: счет 10 "Материалы", счет 41 "Товары", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета".

Другие взносы участников могут начисляться и уплачиваться следующим образом:

Д 76 - К 86 - начислены прочие взносы;

Д 50, 51 - К 76 - поступили от участников прочие взносы в кассу или на расчетный счет.

Поступление средств государственной поддержки на возведение объектов основных средств может отражаться в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:

Д 51 - К 86-6 - поступили средства государственной поддержки;

Д 86-6 - К 83 - сформирован добавочный капитал для создания основных средств,

где: счет 83 "Добавочный капитал".

Хозяйственная деятельность садоводческого объединения проводится в соответствии со сметой, утвержденной общим собранием его членов. Она отображается в бухгалтерском учете совокупностью проводок такого вида:

Д 60, 68, 69, 70, 71, 76 - К 50, 51 - оплачены текущие и будущие расходы;

Д 97 - К 50, 60, 76 - учтены расходы будущих периодов;

Д 20 - К 02, 10, 26, 97, 50, 60, 68, 69, 70, 71, 76 - учтены текущие расходы,

где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 10 "Материалы", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 97 "Расходы будущих периодов".

Расходы, относящиеся к будущим периодам, списываются в те сроки, к которым они относятся.

Все расходы в конце года (или в другие установленные общим собранием отчетные периоды) соотносятся с расходами, запланированными по смете:

Д 86 - К 20 - списаны на смету расходы по уставной деятельности.

Наличие сальдо по счету 86 "Целевое финансирование" свидетельствует об экономии или о перерасходе средств.

Экономия по смете должна оформляться в отчетном периоде проводкой:

Д 86 - К 99 - отражена сумма экономии по смете,

где: счет 99 "Прибыли и убытки".

Перерасход по смете должен стать предметом обсуждения и анализа. В бухгалтерском учете в рамках внутренних и внешних отчетных периодов текущего года перерасход фиксируется проводкой:

Д 94 - К 86 - выявлена сумма перерасхода по смете,

где: счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Перерасход должен быть утвержден общим собранием членов садоводческого объединения. При положительном решении следует отнести его к убыткам по исполнению сметы:

Д 99 - К 94 - списана на убытки сумма перерасхода по смете,

где: счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", счет 99 "Прибыли и убытки".

Если перерасход не утвержден, то сумма перерасхода относится на лицо, допустившее перерасход с последующим удержанием:

Д 73-2 - К 94 - перерасход по смете начислен на виновное лицо;

Д 50, 70 - К 73-2 - удержан с виновного перерасход по смете,

где: счет 50 "Касса", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", субсчет 73-2 "Расчеты по возмещению материального ущерба", счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Информация о работе Основы бухгалтерского учета