Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
Д 62 - К 91-1 1000 - отражен доход от списанной кредиторской задолженности;
Д 76 - К 51 60 - оплачены услуги нотариальной конторы;
Д 91-2 - К 76 50 - учтена в расходах стоимость нотариальных услуг без НДС;
Д 19 - К 76 10 - отражена сумма НДС по нотариальным услугам;
Д 68 - К 19 10 - предъявлен к зачету с бюджетом НДС по нотариальным услугам;
Д 91-9 - К 99 950 - определена прибыль от списания кредиторской задолженности,
где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".
В конце года при реформации баланса и выявлении общей суммы нераспределенной (чистой) прибыли или непокрытого убытка сальдо на субсчетах счета 91 "Прочие доходы и расходы" обнуляются при помощи проводок:
Д 91-9 - К 91-2 - списан расходный компонент прочей деятельности;
Д 91-1 - К 91-9 - погашен доходный компонент прочей деятельности.
Особое место среди операций и действий предприятия занимают чрезвычайные события, которые чаще всего связаны со стихийными бедствиями, пожарами, авариями, национализацией и т.п. обстоятельствами. Чрезвычайные ситуации всегда сопровождаются расходами, а иногда - доходами (страховые возмещения, возвратные поступления материальных ценностей). Их сопоставление производится непосредственно на счете 99 "Прибыли и убытки".
В качестве примера N 4 покажем, как оформить в бухгалтерском учете операцию по списанию частично амортизированного основного средства, разрушенного стихийным бедствием. При его разборке были оприходованы материалы, годные к употреблению в виде топлива. Балансовая стоимость основного средства на счете 01 "Основные средства" - 3000 условных денежных единиц (у.д.е.), сумма накопленной амортизации на счете 02 "Амортизация основных средств" - 2000 у.д.е., стоимость извлеченных материалов на счете 10 "Материалы" - 400 у.д.е. Бухгалтерские проводки будут выглядеть следующим образом:
Д 02 - К 01 2 000 - определена остаточная стоимость основного средства;
Д 99 - К 01 1 000 - списана остаточная стоимость основного средства (убыток);
Д 10 - К 99 400 - отражен возврат пригодных материалов (доход).
Общий убыток от утраты основного средства будет равен 600 у.д.е., т.е. меньше его остаточной стоимости за счет оприходованных материалов, годных к употреблению в качестве топлива.
Как известно, прибыль - это превышение доходов над расходами, а убыток - это превышение расходов над доходами. Сравнение сумм доходов с суммами расходов может быть корректным только в том случае, если установлены определенные правила и условия их признания и непризнания.
Для признания дохода (или выручки) необходимо наличие совокупности пяти следующих условий:
право предприятия на получение дохода закреплено договором или другим аналогичным способом;
имеется четкая определенность суммы поступления;
существует гарантированная уверенность в том, что при исполнении хозяйственного действия произойдет увеличение экономической выгоды;
право собственности (владения, пользования или распоряжения) на товар (работу, услугу), являющийся предметом договора, перешло к покупателю;
расходы по произведенной операции установлены или могут быть установлены.
Для признания расходов необходимо наличие совокупности трех следующих условий:
затраты осуществляются в соответствии с конкретным договором или нормативным актом;
суммы расходов могут быть четко определены;
существует обоснованная уверенность в том, что при проведении хозяйственной операции произойдет уменьшение экономической выгоды.
Из представленного перечня условий признания доходов и расходов видно, что приоритет отдается признанию расходов (меньше условий). С экономической точки зрения это оправдано, ибо прибыльная работа предприятия предполагает только повышенную ответственность по его обязательствам перед налоговыми органами. Убыточная же работа требует более быстрого осознания ситуации и принятия оперативных решений по ее исправлению, поскольку она может закончиться банкротством предприятия.
В конце каждого месяца предприятие подводит итоги функционирования, главным из которых является размер прибыли (или убытка). Финансовый результат формируется в виде сальдо (остатка) на счете 99 "Прибыли и убытки". Он должен быть скорректирован путем прибавления к нему расходов, которые, согласно налоговому законодательству, не учитываются при расчете базы по налогу на прибыль (см. п.8.6.7). Увеличенный таким образом финансовый результат следует принять в качестве базы по налогу на прибыль. Ставка налога - 24%. Подробности о нем изложены в главе 16 (см. п.16.10).
В бухгалтерском учете начисление налога на прибыль отражается следующей проводкой:
Д 99 - К 68 - начислен налог на прибыль,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 99 "Прибыли и убытки".
Кроме налога на прибыль, такой же проводкой описываются операции по начислению штрафов и пени за неполное или несвоевременное исполнение предприятием своих обязательств перед бюджетом. Аналогичными записями отражаются суммы штрафов и пени, которые предъявляют фонды социального страхования и обеспечения:
Д 99 - К 69 - начислены штрафы и пени в социальные фонды,
где: счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
При подведении годового итога хозяйственной деятельности после выверки всех промежуточных финансовых результатов и уточнения суммы налога на прибыль сальдо со счета 99 "Прибыли и убытки" переводится на счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)":
а) Д 99 - К 84 - определена сумма нераспределенной прибыли;
б) Д 84 - К 99 - отражена сумма непокрытого убытка.
Следует обратить внимание на то, что современному бухгалтеру приходится иметь дело с двумя величинами прибыли:
бухгалтерской - полученной по материалам бухгалтерского учета;
налоговой - рассчитанной с помощью корректировок бухгалтерской прибыли или определенной по данным отдельного налогового учета.
Несколько лет тому назад проблема расхождения величин бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли решалась достаточно просто и изящно: расходы, которые не учитывались в целях налогообложения, сразу относились на чистую (нераспределенную) прибыль. В результате по бухгалтерскому учету легко устанавливались обе суммы. Затем было принято решение о включении данных расходов в себестоимость продукции (работ и услуг) и внесении корректировок в финансовый результат. В настоящее время масштаб корректировок настолько значителен, что вопрос о выделении налогового учета в самостоятельный вид можно считать решенным.
Для предприятий внедрение дополнительного учета на базе, не совпадающей с базой бухгалтерского учета, экономически крайне невыгодно, а значит разорительно и для государства в целом. К сожалению, в последние годы стратегические и тактические неудачи в сфере управления экономикой аппарат чиновников пытается компенсировать дополнительным давлением на коммерческие фирмы. Поэтому бухгалтеру, кроме глубоких профессиональных знаний, необходимы такие личные качества, как крепкое здоровье, твердость характера, принципиальность и настойчивость в отстаивании интересов своей организации.
13.2. Учет суммовых разниц
В условиях нестабильной экономической ситуации российские предприятия, заключающие между собой различные сделки, часто предпочитают при оформлении договоров устанавливать цены в иностранной валюте или условных единицах. В результате, как правило, рублевый эквивалент суммы договора в момент возникновения обязательств по платежам и во время их погашения бывает разным. Возникает суммовая разница. Согласно Положениям по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99 суммовые разницы относятся к внереализационным доходам или расходам, в зависимости от того, увеличивают или уменьшают они экономическую выгоду предприятия. Их учет осуществляется на счете 91 "Прочие доходы и расходы". При этом положительные суммовые разницы увеличивают налогооблагаемую прибыль, а отрицательные - уменьшают. Кроме того, в соответствии с налоговым законодательством, поскольку суммовые разницы возникают при осуществлении операций по реализации продукции, они являются объектом обложения НДС.
С точки зрения бухгалтерского учета целесообразно процесс реализации условно представлять в виде двух составных элементов: реализация продукции и реализация суммовой разницы.
Рассмотрим пример возникновения положительных и отрицательных суммовых разниц. Предположим, что между двумя предприятиями заключен договор купли-продажи, по которому продавец (промышленное предприятие) обязуется отгрузить покупателю (промышленному предприятию) свою продукцию на сумму, эквивалентную 1200 долларов США, которую тот использует в качестве сырья для изготовления собственной продукции. Себестоимость продукции эквивалентна 900 долларов США. Курс доллара при возникновении обязательства был 31 руб., а при погашении стал: в одном случае - 32 руб. (положительная суммовая разница для продавца), в другом - 30 руб. (отрицательная суммовая разница для продавца).
13.2.1. Положительная суммовая разница
Учет у продавца
Д 62 - К 90 ($ 1200 по 31 руб.) 37 200 - предъявлен счет покупателю;
Д 90 - К 68 ($ 200 по 31 руб.) 6 200 - начислена сумма НДС;
Д 90 - К 43 ($ 900 по 31 руб.) 27 900 - списана себестоимость продукции;
Д 90 - К 99 ($ 100 по 31 руб.) 3 100 - определена прибыль от реализации;
Д 51 - К 62 ($ 1200 по 32 руб.) 38 400 - получена выручка от реализации;
Д 62 - К 68 ($ 200 (32 - 31 руб.)) 200 - начислен НДС по суммовой разнице;
Д 62 - К 91 ($ 1000 (32 - 31 руб.)) 1 000 - отражен доход от суммовой разницы.
Учет у покупателя
Д 10 - К 60 ($ 1000 по 31 руб.) 31 000 - отражена учетная стоимость без НДС;
Д 19 - К 60 ($ 200 по 31 руб.) 6 200 - учтена сумма НДС;
Д 60 - К 51 ($ 1200 по 32 руб.) 38 400 - оплачено поставщику;
Д 10 - К 60 ($ 1000 (32 - 31 руб.)) 1 000 - проведена дооценка закупки (без НДС);
Д 19 - К 60 ($ 200 (32 - 31 руб.)) 200 - учтена дооценка НДС;
Д 68 - К 19 6 400 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС,
где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 43 "Готовая продукция", счет 90 "Продажи", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".
13.2.2. Отрицательная суммовая разница
Учет у продавца
Д 62 - К 90 ($ 1200 по 31 руб.) 37 200 - предъявлен счет покупателю;
Д 90 - К 68 ($ 200 по 31 руб.) 6 200 - начислен НДС;
Д 90 - К 43 ($ 900 по 31 руб.) 27 900 - списана себестоимость продукции;
Д 90 - К 99 ($ 100 по 31 руб.) 3 100 - определена прибыль от реализации;
Д 51 - К 62 ($ 1200 по 30 руб.) 36 000 - получена выручка от реализации;
———————————
|Д 62 - К 68| ($ 1000 (31 - 30 руб.)) - 200 - сторнирован НДС по суммовой
———————————
разнице;
Д 91 - К 62 ($ 1000 (31 - 30 руб.)) 1 000 - отражен расход от суммовой разницы.
Учет у покупателя
Д 10 - К 60 ($ 1000 по 31 руб.) 31 000 - отражена учетная стоимость без НДС;
Д 19 - К 60 ($ 200 по 31 руб.) 6 200 - учтена сумма НДС;
Д 60 - К 51 ($ 1200 по 30 руб.) 36 000 - оплачено поставщику;
———————————
|Д 10 - К 60| ($ 1000 (31 - 30 руб.)) - 1 000 - проведена уценка закупки
———————————
(без НДС);
———————————
|Д 19 - К 60| ($ 200 (31 - 30 руб.)) - 200 - осуществлена уценка НДС;
———————————
Д 68 - К 19 6 000 - НДС предъявлен к зачету с бюджетом.
13.3. Учет недостач и потерь от порчи ценностей
Среди непредвиденных расходов организации, снижающих общую прибыль от хозяйственной деятельности, определенное место занимают недостачи и потери от порчи ценностей. Они обусловлены рядом причин, среди которых:
несовершенство технологических процессов;
нарушения инструкций и условий по изготовлению и хранению продукции;
вибрации, удары и перегрузки при транспортировке материалов и товаров;
халатность и недостатки в нравственном воспитании персонала.
Обнаружение отсутствия ценностей или снижения их качества происходит либо при приемке их от поставщиков, либо в результате проведения инвентаризации. Для каждой недостачи и порчи должна быть определена причина и установлено виновное лицо. Знание причины необходимо для того, чтобы подобное явление не повторилось, а выявление виновного лица необходимо для предъявления претензии и получения компенсации утраты.
В бухгалтерском учете операции по выявлению потерь и недостач, а также по возмещению ущерба от них отражаются на счете 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей". Этот счет активный. Он определяет сумму недостающих ценностей, которая может (должна) быть предъявлена виновному лицу либо отнесена на прочие расходы организации:
Д 94 - К 01, 10, 19, 41, 50, 71, 76 - выявлена недостача ценностей,
где: счет 01 "Основные средства", счет 10 "Материалы", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 41 "Товары", счет 50 "Касса", 71 "Расчеты с подотчетными лицами", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Если НДС по недостающим ценностям предъявлен к зачету с бюджетом, он должен быть восстановлен для последующей уплаты. В учете можно использовать разные варианты, например: