Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
Д 51 - К 62-1 - получен аванс от заказчика;
Д 62-1 - К 68 - начислен НДС с полученного аванса;
Д 005 - принято на учет оборудование, предназначенное для монтажа (по цене, отраженной в документах заказчика);
Д 90 - К 20 - списаны на реализацию затраты по строительно-монтажным работам;
Д 90 - К 26 - списана на реализацию доля административно-хозяйственных расходов;
Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации объема работ;
Д 62-2 - К 90 - составлен акт выполненных работ и подписан у заказчика;
Д 90 - К 99 - учтена прибыль, полученная за счет экономии;
Д 62-1 - К 62-2 - произведено сопоставление аванса со стоимостью выполненных работ;
—————————————
|Д 62-1 - К 68| - сторнирована сумма НДС с полученного аванса;
—————————————
К 005 - списана стоимость смонтированного оборудования;
Д 51 - К 62-2 - получена доплата от заказчика,
где: счет 005 "Оборудование, принятое для монтажа", счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 51 "Расчетные счета", субсчет 62-1 "Авансы, полученные от заказчика", субсчет 62-2 "Сметная стоимость строительно-монтажных работ", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".
Важной особенностью бухгалтерского учета строительно-монтажных работ является подведение финансовых итогов деятельности. В смете обычно предусматриваются все расходы (в том числе административно-хозяйственные) и полагающаяся подрядчику прибыль, так что сумма со счета 26 "Общехозяйственные расходы" обычно включается в затраты на счете 20 "Основное производство", а сальдо на счете 90 "Продажи" имеет две составляющие: сметную прибыль, плюс экономию по смете или минус перерасход. В данном случае, при рассмотрении забалансового счета 005 "Оборудование, принятое для монтажа" это большого значения не имеет.
14.6. Счет 006 "Бланки строгой отчетности"
Как было отмечено в главе 10 (см. п.10.2), денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории страны производятся всеми организациями, предприятиями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин (ККМ). Без использования контрольно-кассовых машин допускаются расчеты с населением у тех организаций, которые не могут осуществлять это в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения. Перечень таких организаций утверждается нормативными документами. Они обязаны взамен чеков ККМ использовать бланки строгой отчетности. Эти бланки должны быть отпечатаны типографским способом и отвечать требованиям, изложенным в письме Минфина РФ от 23.08.2001 N 16-00-24/70.
В перечень организаций, имеющих право на использования бланков строгой отчетности, включены: промышленные предприятия, организации торговли, предприятия связи, общественного питания и транспорта, гостиницы, общественные объединения, предприятия сферы обслуживания населения, организации сферы туризма и отдыха, ветеринарные учреждения, организации лесного хозяйства, железнодорожного транспорта и вторцветмета, коллегии адвокатов и высшие учебные заведения.
Документы строгой отчетности охватывают следующий перечень бланков: квитанционные книжки и талоны, товаросопроводительные документы, квитанции и корешки квитанций, заказы и талоны, путевки, разовые именные лицензии, счета, кассовые отчеты и акты о порче имущества. К ним относятся также: абонементы, групповые талоны, абонементные книжки, наряды-заказы, описи вещей, залоговые билеты, листки выработки и обязательства-квитанции накладные-счета и трудовые книжки лиц, поступивших на работу. Кроме того, в состав бланков строгой отчетности включены: талоны на питание, счета-путевки, талоны в санатории и дома отдыха, входные билеты, проездные и абонементные билеты, багажные квитанции, квитанции по приему цветных металлов, именные бюллетени членов коллегии адвокатов и тексты письменных ответов лиц, экзаменовавшихся на получение статуса адвокатов. В высших учебных заведениях и научных учреждениях документами строгой отчетности являются удостоверения о послевузовском профессиональном образовании, выданные слушателям.
Контроль сохранности и использования бланков ведется в двух видах учета: управленческом учете и бухгалтерском. В первом - в количественном отношении, во втором - в суммовом отношении на счетах: 10 "Материалы" (до передачи для применения) и 006 "Бланки строгой отчетности" (после использования в целях расчетов с населением). На забалансовом учете бланки строгой отчетности, товарные отчеты, книги учета бланков строгой отчетности и прилагаемые к ним документы, относящиеся непосредственно к сфере учета указанных бланков, числятся в течение 5-ти лет, после чего списываются по акту и уничтожаются, либо передаются на утилизацию организациям - заготовителям вторсырья.
В бухгалтерском учете данные операции отражаются следующим образом:
Д 25 - К 10 - бланки строгой отчетности переданы в производственные подразделения;
Д 006 - приняты на забалансовый учет бланки строгой отчетности, переданные в производственные подразделения (в условной оценке);
К 006 - списана с забалансового учета стоимость использованных бланков строгой отчетности по истечении сроков их хранения,
где: счет 006 "Бланки строгой отчетности", счет 10 "Материалы", счет 25 "Общехозяйственные расходы".
Для хранения бланков в организации необходимо применять несгораемые шкафы и/или металлические ящики. По окончании работы места их нахождения следует опечатывать.
14.7. Счет 007 "Списанная в убыток задолженность
неплатежеспособных дебиторов"
Забалансовый счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов" используется для учета списанных в убыток дебиторских задолженностей.
Обязательным условием заключения договоров между предприятиями о поставках продукции (товаров), выполнении работ и оказании услуг является определение срока исполнения обязательств по взаиморасчетам. Дебиторская задолженность, которая не погашена в договорные сроки и не обеспечена гарантиями, признается сомнительным долгом. Гражданским кодексом установлен срок исковой давности по договорным обязательствам сторон. Его смысл состоит в следующем. Если после наступления срока выполнения условий договора одна из сторон уклонилась от своих обязанностей, то другой стороне законом предоставляется время, в течение которого она имеет право в судебном порядке настаивать на их исполнении.
Срок исковой давности по договорам гражданско-правового характера составляет 3 года. Согласно приказу МНС РФ от 26.02.2002 г. N БГ-3-02/98 дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, у коммерческой организации должна быть списана за счет средств резерва сомнительных долгов либо за счет финансовых результатов на основании результатов проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации.
Вместе с тем, "Положение по ведению бухгалтерского учета" обосновывает необходимость наблюдения за возможностью взыскания дебиторской задолженности в течение пяти лет после ее списания. В течение этих пяти лет у дебитора может появиться возможность выплаты долга, или он будет объявлен банкротом и тогда при распродаже имущества этого дебитора следует предъявить претензию по поводу непогашенного долга. В бухгалтерском учете этот процесс оформляется следующим образом:
Д 91 - К 62, 76 - списана сумма дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности;
Д 007 - отражена сумма списанной в убыток дебиторской задолженности;
Д 51 - К 91 - поступила суммы задолженности;
К 007 - снята с забалансового учета сумма погашенной задолженности,
где: счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Прибыль, полученная в результате погашения списанной дебиторской задолженности, входит в состав валовой (суммарной) прибыли предприятия и облагается налогом на прибыль.
Списание дебиторской задолженности магазином оптовой торговли
Рассмотрим на примере деятельности магазина оптовой торговли механизм возникновения и списания дебиторской задолженности:
Д 90 - К 41 - списан на реализацию товар по покупной цене;
Д 90 - К 44 - списаны на реализацию издержки обращения;
Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации;
Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю за реализованный ему товар;
Д 90 - К 99 - по итогам ежемесячных продаж определена сумма прибыли;
Д 91 - К 62 - по истечении срока исковой давности включена во внереализационные расходы сумма списанной дебиторской задолженности;
Д 007 - учтена за балансом сумма списанной дебиторской задолженности,
К 007 - по прошествии 5-ти лет наблюдения задолженность снята с учета,
где: счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов", счет 41 "Товары", счет 44 "Расходы на продажу", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".
14.8. Счета 008 и 009 "Обеспечение обязательств
и платежей полученные и выданные"
Важным условием плодотворных хозяйственных взаимодействий предприятий является наличие определенных гарантий своевременного выполнения ими своих обязательств по различным сделкам. Их роль в современной экономике чаще всего исполняют следующие средства:
поручительства третьих лиц, которые закрепляются в договорах о поручительстве;
векселя, включающие в себя солидарную ответственность нескольких лиц (векселедателя, акцептанта, индоссанта и авалиста) перед векселедержателем;
имущественный залог, который оформляется договором о залоге.
В бухгалтерском учете гарантии отражаются на забалансовых счетах 008 "Обеспечение обязательств полученные" и 009 "Обеспечение обязательств выданные".
На примере N 8 в п.11.1 рассматривалось обеспечение обязательств векселями, включающими солидарную ответственность. В дополнение приведем еще три примера.
14.8.1. Договор поручительства
Юридические основы хозяйственных взаимоотношений между участниками договора поручительства определяются ст.361-367 Гражданского кодекса России. Краткое изложение их состоит в следующем. По данному договору организация-поручитель обязывается перед кредитором другого юридического лица отвечать за исполнение последним его обязательств полностью или частично. Поручительство прекращается с прекращением обеспеченного им обязательства. Должник, исполнивший обязательства, обязан немедленно известить об этом поручителя. По исполнению поручителем обязательств кредитор обязан вручить поручителю документ, удостоверяющий требования к должнику и передать ему права, обеспечивающие эти требования.
Анализ этих сведений показывает, что должник и его поручитель несут солидарную (совместную) ответственность перед кредитором за исполнение обязательства должника. В бухгалтерском учете такое взаимодействие легко оформить с помощью проводок, часть из которых относятся к забалансовым записям с использованием счетов 008 "Обеспечение обязательств полученные" и 009 "Обеспечение обязательств выданные".
Рассмотрим пример. Поставщик (кредитор) по договору купли-продажи должен направить покупателю свою готовую продукцию, которую покупатель (дебитор) планирует использовать в качестве сырья для производства своей продукции. После заключения договора купли-продажи покупатель обратился к поручителю с просьбой о заключении им с поставщиком сырья договора поручительства, который помог бы получить сырье без предварительной оплаты. Такой договор был заключен. После отгрузки продукции покупателю и по истечении срока исполнения обязательств по договору купли-продажи поставщик обратился к поручителю, который исполнил эти обязательства. Права кредитора (поставщика) перешли к поручителю, который стал требовать от покупателя (должника) компенсации оплаты с процентами. Ожидается разрешение этой проблемы двумя способами: невозможности оплаты и списании задолженности или исполнения обязательства покупателем.
В бухгалтерском учете всех участников хозяйственных взаимоотношений должны быть оформлены следующие проводки.
Учет у поставщика (кредитора)
——————————————————————————————
|N п/п|Корреспонден- | Содержание хозяйственной операции |
| | ция счетов |
| |——————————————|
| |Дебет |Кредит |
|—————|——————|———————|————————
| 1 | 90 | 43 |Списана на реализацию себестоимость продукции |
|—————|——————|———————|————————
| 2 | 90 | 44 |Списаны на реализацию коммерческие расходы |
|—————|——————|———————|————————
| 3 | 90 | 68 |Начислена сумма НДС от реализации продукции |
|—————|——————|———————|————————