Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

К 002 - списаны вывезенные собственником не заказанные ценности,

где: счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", счет 51 "Расчетные счета", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 91 "Прочие доходы и расходы".

2. Поступили материальные ценности (сырье и материалы), которые промышленное предприятие по договору с поставщиком не имеет право передавать в производство до их оплаты. Совокупность записей в бухгалтерском учете, отражающая этот случай, выглядит следующим образом:

Д 002 - приняты на ответственное хранение сырье и материалы в оценке, указанной в сопроводительных документах;

Д 60 - К 51 - произведена оплата поступивших ценностей;

Д 10 - К 60 - приняты на склад сырье и материалы по учетной стоимости без НДС;

Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по поступившим сырью и материалам;

К 002 - списаны с забалансового учета оприходованные сырье и материалы;

Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС по оплаченным ценностям,

где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 51 "Расчетные счета", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".

3. Православным приходом приняты материальные ценности, предназначенные для раздачи с благотворительной целью. В бухгалтерском учете прихода появились следующие записи:

Д 002 - приняты на забалансовый учет материальные ценности на сумму, указанную в сопроводительных документах;

К 002 - отражено списание с забалансового учета ценностей по мере раздачи их пастве.

4. Предприятие по договору мены приобрело материалы, которые может использовать только после отгрузки своей готовой продукции поставщику этих материалов. В бухгалтерском учете оформлены такие проводки:

Д 002 - приняты на ответственное хранение поступившие от поставщика материалы в оценке, указанной в сопроводительных документах;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю готовой продукции (поставщику материалов);

Д 90 - К 43 - отгружена готовая продукции поставщику материалов;

Д 90 - К 68 - начислена сумма НДС по товарообменной операции;

Д 90 - К 99 - подведен финансовый итог товарообменной операции;

Д 10 - К 60 - оприходованы материалы по учетной стоимости без НДС;

Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по оприходованным материалам;

Д 60 - К 62 - проведен взаимозачет обязательств по товарообменной операции;

К 002 - списаны с забалансового учета оприходованные материалы;

Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС по оплаченным ценностям,

где: счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 43 "Готовая продукция", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".

5. Готовая продукция реализована покупателю на условии "франко - склад поставщика", но не вывезена им и оставлена на предприятии в соответствии с составленной складской распиской. По истечении нескольких дней она была вывезена покупателем. В бухгалтерском учете зафиксировано следующее:

Д 51 - К 62 - получена предоплата от покупателя;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю готовой продукции;

Д 90 - К 43 - списана себестоимость готовой продукции;

Д 90 - К 68 - начислена сумма НДС от реализации;

Д 90 - К 44 - списаны коммерческие расходы;

Д 90 - К 99 - подведен финансовый итог продажи;

Д 002 - принята на ответственное хранение не вывезенная готовая продукция (на сумму, указанную в приемо-сдаточном акте);

К 002 - списана с забалансового учета вывезенная готовая продукция,

где: счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".

Примечание. Счет 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение", на наш взгляд, подходит и для учета передачи нематериальных активов по лицензионному договору. Хотя в его названии указываются только материальные ценности (см. п.5.7.3).

 

14.3. Счет 003 "Материалы, принятые в переработку"

 

Данный забалансовый счет используется у предприятий, принимающих сырье для его переработки. Это сырье (называемое давальческим) предприятием не оплачивается и после переработки возвращается его владельцу в составе готовой продукции.

Предприятие, получившее сырье в переработку, учитывает его на забалансовом счете 003 "Материалы, принятые в переработку":

Д 003 - принято на забалансовый учет давальческое сырье (по стоимости, отраженной в договоре на переработку).

Все затраты по переработке, за исключением стоимости сырья, попадают в себестоимость работ и услуг перерабатывающего предприятия, в учете которого делаются записи:

Д 20 - К 02, 05, 10, 68, 69, 70, 71, 76 - отражены затраты по переработке,

где: счет 02 "Амортизация основных средств", счет 05 "Амортизация нематериальных активов", счет 10 "Материалы", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

 

Примечание. В совокупности затрат по переработке на счете 10 "Материалы" представлены вспомогательные материалы (реагенты, топливо и т.п., но никак не давальческое сырье).

В дальнейшем готовая продукция передается хозяину сырья. В бухгалтерском учете это оформляется реализацией работ (услуг) по переработке:

Д 90 - К 20 - списана себестоимость работ по переработке давальческого сырья;

Д 90 - К 26 - списана на реализацию доля административно-хозяйственных расходов;

Д 90 - К 68 - начислен НДС по выполненным работам;

Д 62 - К 90 - предъявлен счет за переработку сырья;

Д 90 - К 99 - определена сумма прибыли от реализации услуг по переработки,

где: счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".

После этого списывается с забалансового учета стоимость сырья, возвращенного давальцу в составе продукции:

К 003 - списана стоимость сырья, возвращенного в составе готовой продукции.

На практике предприятия, занимающиеся переработкой чужого сырья, часто производят продукцию и из собственного аналогичного сырья. В этом случае они нередко в качестве платы за услуги по переработке получают от давальцев определенные объемы необходимого сырья. В их бухгалтерском учете тогда появляются следующие дополнительные записи:

Д 10 - К 60 - поступило сырье для изготовления собственной продукции;

Д 19 - К 60 - учтена сумма НДС по поступившему сырью;

Д 60 - К 62 - произведен зачет оплаты стоимости переработки поставками сырья;

Д 68 - К 19 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма оплаченного НДС,

где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам".

Следует отметить, что предприятия, производящие выпуск собственной продукции и осуществляющие переработку сырья, поставляемого давальцами, испытывают значительные трудности в бухгалтерском учете. Им приходится вести два вида учета: производства готовой продукции и осуществления работ (оказания услуг) по переработке сырья. Такое явление характерно для крупных нефтехимических и подобных им концернов с большой номенклатурой продукции, работающих в условиях постоянных изменений цен на сырье, готовую продукцию и услуги по переработке.

 

14.4. Счет 004 "Товары, принятые на комиссию"

 

Счет 004 "Товары, принятые на комиссию" используют комиссионеры, т.е. посреднические торговые организации, помогающие за вознаграждение продавать продукцию, изготовленную промышленными предприятиями. В настоящее время взаимоотношения участников комиссионной торговли (комитента, комиссионера и покупателя) строятся по нескольким основным вариантам. Поэтому бухгалтерской службе до формирования системы проводок следует тщательным образом изучить подписанные договоры. Особенно важно уяснить порядок учета счетов-фактур, применяемых при расчетах по НДС. При этом необходимо руководствоваться следующими документами:

Постановление Правительства РФ "Об утверждении правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость" от 02.12.2000 г. N 914 (в редакции от 27.07.2002 г.);

Письмо МНС РФ "О применении счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" от 21.05.2001 г. N ВГ-6-03/404.

Рассмотрим типовой вариант, при котором комитент в договоре предусматривает в цене товара сумму вознаграждения комиссионеру и направляет ему товар на реализацию. Комиссионер находит покупателя, продает ему товар, получает за него выручку, часть из которой оставляет на своем расчетном счете в качестве вознаграждения, а остальную долю направляет комитенту.

При таком взаимодействии комитент при отправке товара комиссионеру выписывает счет-фактуру на его имя. Тот принимает товар на забалансовый счет 004 "Товары, принятые на комиссию" и выписывает два счета-фактуры: один на имя покупателя (на отгружаемый ему товар), другой на имя комитента (на величину своих услуг).

В соответствии со ст.990 ГК РФ по сделке, совершаемой комиссионером с третьим лицом (покупателем), именно комиссионер приобретает соответствующие права и обязанности, поэтому в его бухгалтерском учете будут зафиксированы следующие проводки:

Д 004 - принят товар на комиссию по цене, указанной в договоре (учет за балансом);

Д 62 - К 76 - предъявлен счет покупателю на сумму договора;

Д 51 - К 62 - получена предоплата (выручка) от покупателя;

К 004 - списаны реализованные товары (учет за балансом);

Д 76 - К 90 - отражена сумма комиссионного вознаграждения;

Д 90 - К 68 - начислен НДС с суммы комиссионного вознаграждения;

Д 90 - К 44 - списаны издержки обращения, связанные с договором комиссии;

Д 90 - К 99 - определен ежемесячный финансовый результат от сделки;

Д 76 - К 51 - перечислена комитенту его выручка,

где: счет 004 "Товары, принятые на комиссию", 44 "Расходы на продажу", 51 "Расчетные счета", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", 68 "Расчеты по налогам и сборам", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 90 "Продажи", 99 "Прибыли и убытки".

 

14.5. Счет 005 "Оборудование, принятое для монтажа"

 

Данный счет используется строительными подрядными организациями, которые чаще всего получают оборудование от заказчика, хранят его, устанавливают, укрепляют, отлаживают, регулируют и запускают в работу. Как правило, такие организации, во-первых, не имеют достаточных средств для закупки необходимых агрегатов, установок и механизмов, а во-вторых, не обладают достаточным опытом в выборе требуемого оборудования. Кроме того, из перечисленных работ они лучше всего справляются с хранением и монтажом оборудования.

Следует отметить, что в настоящее время бухгалтерский учет в разных сферах хозяйственной деятельности становится все более специфичным, поэтому при изучении материала пособия целесообразно уловить общие принципы и основные схемы (блоки) бухгалтерских проводок, описывающих самые важные моменты деятельности. Конечно, желательно также получить представление обо всем многообразии особенностей и нюансов, но запоминать их не стоит. Важно отложить в ячейки памяти сведения о том, что они присутствуют в каждой отрасли хозяйствования и их всегда можно найти в разных учебниках и нормативных документах.

Бухгалтерские счета и проводки - это своеобразный язык отражения реальных хозяйственных процессов со всеми особенностями, поэтому многие вопросы можно прояснить с помощью аналогий. Например, забалансовый счет 005 "Оборудование, принятое для монтажа" очень похож на счет 003 "Материалы, принятые в переработку" или на счет 004 "Товары, принятые на комиссию". На них отражены ценности, не принадлежащие организации, их монтируют, перерабатывают или продают. Реализуемая продукция во всех трех случаях - это услуги: по монтажу, переработке или продаже.

Как отмечалось выше, подрядная организация не имеет больших средств, она, в большинстве своем, может начать работу только при получении аванса от заказчика и предоставлении ей соответствующего оборудования. Остальные действия похожи на действия всех производителей работ, которые в бухгалтерском учете отражаются в виде калькуляции затрат и их реализации:

Информация о работе Основы бухгалтерского учета