Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
По дебету счета 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" также могут отражаться выплаты сотрудникам, не относящиеся к оплате труда, например:
Д 73 - К 50 - выплачены наличные суммы компенсации персоналу за использование личного автомобиля и инструмента в служебных целях;
Д 73 - К 51 - отражена выплата с расчетного счета пострадавшему сотруднику страхового возмещения,
где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета".
11.12. Расчеты с учредителями
Учредителями предприятия называются физические и юридические лица, которые основали данное предприятие и имеют свою долю в его уставном (складочном) капитале. Расчеты с ними учитываются с применением счета 75 "Расчеты с учредителями".
В соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ с 1 июля 2002 г. уполномоченным органом по регистрации организаций и предприятий является Министерство РФ по налогам и сборам (МНС). Все вновь образующиеся предприятия платят государственную пошлину, предоставляют необходимые для регистрации документы и вносятся в государственный реестр, который также ведет МНС.
Для регистрации юридического лица предоставляются следующие документы:
1) заявление о государственной регистрации по утвержденной форме;
2) решение о создании предприятия в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
3) учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии);
4) документ об уплате государственной пошлины.
В учредительных документах наряду с целым рядом сведений фиксируются следующие данные:
состав учредителей;
сфера деятельности предприятия;
величина уставного капитала;
доля каждого учредителя в уставном капитале.
В государственный реестр юридического лица вносятся следующие сведения:
1) полное и сокращенное наименование (в том числе фирменное) на русском языке;
2) организационно-правовая форма;
3) адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом;
4) способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
5) сведения об учредителях юридического лица;
6) копии учредительных документов юридического лица;
7) сведения о правопреемстве - для юридических лиц, которые формируются путем реорганизации имеющихся предприятий;
8) дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы;
9) способ прекращения деятельности юридического лица (путем реорганизации или путем ликвидации);
10) размер указанного в учредительных документах коммерческой организации уставного (складочного) капитала;
11) фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица;
12) сведения о лицензиях, полученных юридическим лицом.
Уставный капитал необходим для начала деятельности предприятия. Его величина для предприятий с ограниченной ответственностью определяет также минимальную сумму ответственности предприятия перед кредиторами в случае его банкротства.
Если предприятие признается банкротом, при его ликвидации имущество и другие ликвидные активы продаются и вырученные средства направляются на погашение обязательств. В случае недостаточности средств взыскание накладывается на уставный капитал.
Как было указано в главе 10, платежи в пользу кредиторов предприятия осуществляются согласно ст.855 ГК РФ в следующей очередности:
1) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, и взыскание алиментов;
2) выплаты выходных пособий и заработной платы по трудовым договорам, контрактам и авторским договорам;
3) платежи в бюджет, внебюджетные фонды и по текущей оплате труда сотрудников, работающих по трудовым договорам (контрактам);
4) удовлетворение других денежных требований в порядке календарной очередности.
Факт регистрации предприятия является основанием для бухгалтера при оформлении следующей проводки:
Д 75 - К 80 - зафиксирован размер уставного капитала,
где: счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 80 "Уставный капитал".
Эта проводка отражает величину объявленного уставного капитала предприятия и одновременно свидетельствует о возникновении задолженности учредителей по вкладам в уставный капитал. Если задолженность учредителей по их вкладам в уставный капитал не будет погашена в течение финансового года, то предприятие считается не состоявшимся и по закону может быть ликвидировано.
Внесение учредителями своих паев в виде денежных средств и материальных ценностей может быть оформлено в бухгалтерском учете с помощью одной из следующих проводок:
Д 08, 10, 41, 50, 51, 52, 58 - К 75;
Д 01, 04 - К 08,
где: счет 01 "Основные средства", счет 04 "Нематериальные активы", счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 10 "Материалы", счет 41 "Товары", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 58 "Финансовые вложения".
При необходимости изменения величины уставного капитала, предприятие обязано одновременно корректировать учредительные документы, в которых должна быть отражена новая сумма уставного капитала. Оформляется такая процедура в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:
Д 75 - К 80 - отражена сумма увеличения уставного капитала;
Д 80 - К 75 - отражена сумма уменьшения уставного капитала.
Учредители могут участвовать в работе организованного ими предприятия или ограничиться лишь получением дивидендов, пропорциональных сумме их вкладов в уставный капитал. Дивиденды могут выплачиваться ежеквартально, раз в полгода или раз в год.
Начисление дивидендов осуществляется либо из нераспределенной прибыли, либо из резервного капитала, образованного за счет нераспределенной прибыли:
Д 82, 84 - К 75 - начислены дивиденды;
Д 70, 75 - К 68 - удержан налог с доходов в виде дивидендов,
где: счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 82 "Резервный капитал", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Выплата дивидендов учредителям оформляется в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:
а) работникам предприятия:
Д 75 - К 70;
Д 70 - К 50,
б) не работникам предприятия:
Д 75 - 50, 51,
где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 75 "Расчеты с учредителями".
Учредители могут направлять дивиденды на развитие собственного предприятия. В этом случае их доля в уставном капитале увеличивается, поэтому налоговое законодательство требует удержания налога с дивидендов, направляемых на расширение производства:
Д 84 - К 75 - начислены дивиденды учредителям;
Д 75 - К 68 - удержан налог с дивидендов;
Д 75 - К 80 - дивиденды после удержания налога направлены на развитие предприятия,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 80 "Уставный капитал", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
Если предприятием в текущем году получены убытки, они могут быть компенсированы путем дополнительных взносов учредителей:
Д 75 - К 84 - отражена сумма дополнительных взносов учредителей в размере понесенного убытка;
Д 50, 51, 52 - К 75 - приняты на учет дополнительные вклады учредителей,
где: счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
11.13. Внутрихозяйственные расчеты
Если организация имеет филиалы, отделения, представительства и другие обособленные подразделения, которые составляют самостоятельный баланс, то расчеты между организацией и этими подразделениями осуществляются с применением специального счета 79 "Внутрихозяйственные расчеты". Эти расчеты подразумевают передачу имущества, денежных средств, готовой продукции; оплату труда работников, общих управленческих расходов и другие операции.
Рассмотрим простой пример. Предположим, что у организации есть филиал, которому она передает основные средства, материалы, наличные денежные суммы. Кроме того, она перечисляет ему на расчетный счет определенные суммы денег, начисляет заработную плату работникам филиала и оплачивает некоторые расходы смежных организаций. Взамен организация получает готовую продукцию, изготовленную филиалом, реализует ее, получая выручку. Эта выручка обеспечивает компенсацию затрат организации, связанных с помощью филиалу, и приносит ей определенную прибыль. Данные хозяйственные операции могут быть оформлены следующими бухгалтерскими проводками:
Д 79 - К 01 - направлены в филиал основные средства;
Д 79 - К 10 - преданы в филиал материалы;
Д 79 - К 50 - внесены в кассу филиала наличные денежные средства;
Д 79 - К 51 - переведены на расчетный счет филиала денежные средства;
Д 79 - К 70 - начислена заработная плата работникам филиала;
Д 79 - К 76 - приняты к оплате задолженности филиала некоторым кредиторам;
Д 43 - К 79 - поступила от филиала готовая продукция;
Д 90 - К 43 - списана на реализацию себестоимость готовой продукции филиала;
Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;
Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации готовой продукции филиала;
Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю готовой продукции филиала;
Д 90 - К 99 - определена ежемесячная сумма прибыли от реализации продукции;
Д 51 - К 62 - поступили денежные средства от покупателя,
где: счет 01 "Основные средства", счет 10 "Материалы", счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 50 "Касса", счет 51 "Расчетные счета", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".
Контрольные вопросы по теме
1. Охарактеризуйте отличия взаимоотношений при расчетах с дебиторами и кредиторами.
2. Свяжите понятие расчетов по отгрузке продукции с понятием расчетов с покупателями. Напишите проводки.
3. Какой смысл вкладывается в понятие резервов по сомнительным долгам? На каком счете ведется их учет?
4. Составьте проводку по перечислению аванса поставщику.
5. Какой проводкой следует отразить поступление в организацию аванса от покупателя?
6. На предприятие поступили от поставщика материалы. В качестве гарантии оплаты оно выдало собственный вексель. Напишите проводки.
7. Перечислите условия, при которых банки выдают кредиты организациям.
8. Как отразить поступление на расчетный счет предприятия краткосрочного и долгосрочного кредита банка?
9. Что такое бюджет и внебюджетные фонды?
10. Дайте краткую характеристику финансовой системы государства в целом.
11. Для чего в рыночной экономике фонды социального страхования и обеспечения? Какой счет используется для учета расчетов с ними?
12. Какой проводкой можно отразить операцию перечисления денежных средств в социальные фонды?
13. Напишите проводки по начислению заработной платы работникам основного производства, а также руководителю предприятия и главному бухгалтеру.
14. Что входит в понятие фонда оплата труда?
15. Перечислите существующие формы оплаты труда.
16. Для чего нужно понятие среднего заработка (средней зарплаты)?
17. Назовите действующую в настоящее время цифру минимальной месячной оплаты труда.
18. Как определяется средняя заработная плата при расчете пособий по временной нетрудоспособности?
19. Как определяется средняя заработная плата при расчетах сумм отпускных выплат?
20. Каковы отличия понятий "удержания из заработной платы" и "отчисления от заработной платы"?
21. Какие типы вычетов из совокупного дохода работника вы знаете?
22. Назовите общую ставку налога на доходы физических лиц. Напишите проводку по его начислению.
23. Какие основные документы используются для начисления и выплаты заработной платы?
24. Какое значение имеет лицевой счет работника?
25. Что подразумевается под понятием "депонент"? Вспомните механизм депонирования не полученной в срок заработной платы и напишите соответствующую проводку.
26. Раскройте понятие подотчетного лица. Напишите проводку по возврату подотчетным лицом неизрасходованной суммы.