Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
|———|——————|——————|———————————
| 2 | 67 | 67-1 |Выдан собственный долгосрочный процентный вексель в|
| | | |обеспечение обязательств по договору займа |
|———|——————|——————|———————————
| 3 | 009 | |Учтена за балансом сумма векселя, выданного в обеспе-|
| | | |чение обязательств по договору займа |
|———|——————|——————|———————————
| 4 | 97 | 67-1 |Зафиксирована в качестве расходов будущих периодов|
| | | |сумма процентов по выданному векселю |
|———|——————|——————|———————————
| 5 | 91 | 97 |Отражено периодическое включение процентов по векселю|
| | | |в состав операционных расходов организации |
|———|——————|——————|———————————
| 8 | 67-1 | 51 |Зарегистрирован факт периодического перечисления сумм|
| | | |оплаты по векселю с учетом процентов и дополнительных|
| | | |затрат
|———|——————|——————|———————————
| 9 | | 009 |Исключена из забалансового учета сумма погашенного|
| | | |векселя, выданного в обеспечение займа |
——————————————————————————————
Замена обязательств по договору займа обязательствами по векселю у заемщика отражается путем использования субсчета 67-1 "Векселя выданные" и забалансового счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные". Хотя некоторые специалисты считают, что применение данного забалансового счета не обязательно, поскольку просто дублирует обязательство по векселю.
11.3. Расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами
Заметный объем расчетных операций коммерческой фирмы приходится на ее взаимодействие с бюджетом и внебюджетными фондами по перечислению налогов, сборов и других платежей, обеспечивающих деятельность различных элементов финансовой системы государства.
Финансовая система Российского государства включает в себя:
государственный бюджет;
внебюджетные фонды;
государственный кредит;
фонды страхования;
финансы предприятий различных форм собственности.
Государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств, формирующийся для обеспечения деятельности государственного и (или) муниципального сектора экономики, развития социально-культурной сферы, укрепления обороны страны, содержания органов государственной власти и управления. Главные статьи расходов государственного бюджета включают в себя финансирование: международной деятельности, национальной обороны, правоохранительной деятельности, судебной системы, науки, промышленности, энергетики, строительства. А также: сельскохозяйственного производства, рыболовства, транспорта, охраны окружающей среды; содержание, ремонт, реконструкцию и строительство автодорог общего пользования. Кроме этого, в бюджете предусмотрены расходы на нужды: образования, культуры, здравоохранения, искусства, средств массовой информации и социальной политики.
Наполнение бюджета осуществляется с помощью следующих источников:
налоговых поступлений;
неналоговых доходов (от использования имущества, продажи земли, реализации лицензий, внешнеэкономической деятельности и т.п.);
безвозмездных поступлений от нерезидентов, государственных и др. организаций;
доходы целевых бюджетных фондов.
Отчисления предприятий в бюджет в виде налогов, сборов, пошлин и других подобных платежей оформляются в бухгалтерском учете как расчеты с использованием счета 68 "Расчеты по налогам и сборам".
Внебюджетные фонды - это фонды федеральных и местных органов власти, обеспечивающие финансирование различных сфер деятельности, не включенных в государственный бюджет. Они подразделяются на социальные и экономические фонды. К экономическим фондам относится федеральный дорожный фонд и местные дорожные фонды.
До принятия Федерального закона от 24.07.2002 г. N 110-ФЗ дорожные фонды формировались за счет:
1) налога на пользователей автомобильных дорог;
2) налога с владельцев транспортных средств;
3) заемных средств, средств от продажи акций и проведения лотерей, а также добровольных взносов, штрафных санкций и других источников.
Налог на пользователей автодорог упомянутым законом отменен, а налог с владельцев транспортных средств заменен транспортным налогом, дополнительными объектами которого стали речные и воздушные суда, ранее облагавшиеся налогом на имущество физических лиц.
Начиная с 2003 года, функционировать будут лишь территориальные дорожные фонды, источниками которых будут суммы:
1) транспортного налога;
2) акцизов на нефтепродукты в размере 50% доходов;
3) земельного налога в размере 100% доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ;
4) поступлений, связанных с погашением задолженностей, штрафам и перерасчетами по налогу на пользователей автомобильных дорог;
5) государственных финансовых пособий, выделяемых из федерального бюджета на ведение дорожного хозяйства.
К социальным внебюджетным фондам причисляются: Фонд социального страхования (ФСС), Пенсионный фонд (ПФ) Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). До 1 января 2001 г. в их составе был Государственный фонд занятости населения (ФЗ). В настоящее время его функции переданы бюджетам различных уровней. Расчеты с государственными внебюджетными социальными фондами в бухгалтерском учете фиксируются на соответствующих субсчетах счета 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
Примечание. Упоминание о фонде занятости населения необходимо, так как в соответствии со сроками исковой давности налоговые органы могут предъявлять претензии предприятиям по платежам в данный фонд.
Фонд социального страхования предназначен для выплаты пособий: по временной нетрудоспособности граждан, по беременности и родам, при рождении ребенка и по уходу за ним до полуторагодичного возраста, в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также пособий на погребение усопших. Кроме того, ФСС финансирует расходы по санитарно-курортному обслуживанию работников предприятия и членов их семей, частичному содержанию спортивных детско-юношеских школ, оздоровлению детей, а также по выплате других постоянных и единовременных пособий. В начале каждого года принимается специальный закон о бюджете фонда, в котором подробно расписаны все основные статьи его доходов и расходов. Расчеты с фондом проводятся с применением субсчета 69-1 "Расчеты по социальному страхованию". При этом расчеты по пособиям, обусловленным несчастными случаями и профессиональными заболеваниями сотрудников, учитываются отдельно.
Пенсионный фонд обеспечивает выплаты трудовых пенсий; компенсационные выплаты неработающим трудоспособным лицам по уходу за нетрудоспособными гражданами, получающими пенсии; проводит выплаты пенсионерам социальных пособий на погребение. Он финансирует расходы на доставку и пересылку трудовых пенсий и пособий; перечисляет пенсии гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации; выплачивает досрочные пенсии гражданам, признанным безработными.
Кроме того, фонд осуществляет доплаты к пенсиям членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплачивает дополнительные ежемесячные пожизненные пособия лицам, работавшим в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, а также перечисляет средства страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, учитываемых в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Доходные и расходные статьи бюджета пенсионного фонда утверждаются в начале каждого года специальным федеральным законом. Расчеты с фондом осуществляются при помощи субсчета 69-2 "Расчеты по пенсионному обеспечению".
Фонд обязательного медицинского страхования образован для реализации целевых государственных и территориальных программ медицинского страхования населения, а также по охране материнства и детства.
В программах обязательного медицинского страхования предусматриваются виды и условия оказания медицинской и лекарственной помощи взрослым и детям, перечень участвующих в них организаций, реестры медицинских услуг в трех сферах помощи:
1) скорой и неотложной;
2) амбулаторно-поликлинической;
3) стационарной.
Реестры (перечни) услуг, тарифы и стандарты на них утверждаются специальными комиссиями. Местные фонды выделяют страховые средства на выполнение программ, формируют запасные резервы и резервы предупредительных мероприятий, выполняют контроль их использования. Все программы реализуются на договорных условиях с медицинскими учреждениями, включенными в перечень исполнителей и участников.
Федеральный фонд осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас. Он также финансирует целевые программы по охране материнства и детства, компьютеризации системы обязательного медицинского страхования, подготовке и переподготовке кадров и научным исследованиям.
Учет расчетов по обязательному медицинскому страхованию производятся с использованием субсчета 69-3 "Расчеты по медицинскому страхованию".
Государственный кредит - это инструмент формирования дополнительных финансовых ресурсов государства путем продажи на финансовом рынке ценных государственных бумаг.
Фонды страхования - это государственные фонды обязательного личного и имущественного страхования отдельных категорий граждан, имеющих должности и профессии повышенной степени риска, а также негосударственные институты страхования, обеспечивающие добровольное и обязательное страхование личности и имущества граждан, а также имущества юридических лиц. Расчеты с ними в бухгалтерском учете отражаются на субсчете 76-1 "Расчеты по имущественному и личному страхованию" счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Учет расчетов с бюджетом по налогам, сборам и другим платежам (в дальнейшем просто налогов) будет достаточно подробно освещен в главе 16. Отметим, что проводки по начислению этих платежей могут включать самые разнообразные счета, на которые списываются расходы, например:
Д 08, 20, 23, 25, 26, 44, 70, 76, 86, 90, 91, 97, 99 - К 68,
где: счет 08 "Вложения во внеоборотные активы", счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 44 "Расходы на продажу", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 86 "Целевое финансирование", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".
Перечисление начисленных сумм оформляется проводкой:
Д 68 - К 51,
где: счет 51 "Расчетные счета".
Отчисления в фонды социального страхования и обеспечения до недавнего времени не относились к налоговым платежам. Отчасти это было оправдано, поскольку перечисленные суммы частично возвращались на предприятие в качестве социальных льгот. Однако для учредителей они были и остаются дополнительным финансовым бременем, не способствующим развитию хозяйственной деятельности. Сейчас отчисления в социальные фонды по экономическому смыслу переведены в налоговую систему и выступают в ней в качестве единого социального налога, в состав которого не включаются платежи по страхованию от несчастных случаев и профессиональных заболеваний. В отчетности, предоставляемой в фонд социального страхования, сведения по этому виду страхования входят, но в общей ставке взносов в данный фонд не учитываются. Подробности, связанные с их расчетами, тоже будут рассматриваться в главе 16.
Источниками платежей в социальные фонды являются многочисленные статьи расходов, связанные с капитальными затратами, издержками производства и обращения, целевым финансированием и т.п. Эти статьи расходов одинаковы для начисления во все три фонда. Начисление платежей в социальные фонды оформляются, например, следующими проводками:
Д 08, 20, 23, 25, 26, 44, 86, 90, 91, 97, 99 - К 69-1, 69-2, 69-3.
Перечисление платежей фиксируется в бухгалтерском учете следующим образом:
Д 69 - К 51.
Расчеты по имущественному и личному страхованию имеют определенные особенности.
Работа на предприятиях ряда отраслей экономики сопровождается повышенными рисками в отношении соблюдения условий безопасности для жизни и здоровья их сотрудников и граждан, которых они обслуживают по роду своей деятельности, а также в отношении обеспечения целостности и сохранности имущества. Например, это относится к организациям, занимающимся перевозками пассажиров и грузов. Кроме того, большинство коммерческих предприятий постоянно работает в зоне коммерческих рисков и в условиях необходимости соблюдения правил пожарной безопасности. Как отмечалось выше, для возмещения возможных убытков и потерь предприятий и отдельных граждан в стране формируется система личного и имущественного страхования, а также страхования различных рисков и видов ответственности. Эта система включает в себя совокупность страховых компаний и фондов, которые осуществляют операции страхования, перестрахования, страхового посредничества и т.п.