Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
Ниже на рис.10.6 представлена упрощенная схема расчетов, связанных с основной деятельностью предприятия, когда покупатель оплачивает в торговой организации товары, используя имеющиеся в ней электронные устройства, включающие импринтер или электронный терминал (эл. терминал). Для удобства понимания банк, являющийся эмитентом банковской карты, определен в качестве банка покупателя, а эквайрер (кредитная организация, осуществляющая расчеты с предприятиями торговли и сферы услуг посредством банковских карт) определен в качестве банка поставщика.
Импринтер - это устройство, позволяющее печатать слипы (отчетные бланки) для всех участников расчетов, а электронный терминал - это устройство, формирующее электронные документы для всех участников расчетов и выводящее для них на печать соответствующие квитанции.
Согласно упомянутому выше Положению N 23-П организации, использующие в расчетах банковские карты, обязаны по требованию банков-эмитентов предоставлять им все необходимые первичные документы для осуществления контроля:
счета за проживание;
билеты на транспорт;
квитанции;
чеки;
иные документы с приложением оригиналов слипов, квитанций электронных терминалов, банкоматов по всем операциям, а также отчеты о командировках, если средства списывались на командировочные расходы.
Расчеты между участниками сделки проводятся следующим образом. Покупатель обращается в банк-эмитент с заявлением о заключении договора на выдачу соответствующей банковской карты (1). Банк под расчетно-корпоративную карту депонирует часть средств покупателя (2), что оформляется в его бухгалтерском учете следующей проводкой:
Д 55-4 - К 51 - депонированы средства для расчетно-корпоративной карты,
где: счет 51 "Расчетные счета", субсчет 55-4 "Банковские карты" счета 55 "Специальные счета в банках".
В случае заключения договора о выдаче кредитно-корпоративной карты банк заключает кредитное соглашение с покупателем на сумму кредитно-корпоративной карты с учетом величины процентов, что оформляется в бухгалтерском учете покупателя проводкой:
Д 55-4 - К 66 - получен краткосрочный кредит на открытие кредитно-корпоративной карты,
где: субсчет 55-4 "Банковские карты" счета 55 "Специальные счета в банках", счет 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам".
После этого покупателю предоставляется соответствующая банковская карта (3).
При закупке товара у торговой организации для основной деятельности покупателя его представитель расплачивается с помощью банковской карты, вставляя ее в читающее устройство терминала (4), с помощью которого происходит оформление расчетных документов для всех участников процесса взаиморасчетов: покупателя (5), поставщика (4), банка-эмитента (6) и эквайрера (7). Согласно расчетным документам покупателю отгружается товар (5).
———————————————————————<——————
| Покупатель | 4 | Поставщик |
—————————————————————————————> ——————————————— ——————————————————————
^ ^ | | Импортер | ^
|11 |3 |1 —————————|эл. терминал |———————————— |10
| | | | 6 ——————————————— 7 | |
——————————————————————
| Банк покупателя |<————————————————————————| Банк поставщика |
—————————————————————— ——————————————————————
—————— 2 —————— 8 ——————
| Р/с |———>| С/с |—————————————————————————————
—————— ——————
Рис.10.6. Схема расчетов с использованием банковских карт.
На основании расчетных документов списываются денежные средства со специального счета покупателя (8) на расчетный счет поставщика. Затем банк поставщика извещает банк покупателя о завершении операции (9) и оба банка делают выписки своим клиентам (10) и (11).
10.11. Основные документы по безналичным расчетам
Расчеты между предприятиями могут проводиться как наличными деньгами (через кассу), так и безналичным образом (через расчетные счета в банках).
Безналичные расчеты не предполагают физического перемещения денег от одного предприятия к другому, равно как и перемещение их от одного банка к другому. Смысл безналичных расчетов заключается в списании сумм денег с одного расчетного счета на другой, в соответствии с документами, имеющими юридическую силу. Такая форма расчетов является более медленной, чем форма наличных расчетов, однако более надежной и безопасной. Кроме того, она позволяет легко осуществлять любой объем денежных платежей. Эта форма легко автоматизируется и скорость взаимных платежей с каждым годом увеличивается.
Основные документы, которые используются в безналичных расчетах, следующие:
договор (о поставках, купли-продажи и т.п.);
заявление на открытие счета (форма N 0401025);
карточка с образцами подписей и оттиска печати (форма N 0401026);
платежное поручение (форма N 0401060);
сводное платежное поручение;
платежное требование (форма N 0401061);
заявление об отказе от акцепта (форма 0401004);
инкассовое поручение (форма N 0401071);
реестр передаваемых на инкассо расчетных документов (форма N 0401014);
аккредитив (форма N 0401063);
реестр счетов (форма N 0401065);
платежный ордер (форма N 0401066);
заявление на выдачу чековой книжки;
чековая книжка;
реестр чеков (форма N 0401007);
вексель;
кредитно-корпоративная карта;
расчетно-корпоративная карта;
выписка из расчетного счета.
Расчетные отношения предприятий определяются договорами, в которых обычно указывается форма расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, аккредитивами, чеками и векселями.
Все документы по безналичным расчетам требуют очень тщательного и точного заполнения реквизитов, главными из которых являются:
1) наименование расчетного документа и код формы;
2) номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
3) вид платежа;
4) наименование плательщика, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
5) наименование и местонахождение банка плательщика, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
6) наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
7) наименование и местонахождение банка получателя, его банковский идентификационный код (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
8) назначение платежа;
9) сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами;
10) очередность платежа;
11) вид операции в соответствии с табл.10.1;
12) подписи (подпись) уполномоченных лиц (лица) и оттиск печати (в установленных случаях).
Ряд документов по безналичным расчетам заполняется на пишущей машинке или с помощью персонального компьютера. Особое место в документах по безналичному расчету занимает банковская выписка. Это документ, который регулярно предоставляет банк своему клиенту. В ней отражаются все последние операции по поступлению и расходованию денег с расчетного счета предприятия. Все операции кодируются (см. табл.10.1), поэтому их легко проверить. К выписке банк прилагает копии документов, на основании которых произведены операции.
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускается.
Контрольные вопросы по теме
1. Перечислите функции, которые выполняют деньги в человеческом обществе.
2. Определите главное отличие наличных и безналичных расчетов.
3. Кто устанавливает правила ведения кассовых операций?
4. Какое ограничение существует для наличных расчетов между юридическими лицами?
5. Можно ли держать в кассе предприятия сверх лимита количество наличных средств и если да, то какое время?
6. Как разделить меру ответственности кассира и руководителя предприятия за хищения наличных денег из кассы?
7. Перечислите основные документы по учету кассовых операций.
8. Что вы можете сказать о сроках совершения денежных операций по кассе и об их оформлении?
9. Напишите проводки по передаче денежной выручки из кассы в банк через инкассатора.
10. Выявите отличие кассовой книги и журнала кассира-операциониста.
11. Если при ревизии кассы обнаружены излишки денежных средств, что должен предпринять главный бухгалтер?
12. Если в кассе недостача, можно ли ее списать на убытки предприятия?
13. Возможны ли безналичные расчеты через кассу предприятия? Если да, то, какими способами?
14. Как производится расчет платежными поручениями?
15. Когда используется форма расчетов платежными требованиями?
16. Определите отличия расчетов инкассовыми поручениями от расчетов платежными требованиями.
17. Назовите минимальный срок акцепта платежных требований.
18. Приведите определение аккредитива.
19. Назовите преимущества и недостатки аккредитивной формы безналичных расчетов.
20. Как происходит расчет с помощью чеков? Оцените преимущества и недостатки этой формы расчетов.
21. Что отражается в выписке банка своему клиенту?
22. Опишите в общем виде вексельную форму расчетов.
23. Чем отличается простой вексель от переводного векселя?
24. В чем состоит механизм расчетов с помощью банковских карт?
25. Установите главное отличие расчетно-корпоративной банковской карты от кредитно-корпоративной банковской карты. Как его можно отобразить с помощью бухгалтерских проводок?
26. Раскройте понятие специальных счетов, используемых при аккредитивной и чековой форме расчетов, а также при расчетах с помощью банковских карт.
Глава 11. Учет расчетов
11.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками,
покупателями и заказчиками, дебиторами и кредиторами
Учет расчетов со смежными организациями, в которых каждое конкретное предприятие может выступать поочередно в качестве поставщика, подрядчика, покупателя, заказчика, дебитора и кредитора составляет существенную часть бухгалтерской деятельности. На некоторых предприятиях для этих целей в бухгалтерии создают отдельный участок, специалисты которого хорошо знают кассовые операции и владеют всеми формами безналичных расчетов: платежными поручениями, платежными требованиями, инкассовыми поручениями, аккредитивами, чеками и векселями. Они, как правило, имеют большие навыки и опыт предъявления претензий по выполнению договорных обязательств.
Не поступление или несвоевременное поступление денежной выручки или оплаченных заранее материальных ресурсов нарушает ритмичность хозяйственной деятельности. Возникают дебиторские задолженности, которые нередко приводят к финансовым потерям и разрушению установившихся партнерских связей.
Весь спектр задолженностей предприятий по совокупности договоров с контрагентами может быть разбит на два вида: дебиторские задолженности и кредиторские.
Дебиторские задолженности согласно бухгалтерскому законодательству являются активами предприятия, на которые, в случаях крайней необходимости (например, при банкротстве), может быть наложен арест. Поэтому нормативные документы обязывают предприятие для взыскания дебиторских задолженностей подавать исковые заявления в арбитражный суд. При положительном решении оно могло бы рассчитывать на принудительное исполнение, если у его должника есть средства. Иначе нужно включать инструмент банкротства и распродажи имущества должника, затем неопределенное время находиться в очереди на удовлетворение своих требований, так как обычно предприятия банкроты имеют многочисленные долги.
Ст.196 Гражданского кодекса России устанавливает по невыполненным договорным обязательствам срок исковой давности, равный три года. По истечении срока исковой давности предприятие обязано списать дебиторскую задолженность в разряд безнадежных долгов и отразить в своем бухгалтерском учете как внереализационные расходы. При этом согласно налоговому законодательству данные расходы уменьшают налогооблагаемую базу по прибыли. В бухгалтерском учете дебиторская задолженность, списанная на убытки по истечении срока исковой давности, продолжает числиться на забалансовом счете еще в течение пяти лет. Она должна периодически отслеживаться на предмет возможности получения долга. При возврате долга сумма задолженности включается во внереализационные доходы, которые учитываются при расчете базы по налогу на прибыль.
Кроме того, организациям разрешено создавать специальные резервы на погашение безнадежных к получению дебиторских задолженностей. Для их учета используется счет 63 "Резервы по сомнительным долгам". Размер резервов регламентируется Налоговым кодексом.