Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
Кредиторская задолженность предприятия является более благоприятной, так как это сумма его долга другой организации по договорным обязательствам. Она тоже списывается по истечении срока исковой давности и считается внереализационным доходом предприятия.
Для учета особенностей взаимодействия предприятий по различным видам договорных отношений в качестве дебиторов и кредиторов используются следующие счета:
60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";
62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";
63 "Резервы по сомнительным долгам";
76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Рассмотрим некоторые расчетные варианты применения всех указанных счетов на характерных примерах.
Пример N 1. Предприятие-покупатель получило от поставщика материалы. В течение срока исковой давности оно не оплатило покупку и списало кредиторскую задолженность на внереализационные доходы.
В бухгалтерском учете это отражается следующими проводками:
Д 10 - К 60 - отражено поступление материалов (учетная стоимость без НДС);
Д 19 - К 60 - учтен НДС по приобретенным материалам;
Д 60 - К 91 - получена прибыль от списания кредиторской задолженности;
Д 91 - К 19 - погашена за счет прочих расходов сумма НДС по приобретенным материалам,
где: счет 10 "Материалы", счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Так как материалы не были оплачены, то НДС не подлежит зачету с бюджетом и должен быть погашен за счет собственных средств.
Пример N 2. Предприятие-поставщик отгрузило продукцию покупателю, но денежные средства за поставку не получило в течение срока исковой давности, поэтому списало дебиторскую задолженность на прочие расходы и одновременно сумму задолженности отнесло на забалансовый счет 007 "Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов".
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Д 90 - К 43 - списана на реализацию себестоимость продукции;
Д 62 - К 90 - предъявлен счет покупателю;
Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации продукции;
Д 90 - К 44 - списаны на реализацию коммерческие расходы;
Д 90 - К 99 - определена прибыль от реализации продукции;
Д 91 - К 62 - списана на прочие расходы безнадежная дебиторская задолженность;
Д 007 - задолженность переведена на забалансовый счет,
где: счет 43 "Готовая продукция", счет 44 "Расходы на продажу", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки".
Расходы от списания безнадежной к получению дебиторской задолженности уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Если по истечении какого-то срока покупатель ликвидирует свою задолженность, то полученная предприятием на расчетный счет (счет 51 "Расчетные счета") денежная сумма приходуется как прочие доходы, которые включаются в состав налогооблагаемой базы по прибыли, а задолженность списывается с забалансового учета:
Д 51 - К 91 - отражены доходы от погашения списанной в убыток задолженности;
К 007 - списана с забалансового учета погашенная дебиторская задолженность.
Пример N 3. Предприятие перечислило аванс поставщику материалов. Через некоторое время оно получило всю партию заказанного материала согласно заключенному договору о поставке. После этого оно доплатило поставщику оставшуюся сумму. В бухгалтерском учете были оформлены следующие записи:
Д 60 - К 51 - перечислен аванс поставщику материалов;
Д 10 - К 60 - учтена стоимость всей партии материалов (без НДС);
Д 19 - К 60 - отражена сумма НДС по полученной партии материалов;
Д 60 - К 60 - произведен зачет аванса;
Д 60 - К 51 - произведена доплата за всю партию материала;
Д 68 - К 19 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС.
Если у предприятия ограниченное количество поставщиков, то проводка зачета аванса может не выполняться, поскольку сальдо на счете 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" определит задолженность конкретному поставщику. В реальной бухгалтерской практике целесообразно вести аналитический учет не только по конкретным поставщикам, но и выделять перечисленные им авансы. Поэтому представленную выше совокупность проводок для конкретного поставщика следует рассматривать таким образом:
Д 60-А - К 51 - перечислен аванс поставщику материалов;
Д 10 - К 60 - учтена стоимость всей партии материалов (без НДС);
Д 19 - К 60 - отражена сумма НДС по полученной партии материалов;
Д 60 - К 60-А - произведен зачет аванса;
Д 60 - К 51 - произведена доплата за всю партию материала;
Д 68 - К 19 - осуществлен зачет с бюджетом по НДС,
где: субсчет 60-А "Расчеты по авансам выданным".
Пример N 4. Предприятие через арбитражный суд предъявило претензию своему подрядчику за некачественно выполненную работу. Арбитражный суд принял постановление об удовлетворении претензии. Ответчик перечислил деньги на расчетный счет предприятия. В бухгалтерском учете сделаны следующие проводки:
Д 76 - К 91 - отражена сумма предъявленной претензии с учетом НДС;
Д 91 - К 68 - начислен НДС по удовлетворенной претензии;
Д 51 - К 76 - поступили денежные средства в счет удовлетворения претензии,
где: счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
Пример N 5. Подрядчик получил аванс от заказчика. Он провел весь объем работ по договору и сдал по акту заказчику. Заказчик перечислил остаток средств по выполненному договору. В бухгалтерском учете были оформлены следующие записи:
Д 51 - К 62-А - получен аванс на проведение работ;
Д 90 - К 20 - списана на реализацию себестоимость выполненных работ;
Д 90 - К 68 - начислен НДС от реализации выполненных работ;
Д 62 - К 90 - предъявлен счет заказчику на весь объем работ;
Д 90 - К 99 - определена прибыль от реализации выполненных работ;
Д 62-А - К 62 - осуществлен зачет полученного аванса;
Д 51 - К 62 - получен остаток денежных средств по договору,
где: субсчет 62-А "Расчеты по авансам полученным".
В целях упрощения в данном примере НДС с аванса не начислялся. В реальной практике это возможно при условии, что время между получением аванса и окончательным расчетом не превышает срока предоставления в налоговую инспекцию декларации по НДС.
Пример N 6. Предприятием определена сумма резерва по сомнительным долгам на текущий период в размере 1000 руб. (сумма условная). Практически было использовано 900 руб. Остаток в конце периода переведен в прочие доходы. В бухгалтерском учете следует выполнить проводки:
Д 91 - К 63 1000 - сформирован резерв по сомнительным долгам;
Д 63 - К 62 900 - погашены дебиторские задолженности, не реальные к получению;
Д 63 - К 91 100 - включена в состав прочих доходов сумма остатка резерва,
где: счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 63 "Резервы по сомнительным долгам", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
Пример N 7. Предприятие заключило со смежной организацией договор мены, по которому должно получить от нее услуги на сумму 1500 руб. взамен отгруженной собственной продукции себестоимостью 1200 руб. В бухгалтерском учете будут оформлены следующие проводки:
Д 90 - К 43 1 200 - списана на реализацию фактическая себестоимость продукции;
Д 62 - К 90 1 500 - предъявлен счет покупателю продукции;
Д 90 - К 68 250 - начислен НДС от реализации продукции;
Д 90 - К 99 50 - определена прибыль от реализации;
Д 20 - К 60 1 250 - отражена стоимость услуг покупателя (без НДС);
Д 19 - К 60 250 - учтен НДС по приобретенным услугам;
Д 60 - К 62 1 500 - осуществлен зачет по договору мены;
Д 68 - К 19 250 - предъявлена к зачету с бюджетом сумма НДС,
где: счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", 20 "Основное производство", счет 43 "Готовая продукция", счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 90 "Продажи", счет 99 "Прибыли и убытки".
Пример N 8. Покупатель приобретает товар у поставщика под простой вексель с процентами. Затем по истечении определенного срока оплачивает вексель и проценты по нему. Вексельные операции в бухгалтерском учете обеих сторон будут выглядеть таким образом. Покупатель в данном процессе выступает в качестве векселедателя, а поставщик - в роли векселедержателя.
Учет у векселедателя
——————————————————————————————
| N |Корреспонден-|
|п/п| ция счетов | Содержание хозяйственной операции |
| |—————————————|
| |Дебет |Кредит|
|———|——————|——————|———————————
| 1 | 41 | 60 |Оприходованы товары по учетной стоимости без НДС |
|———|——————|——————|———————————
| 2 | 19 | 60 |Отражен НДС по поступившим товарам |
|———|——————|——————|———————————
| 3 | 60 | 60-1 |Выдан вексель поставщику в качестве гарантии оплаты|
| | | |(отражена сумма номинала векселя) |
|———|——————|——————|———————————
| 4 | 97 | 60-1 |Начислены проценты по векселю |
|———|——————|——————|———————————
| 5 | 009 | |Принята на забалансовый учет общая сумма задолженнос-|
| | | |ти по векселю
|———|——————|——————|———————————
| 6 | 60-1 | 51 |Уплачена с расчетного счета текущая доля номинала по|
| | | |векселю
|———|——————|——————|———————————
| 7 | 60-1 | 51 |Переведены текущие проценты по векселю |
|———|——————|——————|———————————
| 8 | 91 | 97 |Включена в текущие расходы уплаченная сумма процентов|
| | | |по векселю
|———|——————|——————|———————————
| 9 | 68 | 19 |Предъявлена к зачету сумма НДС по оприходованным то-|
| | | |варам, пропорциональная размеру выплат по векселю |
|———|——————|——————|———————————
| 10| | 009 |Списана с забалансового учета задолженность по вексе-|
| | | |лю после выполнения финансовых обязательств |
——————————————————————————————
Из совокупности проводок выделим запись N 3, которая отражает замену обязательства поставщику обязательством по векселю (субсчет 60-1 "Векселя выданные"). Отметим необходимость в связи с этим использования забалансового счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" (забалансовые неполные проводки N 5 и N 10). А также обратим внимание на проводки N 4 и N 8, в которых используется счет 97 "Расходы будущих периодов", фиксирующий процесс постепенной выплаты процентов.
Учет у векселедержателя
——————————————————————————————
| N |Корреспонден-|
|п/п| ция счетов | Содержание хозяйственной операции |
| |—————————————|
| |Дебет |Кредит|
|———|——————|——————|———————————
| 1 | 90 | 43 |Списана на реализацию балансовая стоимость готовой|
| | | |продукции
|———|——————|——————|———————————