Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
|Суммарные налоги | 21,4 | 21,4 | 21,5 | 22,1 | 23,3 | 24,5 |
|—————————————————————————————
|Расходы | 90,8 | 86,1 | 81,3 | 76,5 | 71,7 | 66,8 |
——————————————————————————————
В дополнение были проведены расчеты по формуле (8.5) изменения величины коэффициента рентабельности (Кр) в процентах к издержкам обращения магазина от сокращения издержек обращения (СИО) в процентах от их первоначального значения. Они представлены на графике рис.20.3.
При сопоставлении сведений по рентабельности, представленных в табл.20.10 и на графике рис.20.3, следует иметь в виду то, упоминавшееся ранее, обстоятельство, что в первом случае речь идет об отношении чистой прибыли к сумме комиссионного вознаграждения, а во втором - об отношении прибыли к величине издержек обращения магазина.
См. графический объект "Рис.20.3. Зависимость коэффициента рентабельности (Кр) работы комиссионного магазина от сокращения издержек обращения (СИО)"
Рис.20.3. Зависимость коэффициента рентабельности (Кр) работы комиссионного магазина от сокращения издержек обращения (СИО).
Из материалов рис.20.3 видно, что безубыточная работа исследуемого комиссионного магазина может быть достигнута при сокращении его издержек приблизительно на 15%. По результатам исследований руководство фирмы и/или ее учредители могут принимать соответствующее решение.
Практические выводы.
1. В процессе становления рыночных отношений в России одним из важнейших условий выживания коммерческих фирм является страхование производственных и предпринимательских рисков, что заставляет их руководство заниматься проблемой управления прибылью.
2. Для успешного решения данной проблемы целесообразно использовать бухгалтерскую службу, которая обладает необходимой экономической информационной базой, а также достаточными программными и аппаратными средствами.
3. В настоящее время создан инструмент формирования простых, но достаточно точных логических и статистических бухгалтерских моделей хозяйственной деятельности предприятий различных сфер экономики, пригодных для осуществления разноплановых финансово-экономических исследований.
4. При создании моделей особое внимание следует уделять правильному выбору форм договорных отношений с контрагентами и рациональной компоновке налогового поля фирмы.
5. На основе бухгалтерских моделей можно с минимальными затратами времени и денежных средств провести работы по налоговому планированию, контролю экономических параметров и управлению прибылью предприятия.
Контрольные вопросы по теме
1. Какие направления совершенствования бухгалтерского учета на предприятии вы знаете?
2. Опишите общую схему алгоритма балансового метода налогового планирования и прогнозирования финансового результата.
3. Какова значимость оформления в бухгалтерском учете системы договорных отношений между организациями?
4. Что выгоднее: покупать объекты основных средств или их арендовать и почему?
5. Раскройте понятие обратной задачи бухгалтерского учета.
6. Оцените важность отражения в бухгалтерской модели налогового поля предприятия.
7. В чем состоит сущность метода микробалансов?
8. Что такое изолированная (независимая) финансово-экономическая система?
9. Раскройте понятие бухгалтерской модели хозяйственной деятельности организации.
10. На какие денежные потоки можно условно разделить выручку (доход), поступившую на предприятие?
11. Какое место занимает налоговое планирование в общей задаче бухгалтерского учета?
12. В чем отличие логической и статистической бухгалтерской модели? Какой из них следует отдать предпочтение?
13. Управление прибылью предприятия - может ли современный бухгалтер участвовать в решении данной проблемы и если да, то каким образом?
Глава 21. Бухгалтерский учет на персональном компьютере
Последние десятилетия в бухгалтерском учете были ознаменованы повсеместным внедрением автоматизированных систем. Эти системы позволили значительно повысить точность бухгалтерского учета и снизить затраты времени на его проведение. В настоящее время автоматизация бухгалтерского учета реализуется путем использования персональных компьютеров (ПК). По оценкам специалистов, автоматизированные системы с применением персональных компьютеров в бухгалтерском учете сегодня использует 80-90% коммерческих предприятий.
На малых и средних предприятиях системы бухгалтерского учета, как правило, базируются на одном персональном компьютере, на больших предприятиях они формируются в виде компьютерной сети. Система бухгалтерского учета на одном персональном компьютере комплектуется системным блоком, монитором, клавиатурой, мышью и принтером. Система бухгалтерского учета на базе компьютерной сети комплектуется главным управляющим компьютером большой мощности, называемым сервером, и некоторым числом рабочих станций, оснащенных менее мощными системными блоками. Каждая рабочая станция имеет также отдельный монитор, клавиатуру и мышь. Принтер в таких системах чаще всего общий.
При сетевой форме организации бухгалтерского учета диски сервера, называемые файл-серверами, доступны всем рабочим станциям, а диски отдельных рабочих станций обычно закрыты для доступа других станций. На файл-серверах устанавливается специальная сетевая управляющая операционная система, а на дисках рабочих станций монтируются операционные системы для рабочих и прикладных программ.
Выбор аппаратных и программных средств компьютера для ведения бухгалтерского учета представляет некоторые трудности. Поэтому уместно привести рекомендации специалистов.
21.1. Аппаратные средства
Выбор аппаратных средств для целей бухгалтерского учета из имеющихся на рынке персональных компьютеров должен осуществляться на основе критерия "эффективность-стоимость". Под эффективностью следует понимать ведение бухгалтерского учета с заданной полнотой и точностью, а также сдачу бухгалтерской отчетности в заданные сроки.
Исходя из критерия "эффективность-стоимость", бухгалтерии предприятия следует приобретать IBM PC-совместимые компьютеры, на базе процессоров не ниже четвертого поколения. Более дешевая старая техника не обеспечит необходимый объем и требуемое качество бухгалтерского учета. Суперсовременная техника по своей многофункциональности и стоимости может оказаться избыточной, тем более что вычислительная техника очень быстро морально устаревает.
Специалисты, занимающиеся внедрением персональных компьютеров в системы бухгалтерского учета, считают, что для бухгалтеров малых и средних предприятий, а также предпринимателей, занимающихся ведением бухгалтерского учета на базе собственного компьютера на дому, целесообразно выбирать следующие аппаратные средства 54, 199, 230.
Системный блок компьютера, который служит его главным управляющим центром, должен быть оснащен микропроцессорами фирм Intel (Celeron и Pentium) и AMD (Duron K7 и Athlon K7) с оперативной памятью не ниже 32 Мбайт. Это позволит установить на компьютере операционные системы типа Windows 95 или Windows 98 фирмы Microsoft и современные многопрофильные бухгалтерские программы. Более мощная операционная система Windows 2000 нуждается в оперативной памяти в 96 Мбайт. Кроме того, следует иметь в виду, что Windows 98 и Windows 2000 предоставляют возможность работы в Интернете. Наиболее популярной рабочей программой, которой оснащаются современные процессоры, является Microsoft Office, включающая в себя текстовый редактор Word, редактор электронных таблиц Excel и друге важные расчетно-оформительские программы. Версия Microsoft Office 2000 требует оперативной памяти объемом 32-64 Мбайт. Учитывая все эти обстоятельства, общий объем оперативной памяти целесообразно иметь в размере 128 Мбайт и более.
В системном блоке кроме оперативной памяти для постоянного хранения информации используются жесткие диски - "винчестеры" (HDD). Главные характеристики, которые следует учитывать при выборе винчестера: емкость, быстродействие и время безотказной работы. В настоящее время наиболее подходящим типами винчестеров являются IDE и SCSI. Они выпускаются разными фирмами. Минимальная емкость составляет 2-3 Гбайт, максимальная - до 40 Гбайт. Быстродействие винчестеров определяется скоростью их вращения (7200 - 10000 об/мин) или средним временем поиска в миллисекундах (5-8 мс). Время безотказной работы составляет 300 000 - 500 000 часов.
Для ввода и вывода разного рода информации, а также для восстановления компьютера после всевозможных сбоев системный блок компьютера оснащается дисководом для дискет размером 3,5 дюйма. Они имеют объем памяти 1,44 Мбайт или 2,88 Мбайт и используются бухгалтерами для архивного хранения информации. Такое хранение является обязательным, потому что в работе компьютеров достаточно часто возникают сбои, обусловленные неожиданными перепадами или срывами напряжения в сети, а также внезапным появлением различных вирусов в программном обеспечении или в информационных файлах. При работе с ними следует придерживаться следующих простых и важных правил:
1) нельзя дискеты гнуть, переламывать и подвергать механическим нагрузкам;
2) нельзя касаться пальцами их рабочей поверхности;
3) нельзя подвергать воздействию электромагнитных полей;
4) хранить дискеты необходимо в специальных упаковках;
5) температурный режим, при котором можно использовать дискеты, должен находится в пределах от +10 до +53С;
6) извлекать дискету из дисковода следует только после того, как погаснет индикатор его работы на передней панели накопителя, иначе может быть повреждена рабочая поверхность дискеты или головка дисковода.
Дискеты крайне ненадежны и малы по объему записываемой на них информации. Существуют более надежные и вместительные современные накопители информации. Например, дисковод LS-120 с дискетами по 120 Мбайт, дисковод Zip Iomega с дискетами по 100 Мбайт и 250 Мбайт, устройство Jaz Iomega с дискетами по 1 или 2 Гбайта. Они характеризуются максимальной скоростью передачи информации величиной 10-20 Мбайт/с. Более объемными, но менее скоростными являются накопители на магнитной ленте - стримеры. Наиболее популярный из них DLT может хранить 20-40 Гбайт информации и обеспечивать скорость ее передачи 1,5-3,0 Мбайт/с.
В связи со значительным ростом объема бухгалтерской документации и программных средств в настоящее время все большее распространение приобрели также устройства для приема информации с компакт-дисков CD-ROM. Они используются для:
установки и обновления программного обеспечения;
поиска информации в базах данных, архивах, справочниках, энциклопедиях и т.п.;
запуска и работы программных продуктов.
Компакт-диски имеют объем 500-700 Мбайт и практически не изнашиваются. Недостатком устройства является их односторонняя направленность - только считывание. Скорость считывания с таких дисков зависит от дисководов CD-ROM. Скорость передачи данных в них обычно кратна 150 Кбайт/с и маркируется следующим образом: 8x, 12x, 16x, 24x, 36x, что, кстати, после 12x не совпадает с действительностью, а достигается на последних дорожках CD за счет предварительного чтения с них. Реально скорость считывания с CD приближается к скорости считывания с жесткого диска только после 12x.
Системный блок компьютера устроен таким образом, что его достаточно легко модернизировать, наращивая оперативную память, добавляя или заменяя жесткий диск и другие компоненты. Модернизация может существенно повысить характеристики компьютера и обеспечить постановку более мощного программного обеспечения. При этом затраты могут оказаться незначительными по сравнению со стоимостью приобретения нового компьютера более высокого класса.
Для ввода информации в компьютер может быть применен сканер - специальное устройство, считывающее текстовые, графические и табличные данные с бумажного носителя. Они подразделяются на две группы: ручные и настольные. Для их связи с компьютером используются стандартные интерфейсы. Программное обеспечение сканеров очень сильно различается, что существенно влияет на цену их приобретения. Сканеры простых моделей характеризуются оптическим разрешением 300-600 dpi (число отсчетов на дюйм), возможностью передачи 256 оттенков серого цвета и 24-битным представлением цвета.
Монитор персонального компьютера предназначен для вывода на экран текстовой и графической информации. У его экрана бухгалтер проводит значительную часть своего рабочего времени: 5-7 часов в день. Поэтому требования к ним должны быть особенно высокими с точки зрения комфортности и безопасности для здоровья. Как считают специалисты в области аппаратных средств, при выборе монитора следует иметь в виду, что его цена должна составлять от 50% до 70% стоимости всей компьютерной системы.
По принципу действия современные мониторы можно разделить на две группы:
1) мониторы на основе электронно-лучевой трубки (ЭЛТ);
2) плоскопанельные мониторы на основе жидких кристаллов (ЖК-мониторы).
Изображение на экране мониторов формируется из множества дискретных точек: зерен люминофора - для монитора на ЭЛТ или жидкокристаллических ячеек - для ЖК-монитора. Минимальный размер изображения зависит от размера экрана. При прочих равных условиях, чем меньше размер, тем четче изображение. Общее количество точек определяет разрешительную способность монитора, оно равно произведению их числа по горизонтали на их число по вертикали. Для обоих типов мониторов важной характеристикой является также достаточно высокая частота вертикальной развертки, гарантирующая отсутствие мерцаний экрана. А для ЖК-монитора дополнительно имеет большое значение яркость экрана, измеряемая в кандела (кд) на квадратный метр.