Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
Таблица 21.8. Коэффициенты финансово-экономической
устойчивости ООО "ОФИССТРОЙ"
——————————————————————————————
| Показатель |1994 г.|1995 г.|1996 г. |1997 г.| Норматив |
|———————————————————————————|—
| Кр | 22,2% | 12,7% | 16,0% | 26,0% | 8%-15% |
|———————————————————————————|—
| Кал | 0,63 | 0,47 | 0,80 | 3,00 | 0,2-0,5 |
|———————————————————————————|—
| Кпп | 0,74 | 0,48 | 0,95 | 3,00 | 0,7-0,8 |
|———————————————————————————|—
| Кп | 1,08 | 1,06 | 1,06 | 3,00 | 2,0-2,5 |
|———————————————————————————|—
| Кфн | 6,64% | 5,53% | 4,95% |69,60% | 50-60% |
——————————————————————————————
Данные табл.21.8 подтверждают выводы о том, что внедрение налогового планирования и прогнозирования финансового результата позволило повысить финансово-экономические показатели строительной организации ООО "Офисстрой".
Примечание. Аналогичная потребность стала возникать при стыковке материалов бухгалтерского и управленческого учетов, а также в разработке специализированных бухгалтерских программ, предназначенных для решения проблем внутреннего аудита предприятий.
Особое место в проблеме программного обеспечения бухгалтерского учета предприятия в настоящее время занимает необходимость тщательного анализа хозяйственных ситуаций с правовой точки зрения. Принятие финансово-экономических решений руководством предприятия и его учредителями сегодня невозможно без доскональной проработки различных правовых последствий. Поэтому бухгалтер должен быть хорошо знаком с законодательством в различных сферах производственно-коммерческой деятельности и обязан постоянно отслеживать происходящие изменения. В этом ему могут помочь имеющиеся правовые информационные базы данных. По статистическим данным, 90% бухгалтеров в той или иной мере используют такие базы данных. Опрос представителей бухгалтерского корпуса России показал, что наиболее употребляемые в практической деятельности правовые базы данных следующие (см. табл.21.9).
Табл. 21.9. Использование правовых баз данных
——————————————————————————————
| Наименование базы | Доля рынка, % |
|—————————————————————————————
|Консультант Плюс | 64,5 |
|—————————————————————————————
|Гарант
|—————————————————————————————
|Кодекс
|—————————————————————————————
|Прочие
|—————————————————————————————
|Всего
——————————————————————————————
Специализированные правовые информационные базы данных включают в себя не только законодательные акты, но и различные разъяснительные и консультационные материалы чисто бухгалтерского характера. Для удобства проведения анализа и принятия решений в бухгалтерском программном обеспечении осуществляется стыковка бухгалтерских программ с информационной базой. Чтобы бухгалтеру можно было, не выходя из бухгалтерской программы, войти в правовую базу, получить консультацию и продолжить работу.
Важное место в программном обеспечении занимают антивирусные программы.
Компьютерный вирус - это рукотворная законспирированная миниатюрная программа, которая самостоятельно внедряется в другие программы и выполняет вредные незапланированные пользователем действия на компьютере. Такие действия могут исказить и полностью разрушить хранимую бухгалтерскую информацию и программное обеспечение.
Согласно статистике в США среднее время простоев компьютеров из-за вирусных нападений составляет 23% от общего срока их использования, а средние убытки - 1,52% от себестоимости продукции (работ, услуг).
Поэтому бухгалтеру необходимо при работе соблюдать следующие меры предосторожности:
стараться работать только с лицензионным программным обеспечением;
составлять и сохранять резервные копии документов и программ;
проверять чужие дискеты и диски в момент их введения в свой компьютер;
начинать и заканчивать работу компьютера процедурой антивирусного тестирования.
Антивирусные программы в настоящее время имеют достаточно большую номенклатуру и постоянно совершенствуются. С другой стороны, идет постоянное увеличение числа и типов вирусов. Бухгалтеру необходимо регулярно обновлять имеющиеся у него в наличии антивирусные программы. В соответствии с оценками специалистов, пользователей и разработчиков наиболее предпочтительными на сегодняшний день являются программы Norton AntiVirus и Doctor Web.
21.3. Матричная алгебра в бухгалтерском учете
на персональном компьютере
Персональный компьютер предоставляет современному бухгалтеру дополнительные возможности по самостоятельному составлению вспомогательных алгоритмов и вычислительных программ. Одним из перспективных направлений разработки бухгалтерских программ является использование матричной алгебры (см. 201). Это обусловлено тем, что в основе бухгалтерского учета традиционно лежит совокупность разнообразных таблиц - матриц.
Матрицей называется прямоугольная таблица, состоящая из m строк и n столбцов. Если количество строк и столбцов в таблице одинаково, то матрица является квадратной. Если в составе таблицы присутствуют столбец и строка, в которых помещены суммы членов строк и столбцов, то такая матрица носит название окаймленной. Типичной квадратной окаймленной матрицей в бухгалтерском учете является шахматная ведомость (см. п.4.6). В общем виде она выглядит следующим образом:
—
| а11 а12 - - а199 |Сумма D1 |
| а21 а22 - - а299 |Сумма D2 |
| - - - - - | - |
АDK = | - - - - - | - | (21.1)
| а991 а992 - - а9999|Сумма D999 |
| ——————————————————————————————
| Сумма К1 Сумма К2 - - Сумма К99 | |
—
где:
Аdk - элемент матрицы, АDK являющейся шахматной ведомостью, составленной на базе сводных проводок хозяйственных операций;
D - номер синтетического счета по дебету проводки (от 01 до 99);
K - номер синтетического счета по кредиту проводки (от 01 до 99);
Сумма D - оборот по дебету счета;
Сумма К - оборот по кредиту счета;
Сумма Сумма - сумма всех хозяйственных операций.
Частным случаем матрицы является вектор. Вектор - это матрица, состоящая из одного столбца (вектор-столбец) или одной строки (вектор-строка). В проводимых нами рассуждениях предпочтение отдается вектору-столбцу, который в дальнейшем будет именоваться просто вектором.
Для того чтобы составить оборотно-сальдовую ведомость, необходимо выделить из матрицы журнала хозяйственных операций соответствующие обороты - по дебету и кредиту. Согласно теории матриц это можно осуществить путем умножения матрицы (справа) на следующий окаймленный вектор (вектор-столбец) перехода:
— — | |
| 0 | | 01 |
| 0 | | 02 |
| - | | - |
В = | |...| | (21.2)
| - | | - |
| 0 | | 99 |
| 1 | |Сумма|
— — | |
Для удобства справа от вектора перехода приведены номера соответствующих счетов.
Обороты по дебету и кредиту счетов в матрично-векторной форме могут быть получены по формулам:
Сумма D = ADK х В
Сумма K = АTDK х В
где: АTDK - транспонированная матрица по отношению к матрице. Транспонированной называется матрица, у которой изменены места столбцов и строк по сравнению с исходной матрицей.
Обратимся теперь к общему уравнению баланса, которое отражает равенство сумм актива и пассива:
А = Р
где:
А - постатейный актив баланса;
Р - постатейный пассив баланса.
Это уравнение может быть преобразовано в окаймленный вектор, который отображает сальдо (начальное и/или конечное) оборотно-сальдовой ведомости:
S = | -Р | (21.5)
где: S - вектор сальдо по счетам бухгалтерского баланса на начало или на конец периода.
Сумма вектора, отображающего сальдо по бухгалтерским счетам, равна нулю, что естественным образом вытекает из уравнения (21.4).
Если присвоить начальному сальдо индекс 1, а конечному - индекс 2, то уравнение оборотно-сальдового баланса (или обротно-сальдовой ведомости) будет выглядеть следующим традиционным образом:
S2 = S1 + Сумма D - Сумма К (21.6)
Таким образом, последовательность действий бухгалтера, который использует матричную алгебру, при расчетах оборотно-сальдовой ведомости такова:
1) путем умножения матрицы (и транспонированной матрицы) шахматной ведомости на вектор перехода по формулам (21.3) определяются векторы дебетовых и кредитовых оборотов по всем используемым счетам;
2) по формуле (21.5) рассчитывается вектор начального сальдо;
3) по уравнению (21.6), исходя из вектора начального сальдо и векторов дебетовых и кредитовых оборотов, вычисляется вектор конечного сальдо.
Рассмотрим простой пример. Три учредителя открыли малое предприятие в январе месяце 2003 г. При регистрации был утвержден их уставный капитал в размере 1200 условных единиц. Учредители внесли в уставный капитал свои равные доли в виде наличных денег в кассу, перечисления в банк и в виде основного средства. В бухгалтерском учете были оформлены следующие проводки:
Д 75 - К 80 1200 - зарегистрирован уставный капитал;
Д 08 - К 75 400 - отражен вклад учредителя в виде вложений в основное средство;
Д 01 - К 08 400 - составлен акт приемки основного средства;
Д 50 - К 75 400 - учтен вклад учредителя в кассу;
Д 51 - К 75 400 - отражен вклад учредителя на расчетный счет предприятия.
В конце января был составлен месячный баланс, который выглядит следующим образом (см. табл.21.10):
Табл. 21.10. Баланс за январь 2003 г.
——————————————————————————————
| Актив | Пассив |
|—————————————————————————————
|01 "Основные средства" | 400 |80 "Уставный капитал" | 1200 |
|—————————————————————————————
|50 "Касса" | 400 | | |
|—————————————————————————————