Основы бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.

Содержание

Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)

Работа содержит 1 файл

Основы бухучета.doc

— 5.29 Мб (Скачать)

1) сложностью изложения инструкций для пользователей;

2) ограниченным выбором программ бухгалтерского учета для самых простых пользователей, в том числе для предпринимателей, ведущих учет самостоятельно;

3) малый выбор программ бухгалтерского учета для самых подготовленных профессионалов, занимающихся поисковыми исследованиями и проблемами оптимизации финансового результата и минимизации налоговых платежей;

4) недостаточностью охвата направлений коммерческой деятельности и отраслей хозяйствования;

5) недостаточной совместимостью программ с международными стандартами бухгалтерского учета и американской бухгалтерской системой учета GAAP.

Первый недостаток (сложность программных инструкций) постепенно преодолевается. Хотя многие программные специалисты продолжают считать, что приоритет в бухгалтерских программах должен принадлежать им, а не пользователям. А это находится в явном противоречии с главным принципом рыночных отношений.

Практическая работа бухгалтера чаще всего включает в себя большое количество мелких рутинных операций и действий. Их следует выполнять быстро и окончательно. Только в этом случае бухгалтер периодически может выделять время для крупных исследований и важного анализа. Регулярные переделки уже проделанной работы или накапливание простых нерешенных вопросов - бич многих даже вполне опытных специалистов. Поэтому любые ценные практические советы и чужой опыт для бухгалтера имеет большое значение. Простые инструкции стали бы огромным подспорьем. Анализ сложных и подчас заумных определений, специфических терминов, операций и манипуляций не только не приводит к быстрому успеху, но способен оказать негативное психологическое воздействие на пользователя бухгалтерских программ. Вот один из таких простых вопросов, который часто никак не может понять и решить начинающий пользователь: это проблема введения в компьютер начального баланса предприятия. Хотя способы упоминаются в разных инструкциях, но на практике этот вопрос поднимается раз за разом.

Напомним самый простой способ введения первоначального баланса предприятия в компьютер.

Пусть предприятие переходит на автоматизированную систему бухгалтерского учета в 1-ом квартале 2003 года. На начало квартала, т.е. на 1 января 2003 г., баланс предприятия, рассчитанный вручную или полученный на другой версии программы, выглядит следующим образом (см. табл.21.2).

 

Табл.21.2. Баланс предприятия на 1 января 2003 г.

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|             Актив               |           Пассив                    |

|—————————————————————————————————|—————————————————————————————————————|

|01  "Основные средства"     |2000|60  "Расчеты с поставщиками |  1600  |

|                            |    |и подрядчиками"             |        |

|————————————————————————————|————|————————————————————————————|————————|

|10  "Материалы"             |1000|66 "Расчеты по краткосрочным|  1500  |

|                            |    |кредитам и займам"          |        |

|————————————————————————————|————|————————————————————————————|————————|

|20  "Основное производство" | 300|80 "Уставный капитал"       |  6000  |

|————————————————————————————|————|————————————————————————————|————————|

|50  "Касса"                 | 600|                            |        |

|————————————————————————————|————|————————————————————————————|————————|

|51  "Расчетные счета"       |5200|                            |        |

|—————————————————————————————————|—————————————————————————————————————|

|         Баланс: 9100            |            Баланс: 9100             |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Чтобы внести его в программу для ведения бухгалтерского учета на персональном компьютере, используется простой искусственный прием. Программа настраивается на предыдущий квартал, т.е. на 4-й квартал 2002 г., и в нем набирается условный журнал хозяйственных операций (см. табл.21.3). Проводки хозяйственных операций составляются с использованием одного базового счета (лучше всего: 50 "Касса"). Счета актива баланса записываются в проводках по дебету, а базовый счет по кредиту. Счета пассива баланса записываются в проводках по кредиту, а базовый счет по дебету. Дату хозяйственной операции целесообразно поставить как условный порядковый номер записи, а в качестве наименования операции пометить название актива или пассива.

 

Табл. 21.3. Условный журнал хозяйственных операций

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|  Дата  |Наименование хозяйственной операции | Сумма |  Дебет | Кредит |

|————————|————————————————————————————————————|———————|————————|————————|

|01.12.02|01 "Основные средства"              |  2000 |   01   |   50   |

|————————|————————————————————————————————————|———————|————————|————————|

|02.12.02|10 "Материалы"                      |  1000 |   10   |   50   |

|————————|————————————————————————————————————|———————|————————|————————|

|03.12.02|20 "Основное производство"          |  300  |   20   |   50   |

|————————|————————————————————————————————————|———————|————————|————————|

|04.12.02|50 "Касса"                          |  600  |   50   |   50   |

|————————|————————————————————————————————————|———————|————————|————————|

|05.12.02|51 "Расчетные счета"                |  5200 |   51   |   50   |

|————————|————————————————————————————————————|———————|————————|————————|

|06.12.02|60 "Расчеты с поставщиками и подряд-|  1600 |   50   |   60   |

|        |чиками"                             |       |        |        |

|————————|————————————————————————————————————|———————|————————|————————|

|07.12.02|66 "Расчеты по краткосрочным  креди-|  1500 |   50   |   66   |

|        |там и займам"                       |       |        |        |

|————————|————————————————————————————————————|———————|————————|————————|

|08.12.02|80 "Уставный капитал"               |  6000 |   50   |   80   |

|————————|————————————————————————————————————|———————|————————|————————|

|        |                              Итого:| 17900 |        |        |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

По набранному журналу хозяйственных операций следует выполнить расчет условной оборотно-сальдовой ведомости 4-го квартала 2002 г. (см. табл.21.4).

 

Табл. 21.4. Условная оборотно-сальдовая ведомость

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|Счет|    Наименование счета  |   Сальдо    |   Оборот    |   Сальдо    |

|    |                        | начальное   |             |  конечное   |

|    |                        |—————————————|—————————————|—————————————|

|    |                        |Дебет |Кредит|Дебет |Кредит|Дебет |Кредит|

|————|————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

| 01 |"Основные средства"     |      |      | 2000 |      | 2000 |      |

|————|————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

| 10 |"Материалы"             |      |      | 1000 |      | 1000 |      |

|————|————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

| 20 |"Основное производство" |      |      | 300  |      | 300  |      |

|————|————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

| 50 |"Касса"                 |      |      | 9400 | 8800 | 600  |      |

|————|————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

| 51 |"Расчетные счета"       |      |      | 5200 |      | 5200 |      |

|————|————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

| 60 |"Расчеты с  поставщиками|      |      |      | 1600 |      | 1600 |

|    |и  подрядчиками"        |      |      |      |      |      |      |

|————|————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

| 66 |"Расчеты по  краткосроч-|      |      |      |      |      |      |

|    |ным кредитам  и займам" |      |      |      | 1500 |      | 1500 |

|————|————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

| 80 |"Уставный капитал"      |      |      |      | 6000 |      | 6000 |

|————|————————————————————————|——————|——————|——————|——————|——————|——————|

|    |             Итого:     |      |      |17900 |17900 | 9100 | 9100 |

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

 

Оборот по счету 50 "Касса" в условной оборотно-сальдовой ведомости не должен смущать бухгалтера: он искусственный. Дальнейшие расчеты по программе уже будут реальными.

Второй недостаток (малый выбор программ для самых неподготовленных пользователей) обусловлен сложностью разработки алгоритма. Он может быть составлен только профессиональным бухгалтером, достаточно глубоко владеющим программированием. (Имеется в виду вариант программы, который требовал бы от пользователя только составления журнала хозяйственной операций, а все остальное, вплоть до бухгалтерского баланса и отчетности, было автоматизировано.)

Третий недостаток - малый выбор программ для профессиональных исследователей и аналитиков тоже связан со сложностью разработки алгоритма. Такой алгоритм должен базироваться на иной схеме проведения бухгалтерского учета и строиться на циклическом решении прямой и обратной задачи. Постановка обратной задачи, которая будет формироваться по принципу: финансовый результат - налоговое поле предприятия - договорные отношения - первичные документы не является однозначной и потому потребует выбора из определенного числа вариантов.

Четвертый недостаток (малый программный охват специализированных предприятий) тоже постепенно преодолевается, но не так интенсивно. Усилия разработчиков направлены, чаще всего, на торговые и строительные организации (в последнее время они стали уделять внимание и производственным предприятиям). В этих сферах получены положительные результаты, но это не весь спектр коммерческих предприятий. Как показывают материалы Госкомстата России, 737 тыс. малых предприятий страны, на которых в настоящее время работает более 7 млн. сотрудников и еще около 1,8 млн. совместителей по отраслям народного хозяйства распределяются следующим образом (см. табл.21.5).

 

Табл. 21.5. Распределение малых предприятий

по отраслям хозяйствования

 

———————————————————————————————————————————————————————————————————————

|                  Наименование отрасли                  |Доля рынка, % |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Торговля                                                |      47      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Промышленность                                          |      15      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Строительство                                           |      14      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Наука и технологии                                      |      4       |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Рыночные услуги                                         |      4       |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Транспорт                                               |      2       |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Прочие                                                  |      14      |

|————————————————————————————————————————————————————————|——————————————|

|Всего                                                   |     100      |

Информация о работе Основы бухгалтерского учета