Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
——————————————————————————————
Пятый недостаток (недостаточная совместимость бухгалтерских программ с международными стандартами) в связи с разработкой российских стандартов в духе и на принципах международных стандартов во многом преодолен.
Среди прикладных программных продуктов в настоящее время большое место занимают специализированные программы, предназначенные для решения некоторых частных задач бухгалтерского учета, в том числе:
расчетов заработной платы;
учета материальных ценностей;
ведения книг продаж и покупок;
учета НДС;
составления первичных бухгалтерских документов;
оформление отчетности, анализ правильности ее составления;
защита отчетности в налоговой инспекции и др.
Эти программы достаточно многочисленны и строятся в основном по блочному принципу. Они охватывают самые разнообразные участки работы бухгалтерии.
Инструментальные программы предназначены для бухгалтеров высокой квалификации, владеющих техникой программирования. Они позволяют создать собственную программу бухгалтерского учета на своем предприятии.
Комбинированные программы включают в себя признаки всех трех предыдущих типов бухгалтерских программ. Практическое большинство имеющихся прикладных программ в той или иной степени являются комбинированными. Поэтому представленное их деление следует считать достаточно условным.
Две очень крупные проблемы необходимо решить специалистам в области программирования для бухгалтеров:
1) на базе экономических принципов и в рамках бухгалтерского плана счетов составить комплексную программу бухгалтерского и налогового учетов, позволяющих строить бухгалтерский и налоговый балансы.
2) на основе бухгалтерских моделей соединить в комбинированной программе бухгалтерский учет с анализом результатов хозяйственной деятельности.
Первая из данных проблем начала решаться интенсивно после введения в действие главы 25 НК РФ и положения "Учет налога на прибыль" ПБУ 18/02, но результаты пока скромные.
Вторая задача, в силу сложившихся традиций, ранее не ставилась перед бухгалтерской службой предприятия. Бухгалтерский учет был прерогативой бухгалтерии, а финансово-экономический анализ был составной частью деятельности отдела экономики. На крупных государственных предприятиях такой подход был естественным и оправданным. На малых и средних коммерческих предприятиях совокупность указанных проблем в рыночных отношениях приходится решать бухгалтерии. В настоящее время чаще всего это осуществляется путем использования двух различных по стилю, принципам и подходам компьютерных программ. Это обстоятельство усложняет процесс планирования и прогнозирования финансового результата и налоговых платежей.
Гораздо удобнее решать проблему анализа результатов хозяйственной деятельности путем сопоставления денежных потоков предприятия по отдельным периодам (см. главу 20).
Напомним, что согласно методу денежных потоков выручка предприятия и другие доходные поступления контролируется по четырем составляющим (потокам):
1) производственные расходы (независимо от того, включаются они или нет в себестоимость продукции, работ, услуг);
2) обязательные платежи, которые можно определить как суммарные налоговые выплаты (обязательства перед государственными бюджетными и внебюджетными органами);
3) суммы амортизационных отчислений на долгосрочные активы;
4) остаток денежных средств после осуществления всех расходов - чистая (нераспределенная) прибыль.
Если эти денежные составляющие представить в относительном виде, а именно в процентах к выручке (доходам), по ним легко производить сопоставление различных вариантов деятельности, т.е. планировать и прогнозировать хозяйственные процессы и финансовые результаты.
Рассмотрим на примере работы коммерческой строительной организации ООО "Офисстрой", как можно упрощенно осуществить совокупные исследования в области бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности предприятия.
Данное предприятие в 1993 г. заключило контракт с заказчиком из СНГ на поставку и монтаж специализированного и противопожарного офисного оборудования. Работы были рассчитаны на срок до конца 1997 г. Они состояли из четырех этапов, каждый из которых завершался в конце каждого года. Главные поставки оборудования и основные монтажные работы осуществляли субподрядчики. Указанные работы, согласно действующему в то время законодательству, налогом на добавленную стоимость не облагались. С начала 1996 г. предприятие стало проводить регулярный анализ хозяйственной деятельности, налоговое планирование и прогнозирование финансового результата.
Результаты работы компании в виде бухгалтерских балансов и потоков денежных средств на момент подписания заказчиком актов приемки этапов работ приведены в таблицах 21.6 и 21.7 ниже. Балансы для сравнимости представлены в ценах 1997 года, но с использованием действующего в настоящее время плана счетов и формы отчетности.
Таблица 21.6. Балансы компании ООО "Офисстрой"
на 31 декабря 1994-97 гг. (тыс. руб.)
——————————————————————————————
|
|—————————————————————————————
|
|—————————————————————————————
| I. Внеоборотные активы | | | | |
|—————————————————————————————
|Основные средства (01-02) | 9 488 | 14 267 | 8 411 | 6 543 |
|—————————————————————————————
| II. Оборотные активы | | | | |
|—————————————————————————————
|Материалы (10) | 3 480 | - | - | - |
|—————————————————————————————
|НДС по приобретенным материалам| 696 | - | - | - |
|(19)
|—————————————————————————————
|Затраты в незавершенном производ-| 506 532 | 710 488 |95 421 | - |
|стве (20) | | | | |
|—————————————————————————————
|Расходы будущих периодов (97) | 23 088 | 15 638 |41 344 | - |
|—————————————————————————————
|Касса (50) | 2 138 | 346 | 463 | - |
|—————————————————————————————
|Расчетные счета (51) | 116 463 | 428 837 |685 010| 62 695 |
|—————————————————————————————
|Валютные счета (52) | 834 521 | 129 480 |29 904 | - |
|—————————————————————————————
|Авансы выданные (60) | 156 285 | 22 408 |138 126| - |
|—————————————————————————————
| Баланс: |1 652 691|1 321 464|998 679| 69 238 |
|—————————————————————————————
|
|—————————————————————————————
|
|—————————————————————————————
| III. Капитал и резервы | | | | |
|—————————————————————————————
|Уставный капитал (80) | 10 010 | 10 010 |10 010 | 10 010 |
|—————————————————————————————
|Резервный капитал (82) | 2 502 | 2 502 | 2 502 | - |
|—————————————————————————————
|Добавочный капитал (83) | 2 362 | 12 784 | 5 412 | 5 412 |
|—————————————————————————————
|Нераспределенная прибыль (84) | 94 838 | 40 530 |31 485 | 32 975 |
|—————————————————————————————
| IV. Долгосрочные пассивы | | | | |
|—————————————————————————————
| V. Краткосрочные пассивы | | | | |
|—————————————————————————————
|Задолженность перед бюджетом (68) | 49 174 | 26 104 |24 781 | 17 756 |
|—————————————————————————————
|Задолженность в социальные фонды| 141 | 305 | - | - |
|(69)
|—————————————————————————————
|Задолженность по оплате труда (70)| - | - | - | 3 085 |
|—————————————————————————————
|Задолженность перед заказчиком|1 454 315|1 191 083|872 249| - |
|(76)
|—————————————————————————————
|Доходы будущих периодов (98) | 39 349 | 38 146 |52 240 | - |
|—————————————————————————————
| Баланс: |1 652 691|1 321 464|998 679| 69 238 |
——————————————————————————————
Таблица 21.7. Денежные потоки в строительной
компании "Офисстрой" в процентах к выручке
——————————————————————————————
| Показатель |1994 г.|1995 г.|1996 г.|1997 г.|
|—————————————————————————————
|Выручка (В) | 100 | 100 | 100 | 100 |
|—————————————————————————————
|Суммарные налоги (СН) | 15,4 | 27,3 | 19,8 | 20,4 |
|—————————————————————————————
|Чистая прибыль (ЧП) | 22,2 | 12,7 | 16,0 | 26,0 |
|—————————————————————————————
|Расходы (Р) | 61,8 | 59,0 | 62,6 | 51,2 |
|—————————————————————————————
|Амортизация основных средств (А) | 0,6 | 1,0 | 1,6 | 2,4 |
——————————————————————————————
Для наглядности результаты расчетов денежных потоков из табл.21.8 перенесены на график рис.21.1, из которого вытекает следующее: проведение анализа финансовой деятельности и налоговое планирование в период 1996-97 гг. позволило снизить расходы, стабилизировать налоговые платежи и увеличить чистую прибыль предприятия.
См. графический объект "Рис.21.1. Изменение показателей работы строительной компании "ОФИССТРОЙ" по годам"
Рис.21.1. Изменение показателей работы строительной компании "ОФИССТРОЙ" по годам.
На основе материалов балансов, приведенных в табл.21.6, можно оценить финансово-экономическую устойчивость фирмы и традиционным методом, а именно - методом коэффициентов, который подробно рассматривался в главе 19. Результаты использования метода коэффициентов для фирмы "Офисстрой" представлены в табл.21.8.