Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 15:03, курс лекций
Бухгалтерский учет - важный элемент финансово-экономических отношений в человеческом обществе, выступающий в сфере действия коммерческого предприятия, как:
звено управления, осуществляющее взаимную связь между руководством предприятия и его трудовым коллективом;
специальный финансовый язык, с помощью которого отображаются сущность и своеобразие хозяйственной деятельности.
Введение
Глава 1. История бухгалтерского учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 2. Бухгалтерский учет как составной элемент экономической
системы коммерческого предприятия
2.1. Сущность коммерческого предприятия
2.2. Организационные формы коммерческих предприятий
2.3. Внешняя среда предпринимательства
2.4. Простая методика выбора партнера по финансовому бизнесу
2.5. Внутренняя среда предпринимательства
2.6. Управление предприятием - менеджмент
2.7. Организация сбыта продукции (работ, услуг) - маркетинг
2.8. Ценообразование
2.9. Кадровая политика предприятия
2.10. Бухгалтерский учет на коммерческом предприятии и роль
главного бухгалтера
Контрольные вопросы по теме
Глава 3. Основные положения бухгалтерского учета
3.1. Предмет и метод бухгалтерского учета
3.2. Принципы бухгалтерского учета
3.3. Счета и двойная запись
3.4. Типы хозяйственных операций
Контрольные вопросы по теме
Глава 4. Организация бухгалтерского учета на предприятии
4.1. Права и обязанности главного бухгалтера
4.2. Формы ведения бухгалтерского учета
4.3. Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.4. Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
4.5. Форма бухгалтерского учета "Журнал-Главная"
4.6. Упрощенная форма бухгалтерского учета для малых предприятий
4.7. Автоматизированная форма бухгалтерского учета
4.8. План счетов бухгалтерского учета
4.9. Сроки хранения бухгалтерской документации
4.10. Унифицированные формы первичных учетных документов
4.11. Специфика забалансового учета
Контрольные вопросы по теме
Глава 5. Учет долгосрочных (Внеоборотных) активов
5.1. Понятие амортизации долгосрочных активов
5.2. Учет основных средств
5.2.1. Поступление основных средств
5.2.2. Возведение титульных сооружений капитального характера
5.2.3. Эксплуатация основных средств
5.2.4. Переоценка объектов основных средств
5.3. Амортизация основных средств
5.3.1. Общие положения
5.3.2. Способы начисления амортизации
5.4. Аренда и лизинг основных средств
5.5. Выбытие основных средств
5.6. Главные документы по учету основных средств
5.7. Операции с нематериальными активами
5.7.1. Особенности учета организационных расходов и деловой
репутации фирмы
5.7.2. Амортизация нематериальных активов
5.7.3. Передача нематериальных активов по лицензионному договору
5.7.4. Выбытие нематериальных активов
5.8. Долгосрочные финансовые вложения
5.8.1. Учет ценных бумаг
5.8.2. Учет вкладов в уставный капитал других организаций
5.8.3. Учет совместной деятельности
5.8.4. Учет займов, предоставляемых другим организациям
5.8.5. Методы оценки инвестиционных проектов
5.9. Учет капитального строительства
5.10. Учет расходов на научно-исследовательские,
опытно-конструкторские и технологические работы
Контрольные вопросы по теме
Глава 6. Учет материалов
6.1. Общие положения
6.2. Отражение жизненного цикла материалов
6.3. Использование понятия учетных цен
6.4. Учет налога на добавленную стоимость по приобретенным
материальным ценностям
6.5. Особенности учета тары
6.6. Инвентаризация материалов
6.7. Основные документы по учету материалов
Контрольные вопросы по теме
Глава 7. Учет животных, находящихся на выращивании и откорме
Контрольные вопросы по теме
Глава 8. Учет затрат на производство
8.1. Учет затрат на производство продукции (работ, услуг)
8.2. Методы калькуляции продукции
8.3. Попроцессный метод калькуляции продукции
8.4. Позаказный метод калькуляции продукции
8.5. Нормативный метод калькуляции продукции
8.6. Порядок включения затрат в себестоимость продукции
8.6.1. Материальные расходы
8.6.2. Расходы по оплате труда
8.6.3. Отчисления на социальное страхование и обеспечение
8.6.4. Амортизационные отчисления
8.6.5. Прочие расходы
8.6.6. Порядок признания расходов, включаемых в себестоимость
8.6.7. Расходы, не учитываемые в себестоимости продукции (работ,
услуг)
|Дети, родители
|Другие физические лица | 247 + 30% |
|—————————————————————————————
| Более 2550 |Количество МРОТ + % с превышения|
|
|—————————————————————————————
|Дети, родители
|Другие физические лица | 502 + 40% |
——————————————————————————————
Сумма налога определяется налоговыми органами исходя из соответствующей налоговой базы, налоговых вычетов и налоговых ставок.
16.13. Сбор за использование наименований "Россия", "Российская
Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний
Согласно Закону РФ "О сборе за использование наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний" от 02.04.1993 г. N 4737-1 (в редакции от 28.04.1997 г.), упомянутый сбор уплачивают организации, в том числе с иностранными инвестициями, использующие данные наименования, слова и словосочетания в своих названиях.
Не относятся к плательщикам сбора следующие юридические лица:
федеральные органы государственной власти;
Центральный банк РФ и его учреждения;
государственные внебюджетные фонды РФ;
бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из государственного бюджета;
редакции средств массовой информации (кроме рекламных и эротических изданий);
общероссийские общественные и религиозные объединения;
сельские товаропроизводители.
Упомянутым Законом и Инструкцией МНС РФ от 29.06.2000 г. N 63 установлены следующие ставки:
1) для организаций, предприятий и учреждений, осуществляющих предпринимательскую деятельность (кроме заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых) - 0,5% от стоимости реализованной за текущий квартал продукции (работ, услуг. В качестве стоимости реализованной продукции (работ, услуг) рассматривается выручка без НДС, акцизов и налога с продаж;
2) для заготовительных, снабженческо-сбытовых и торговых (оптовых и розничных) организаций - 0,05% от оборота. Под оборотом текущего квартала понимается фактический товарооборот, определяемый по кредиту счета 90 "Продажи" без НДС, акцизов и налога с продаж;
3) для других организаций - 100 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) в год. (Согласно Федеральному закону от 19.06.2000 г. МРОТ = 100 руб.)
У строительных, проектных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций учитывается только выручка, полученная за работы, выполненные собственными силами.
Для отдельных плательщиков сбора ставки могут быть уменьшены, но не более чем до 50%. Льготы устанавливает Правительство РФ. Расходы по сбору относятся на чистую (нераспределенную прибыль), что отражается в бухгалтерском учете с помощью проводки:
Д 91 (84) - К 68,
где: счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При отнесении суммы налога на счет 91 "Прочие доходы и расходы" следует помнить, что она не должна уменьшать размер налогооблагаемой базы по прибыли.
Предприятия, уплачивающие сбор ежеквартально, обязаны перечислять денежные средства до 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем текущего квартала. Организации, уплачивающие годовую сумму сбора одновременно, должны перевести денежные средства до 25-го марта года, следующего за отчетным.
Сумма платежа полностью зачисляется в федеральный бюджет.
16.14. Плата за пользование водными объектами
Плата за пользование водными объектами установлена Федеральным законом РФ "О плате за пользование водными объектами" от 06.05.1998 г. N 71-ФЗ (в редакции от 07.08.2001 г. и с изменениями от 30.12.2001 г.).
Согласно данному закону плательщиками являются предприятия, организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, которые подлежат лицензированию в порядке, установленном законодательством РФ. Исключение составляют подземные водные объекты, воды которых содержат полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы (минеральные воды) либо используются для получения тепловой энергии.
Объектом налогообложения считается пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств для:
1) осуществления забора воды из водных объектов;
2) удовлетворения потребностей гидроэнергетики;
3) лесосплава без применения судовой тяги (в плотах и кошелях);
4) добычи полезных ископаемых;
5) организованной рекреации (отдыха и туризма);
6) размещения плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для проведения буровых, строительных и иных работ;
7) выполнение сброса сточных вод в водные объекты.
Не является объектом налогообложения пользование водными объектами в целях:
забора воды для ликвидации стихийных бедствий;
забора воды для сельскохозяйственного товарного производства, орошения угодий и снабжения животноводческих и птицеферм, садоводческих и огороднических объединений граждан;
забора воды для рыбоводства и воспроизведения водных биологических ресурсов;
наблюдения за водными объектами в рамках государственного мониторинга;
проведения работ или мероприятий в водном объекте, связанных с водоохранной деятельностью или защитой окружающей природной среды от вредного воздействия вод;
создания или эксплуатации в водном объекте зданий или сооружений, связанных с охраной водных или биологических ресурсов водного объекта или защитой от вредного воздействия вод;
проведения картографических работ;
неорганизованного отдыха и туризма без применения сооружений;
строительства осушительных систем;
проведения научных исследований;
прочих технологических и природоохранных работ.
Налоговая база в зависимости от вида пользования водными объектами определяется как:
1) объем воды, забранной из водного объекта;
2) объем продукции (работ, услуг), произведенной при пользовании водным объектом без забора воды;
3) площадь используемой водной поверхности (акватории);
4) объем сброшенных сточных вод.
Минимальные и максимальные размеры налоговых ставок устанавливаются Правительством РФ. Конкретные размеры налоговых ставок в зависимости от вида пользования водными объектами назначаются региональными органами исполнительной власти с учетом местных условий и сложившейся водохозяйственной и экологической обстановки. Этими органами определяются соответствующие лимиты.
При пользовании водными объектами с забором воды налоговые ставки назначаются в рублях за одну тысячу кубических метров забранной воды (для внутренних вод 60370 руб., для морской воды 2,07,0 руб.).
При пользовании водными объектами без забора воды налоговые ставки устанавливаются в рублях за:
одну тысячу киловатт-часов выработанной электроэнергии (4,020 руб.);
одну тысячу кубических метров сплавляемой без судовой тяги древесины на каждые 100 км сплава (6801400 руб.);
один квадратный километр площади (в год) используемой акватории для добычи полезных ископаемых (5 20021 900 руб.);
одну тысячу кубических метров сточных вод (7,055,0 руб.).
Ставки платы за пользование водными объектами в целях водоснабжения населения в настоящее время ограничены суммой 60 руб. за 1 тысячу кубометров.
Ставки платы за пользование водными объектами в целях забора воды для технологических нужд и сброса сточных вод в пределах назначенного лимита для плательщиков, работающих в сферах теплоэнергетики, атомной энергетики и добычи драгоценных металлов, установлены в размере 30% от соответствующей минимальной ставки.
При заборе или сбросе воды сверх определенных лимитов (месячных или годовых) налоговые ставки увеличиваются в 5 раз по сравнению с базовыми ставками в части такого превышения.
При пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (соглашения) налоговые ставки увеличиваются в 5 раз по сравнению со ставками, обычно назначаемыми в отношении такого пользования на основании лицензии.
Начисление платежей за пользование водными объектами оформляется в бухгалтерском учете с помощью следующих проводок:
Д 20, 25, 26 - К 68 - при лимитном использовании воды (включаются в себестоимость работ);
Д 91 (84) - К 68 - при сверхлимитном использовании воды (относятся на чистую прибыль),
где: счет 20 "Основное производство", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", счет 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)", счет 91 "Прочие доходы и расходы".
При применении счета 91 "Прочие доходы и расходы" необходимо иметь в виду, что сумма платы за сверхлимитное потребление воды не уменьшает базу по налогу на прибыль.
Сумма платежей распределяется следующим образом: в федеральный бюджет - 40%, в бюджеты субъектов РФ - 60%.
16.15. Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот
этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции
Условия учета поименованных сборов определены Федеральным законом "О сборах за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции" от 08.01.1998 г. N 5-ФЗ.
Согласно данному закону продукция, на производство и оборот которой осуществляется выдача упомянутых лицензий, включает в себя:
1) спирт питьевой, водку, ликероводочные изделия, шампанское, коньяки (бренди) кальвадос;
2) вина виноградные, плодовые, игристые, шипучие, натуральные и специальные;
3) слабоалкогольные напитки и иную пищевую продукцию с содержанием этилового спирта их пищевого сырья более 1,5% от объема единицы алкогольной продукции (кроме пива);
4) спиртосодержащие растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции с объемной долей этилового спирта свыше 12%.
Плательщиками сборов признаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, подавшие заявление в соответствующий полномочный орган на получение лицензий на право производства и оборота указанной выше продукции.
Не подлежит обложению сбором спиртосодержащие лекарственные препараты, лечебно-профилактические и диагностические средства, а также препараты, изготавливаемые в аптеках по индивидуальным заказам.
Сбор взимается в следующих суммах, кратных минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), установленному законодательством (МРОТ = 100 руб., согласно закону от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ):
на право производства, хранения и реализации этилового спирта и спиртосодержащих растворов непосредственно предприятиями-лицензиатами - 500 МРОТ;
на право производства, розлива, хранения и реализации алкогольной продукции непосредственно предприятиями-лицензиатами - 500 МРОТ;
на право розлива, хранения и реализации алкогольной продукции непосредственно предприятиями-лицензиатами - 500 МРОТ;
на право хранения этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции - 500 МРОТ;
на право закупки, хранения и оптовой продажи этилового спирта, включая спиртосодержащие растворы, и алкогольной продукции - 500 МРОТ;
на право экспорта этилового спирта и алкогольной продукции - 100 МРОТ за разовую лицензию и 500 МРОТ за генеральную лицензию;
на право закупки по импорту, хранение и оптовой реализации этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции - 1000 МРОТ за разовую лицензию и 15 000 за генеральную лицензию.
Генеральной лицензией на экспорт (импорт) называется лицензия на поставку по экспорту (импорту) упомянутой продукции в течение одного года с момента ее получения.
Кроме упомянутых сборов дополнительно вносится плата за проведение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти ежегодных обследований организации на возможность осуществление соответствующего вида деятельности. Эта плата не может превышать размер 50 МРОТ.
Сбор за выдачу лицензии уплачивается один раз в год непосредственно перед рассмотрением вопроса о выдаче лицензии. Если принимается решение о невозможности выдачи лицензии, то сумма сбора возвращается с одновременным удержанием величины 3 МРОТ в качестве оплаты за рассмотрение вопроса. Сумма сбора поступает в доход бюджета, за счет которого содержится орган, уполномоченный на выдачу лицензий. Предприятие, получившее лицензию, расходы, связанные с ее получением, включает в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитывает их при определении облагаемого оборота по прибыли. В бухгалтерском учете операции будут отражены следующим образом: