Организация бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:50, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ системы организации бухгалтерского учета государственного учреждения и разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации бухгалтерского учета исследуемого объекта.

Содержание

Введение
1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 6
1.1. Значение и сущность бухгалтерского учета 6
1.2. Предмет бухгалтерского учета 13
1.3. Особенности организации финансов в
государственных учреждениях 22
2. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В УКУИС
ПО СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ 29
2.1 Правила ведения бухгалтерского учета УКУИС по СКО 29
2.2. Деятельность УКУИС по Северо-Казахстанской области 56
2.3. Финансирование и бухгалтерская отчетность в УКУИС 64
3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 98

Работа содержит 1 файл

Диплом 2008.doc

— 496.50 Кб (Скачать)

    Руководитель  УКУИС по СКО обеспечивает создание учетной системы и организацию  бухгалтерского учета. 

    Бухгалтерский учет осуществляется бухгалтерской службой, являющейся его самостоятельным структурным подразделением, возглавляемой главным бухгалтером.  Главный бухгалтер УКУИС по СКО назначается и освобождается от должности руководителем и подчиняется непосредственно руководителю организации. Главный бухгалтер обеспечивает контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых хозяйственных операций, предоставление оперативной операции, составление в установленные сроки бухгалтерской отчетности.

    Главный бухгалтер подписывает совместно с руководителем организации банковские документы и документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также финансовые обязательства и хозяйственные договоры. Руководитель организации может предоставить право подписи банковских документов и бухгалтерских документов уполномоченным на это лицам по представлению главного бухгалтера. Данные полномочия представляются на основании приказов руководителя организации. Документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не принимаются к исполнению.  
       Назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц производятся с согласия главного бухгалтера. 

    При ведении бухгалтерского учета главный  бухгалтер устанавливает служебные обязанности для работников бухгалтерии с тем, чтобы каждый работник знал свои обязанности и нес ответственность за их выполнение.  
        Все подразделения, входящие в состав бюджетной организации, обязаны своевременно передавать в бухгалтерскую службу необходимые для бухгалтерского учета и контроля документы. Основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета являются документы, фиксирующие факт совершения операции. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции, если это не представляется возможным непосредственно по окончании операции. Ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность содержащихся в документах данных несут лица, создавшие и подписавшие эти документы. Записи в первичных документах должны производиться лишь такими средствами, которые обеспечивают сохранность записей в них в течение длительного времени. Основанием для отражения записей в учетных регистрах служат надлежаще оформленные первичные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Первичные документы для придания им юридической силы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа (формы), код формы; дату составления; содержание хозяйственной операции; измерители в количественном и стоимостном выражении; наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровки. В необходимых случаях в первичном документе могут быть приведены дополнительные реквизиты: номер документа, название и адрес организации, основание для совершения операции, зафиксированной документом, другие дополнительные реквизиты, определяемые характером документируемых операций. В документах на приобретение материальных ценностей должна быть расписка материально-ответственного лица в получении этих ценностей, а в документах за выполненные работы - подтверждение принятия работ соответствующими лицами. В первичных документах как в текстовой части, так и цифровых данных подчистки и неоговоренные исправления не допускаются. Ошибки в первичных документах исправляются путем зачеркивания неправильного текста или суммы и надписания над зачеркнутым правильного текста или суммы. Зачеркивание производится тонкой чертой так, чтобы можно было прочитать ранее написанное. Исправление ошибки в первичном документе должно быть оговорено надписью «Исправлено» и подтверждено подписями лиц, подписавших документ, с указанием даты исправления. В кассовых и банковских документах исправления не допускаются.  
        Документы, служащие основанием для записей в регистрах учета, представляться в бухгалтерскую службу в сроки, установленные главным бухгалтером и утвержденные руководителем организации.  
        Материально-ответственные лица представляют первичные документы по приходу и расходу товарно-материальных ценностей при реестре сдачи документов ф.442 (заполняется отдельно по приходным и расходным документам), составляемом в двух экземплярах. После проведенной в присутствии материально-ответственного лица проверки правильности оформления представленных первичных документов один экземпляр реестра с подписью бухгалтерского работника возвращается материально-ответственному лицу, второй экземпляр остается в делах бухгалтерской службы.  
       С лицами, ответственными за хранение денег и товарно-материальных ценностей, заключается письменный договор о полной материальной ответственности в установленном порядке. Поступившие в бухгалтерскую службу первичные документы обязательно подвергаются проверке как по форме (полнота и правильность оформления первичных документов, заполнения реквизитов), так и по содержанию (законность документируемых операций, логическая увязка отдельных показателей). 

    Проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами накопительными ведомостями, которым присваиваются следующие постоянные номера: 

    - мемориальный ордер 1 - накопительная  ведомость по кассовым операциям  ф. 381;

    - мемориальный ордер 2 - накопительная  ведомость по движению средств  на бюджетных счетах ф. 381; 

    - мемориальный ордер 3 - накопительная  ведомость по учету денег от  реализации товаров (работ, услуг), спонсорской и благотворительной помощи, депозитного счета, счета в иностранной валюте и специальных счетов бюджетного инвестиционного проекта по внешним займам и грантам ф.381; 
       - мемориальный ордер 5 - свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям ф.405;

    - мемориальный ордер 6 - накопительная  ведомость по расчетам с организациями  ф.408; 

    - мемориальный ордер 7 - накопительная  ведомость по расчетам в порядке  авансовых платежей ф.408; 

    - мемориальный ордер 8 - накопительная ведомость по расчетам с подотчетными лицами ф.386;

    - мемориальный ордер 9 - накопительная  ведомость по выбытию и  перемещению активов ф.438;

    - мемориальный ордер 10 - накопительная  ведомость по выбытию и перемещению  малоценных и быстроизнашивающихся предметов ф.438; 

    - мемориальный ордер 11 - свод накопительных  ведомостей по приходу продуктов  питания ф.398; 

    - мемориальный ордер 12 - свод накопительных  ведомостей по расходу продуктов  питания ф.411; 

    - мемориальный ордер 13 - накопительная  ведомость по расходу материалов ф.396; 

    - мемориальный ордер 14 - накопительная  ведомость начисления доходов  от реализации товаров (работ,  услуг) ф.409; 

    - мемориальный ордер 15 - свод ведомостей  по расчетам с родителями за  содержание детей ф.406. 

    По  остальным операциям и по операциям «Сторно» составляются отдельные мемориальные ордера ф.274, которые нумеруются начиная с 16 за каждый месяц в отдельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Отдельные мемориальные ордера составляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня (по получении первичного документа), как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов. Корреспонденция субсчетов в мемориальном ордере записывается в зависимости от характера операций по дебету одного субсчета и кредиту другого субсчета или дебету одного субсчета и кредиту нескольких субсчетов, или, наоборот, по кредиту одного субсчета и дебету нескольких субсчетов. Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером или его заместителем и исполнителем. Все мемориальные ордера регистрируются в книге «Журнал-главная» ф.308. Учет в книге «Журнал-главная», как правило, ведется по субсчетам.  
       Книга «Журнал-главная» открывается записями сумм остатков на начало года в соответствии с заключительным балансом за истекший год. Записи в ней производятся по мере составления мемориальных ордеров, а при составлении мемориальных ордеров накопительных ведомостей один раз за месяц. Сумма мемориального ордера записывается сначала в графу «Сумма по ордеру», а затем в дебет и кредит соответствующих субсчетов. Сумма оборотов за месяц по всем субсчетам как по дебету, так и по кредиту должна быть равна итогу графы «Сумма по ордеру». Второй строкой после оборотов за месяц выводится остаток на начало следующего месяца по каждому субсчету. Аналитический учет ведется в учетных регистрах (в книгах, карточках, накопительных ведомостях, и др.). В бухгалтерских книгах до начала записей нумеруются все страницы (листы). На последней странице листа за подписью главного бухгалтера делается надпись: «В настоящей книге всего пронумеровано_____ страниц (листов)». Кассовая книга ф. КО-4, ф.440, приходно-расходная книга учета бланков трудовых книжек и вкладышей к ним ф.449, кроме того, должны быть прошнурованы и опечатаны сургучной или мастичной печатью, а количество листов в фф. КО-4 и 440 заверено подписями руководителя бюджетной организации и главного бухгалтера и ф.449 - руководителем бюджетной организации. На каждой книге надписывается: наименование организации, централизованной бухгалтерии и год, на который книга открыта. В книге должно быть оглавление открытых в ней субсчетов. При переносе записей на другую страницу книги в оглавлении по данному субсчету делается отметка о переносе записи с указанием номеров новых страниц.  Книги бухгалтерского учета при наличии в них по истечении года свободных листов могут быть использованы для записи операций следующего года. В этих случаях книги сдаются в архив один раз в 2 года. Карточки (кроме карточек по активам) регистрируются в реестре карточек ф.279, который ведется для каждого счета отдельно. Карточки для учета активов регистрируются в описи инвентарных карточек по учету активов ф.ОС-10. Карточки хранятся в картотеках, в которых они располагаются по субсчетам с подразделением внутри их по материально ответственным лицам.  Карточки учета материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и т.п. сдаются в архив в подшитом виде вместе с реестром карточек, регистрами и другими бухгалтерскими документами ежегодно или один раз в два года. В такие же сроки сдаются в архив карточки учета активов, выбывших в течение года. Опись инвентарных карточек по учету активов ф.ОС-10 сдается в архив, когда в ней имеются отметки о списании инвентаря по последней инвентарной карточке фф. ОС-6, 8, 9. При сдаче инвентарных карточек в архив без описи они записываются в отдельной ведомости, в которой указываются номер карточки и название списанного инвентаря, а в централизованных бухгалтериях, кроме того, и наименование обслуживаемой бюджетной организации.  Записи в регистрах бухгалтерского учета производятся с первичных документов не позднее следующего дня после их получения. По окончании каждого месяца в регистрах аналитического учета подсчитываются итоги оборотов и выводятся остатки по субсчетам. Исправление ошибок, обнаруженных в записях бухгалтерского учета за текущий год, производятся в следующем порядке:  
      а) обнаруженная ошибка за данный отчетный период до момента представления бухгалтерского баланса, не требующая изменения данных мемориального ордера, исправляется путем зачеркивания тонкой чертой неправильных сумм и текста так, чтобы можно было прочитать зачеркнутое и надписывается над зачеркнутым исправленный текст и сумма. Одновременно, здесь же на полях против соответствующей строки за подписью главного бухгалтера делается оговорка «Исправлено»; 

    б) обнаруженная ошибочная запись до момента  представления бухгалтерского баланса, вызванная ошибкой в мемориальном ордере, в зависимости от ее характера  исправляется дополнительным мемориальным ордером или по способу «Красное сторно»; точно также исправляются ошибки во всех случаях, когда они обнаружены в записях бухгалтерского учета за тот отчетный период, за который баланс уже представлен. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются мемориальными ордерами, в которых, помимо обычных реквизитов, делается ссылка на номер и дату мемориального ордера, исправляемого данным мемориальным ордером.  
        Для контроля за правильностью бухгалтерских записей по счетам синтетического и аналитического учета составляются оборотные ведомости фф. М-44, 285 и 326 по каждой группе аналитических счетов, объединяемых соответствующим синтетическим счетом. Итоги оборотов и остатки по каждому аналитическому счету оборотных ведомостей сверяются с итогами оборотов и остатками этих субсчетов книги «Журнал-главная» ф.308.  
       Оборотные ведомости составляются ежемесячно, а по активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам ежеквартально. Записи в оборотной ведомости ф.326 могут производиться при необходимости в течение нескольких лет. В новом финансовом году в бухгалтерских регистрах по синтетическим и аналитическим счетам записываются суммы остатков на начало года в полном соответствии с заключительным балансом и учетными регистрами за истекший год. По истечении каждого отчетного месяца все мемориальные ордера, мемориальные ордера - накопительные ведомости вместе с относящимися к ним документами должны быть подобраны в хронологическом порядке и сброшюрованы. При незначительном количестве документов брошюровку можно производить за три месяца в одну папку. На обложке надписываются: наименование бюджетной организации или централизованной бухгалтерии; название и порядковый номер папки, дела; отчетный период год и месяц; начальный и последний номера мемориальных ордеров; количество листов в деле. Сохранность первичных документов, учетных регистров, бухгалтерских отчетов и балансов, оформление и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер.  
       Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственностью лиц, уполномоченных главным бухгалтером. В бухгалтерском архиве бюджетной организации дела хранятся в течение установленных сроков. По истечении сроков хранения дела в установленном порядке сдаются в соответствующий государственный архив. Документы, удостоверяющие сдачу дел в архив, хранятся постоянно в бухгалтерской службе.  
       Бухгалтерский учет активов в УКУИС по СКО обеспечивает правильное документальное оформление и своевременное отражение в регистрах учета поступления активов, их перемещения внутри бюджетной организации и выбытия, а также контроль за сохранностью и правильным использованием каждого объекта (предмета, комплекта). 

    К активам относятся: недвижимость (земельные  участки, здания, сооружения, многолетние  насаждения и другие объекты, прочно связанные с землей, перемещение  которых невозможно без ущерба их назначению), транспортные средства, оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь, взрослый рабочий и продуктивный скот, специальные инструменты, прочие активы. Не относятся к активам и учитываются в составе малоценных и быстроизнашивающихся предметов:  
       а) предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;  
       б) предметы стоимостью до 40-кратного расчетного показателя за единицу по цене приобретения, независимо от срока их эксплуатации.  
       Исключение составляют предметы (средства труда), которые независимо от их стоимости относятся к активам по сроку эксплуатации, натурально-вещественному составу, в зависимости от целей использования и выполняемых функций, к ним относятся предметы производственно- хозяйственного назначения, библиотечные фонды, музейные ценности (кроме экспонатов, которые учитываются в установленном порядке), экспонаты животного мира, сценическо-постановочные средства, документация по типовому проектированию и другие;  
       в) специальная одежда, специальная обувь, а также постельные принадлежности, независимо от стоимости и срока службы;  
       г) форменная одежда и обувь для работников здравоохранения, просвещения, социальной защиты населения и других, содержащихся за счет бюджета, независимо от стоимости и срока службы;  
       д) временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возмещению которых относятся на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов;  
       е) тара для хранения материальных ценностей на складах или для технологических процессов стоимостью в пределах лимита, установленного в подпункте «б» по цене приобретения или изготовления;  
       ж) молодняк животных и животные на откорме, птица, кролики, пушные звери, семьи пчел, а также подопытные животные;  
       з) многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала.

    Для учета активов предназначаются  счета 01 «Активы», которые подразделяется на субсчета:

    010 «Здания»;

    011 «Сооружения»;

    013 «Машины и оборудование»;

    014 «Нематериальные активы»;

    015 «Транспортные средства»;

Информация о работе Организация бухгалтерского учета