Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:45, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики таких элементов метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, а также закрепление, углубление и расширение теоретических знаний соответствующей тематики, получить практические умения и навыки на примере исследуемой организации, овладение навыками самостоятельной работы, выработка умения формулировать суждения и выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие актуальности выбранной темы.
Для достижения заданных целей были поставлены следующие задачи:
Определить экономическую сущность инвентаризации и оценки активов и обязательств предприятий.
Изучить порядок проведения инвентаризации и документальное ее отражение.
Изучить механизм проведения оценки активов и обязательств и способы их отражения в бухгалтерских документах.
Введение 4
1 Теоретические основы системы бухгалтерского учета 5
1.1 Метод бухгалтерского учета и его сотавные элементы 5
1.2 Имущество организации – объект бухгалтерского учета. Классификация имущества 9
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников 15
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации 18
2 Методические основы и механизм оценки имущества 21
2.1.Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций ………..21
2.2 Оценка основных средств и нематериальных активов 23
2.3 Оценка производственных запасов 28
2.4 Особенности отражения стоимости отдельных активов в бухгалтерском учете 32
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации 36
3.1 Экономическая сущность инвентаризации и ее виды…………………….36
3.2 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций 40
3.3 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов …44
3.4 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета 51
Заключение 55
Список использованных источников 56
Нематериальные активы, как и основные средства, вносятся в описи по наименованиям в соответствии с их основным назначением.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей (ТМЦ) проводится с соблюдением общего порядка проведения инвентаризации, однако она имеет и свои отличительные особенности. Так, если ТМЦ поступают непосредственно во время проведения инвентаризации, они принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по товарному отчету (реестру) после ее окончания. При длительном проведении инвентаризации с письменного разрешения нанимателя и главного бухгалтера организации возможен отпуск ТМЦ материально ответственными лицами, но только в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация ТМЦ, находящихся в пути; отгруженных, но не оплаченных в срок покупателями; находящихся на складах иных организаций или переданных им в переработку, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета. На каждый из вышеперечисленных видов ТМЦ составляется отдельная опись. Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).
На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией также составляется акт на списание с обязательным указанием причин порчи.
Недостача ТМЦ по вине материально ответственного лица отражается следующим образом:
Таблица 10: Бухгалтерские записи при недостаче ТМЦ по вине материально ответственного лица.
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражена сумма недостачи материалов |
94 |
10 |
Начислен НДС |
94 |
68 |
Отражена сумма потерь, подлежащих к взысканию с виновного лица |
73-2 |
94 |
Погашена недостача виновным лицом (либо путем внесения денежных средств в кассу организации, либо путем удержания суммы недостачи из заработной платы) |
50, 70 |
73-2 |
Примечание – Источник : собственная разработка
На практике встречаются случаи, когда порча, утрата ТМЦ происходят не по вине материально ответственных лиц, а в силу произошедших обстоятельств, например пожара на складе организации. При таких обстоятельствах после проведения расследования и отсутствия виновных лиц сумма определившихся потерь должна быть отнесена организацией на прочие расходы. В этой ситуации в учете должны быть сделаны проводки:
Таблица 11: Бухгалтерские записи при недостаче при отсутствии виновного лица:
Содержание операции |
Дебет |
Кредит |
Отражена сумма недостачи товаров (например в результате пожара) |
94 |
41 |
Начислен НДС |
94 |
68 |
Отражена сумма потерь, в составе прочих расходов |
91-4 |
94 |
Примечание – Источник : собственная разработка
В ОАО «Пионер-Агро» в 2012 г. при проведении инвентаризации не были выявлены недостачи по товарно-материальным ценностям и производственным запасам, поэтому в учете данные проводки не имели места.
Комиссия в присутствии
заведующего складом (кладовой) и
других материально ответственных
лиц проверяет фактическое наличие
товарно-материальных ценностей
путем обязательного их пересчета,
перевешивания или
В исключительных случаях, когда перевешивание продукции может привести к ее порче, например, при сезонном хранении плодоовощной продукции в буртах, овощехранилищах, когда продукция хранится навалом, и в других аналогичных случаях перевешивание можно не производить, а остатки брать по бухгалтерским данным. Результаты выводить при зачистке продукции по окончании ее реализации.
Товарно-материальные ценности, поступающие во время проведения инвентаризации, принимаются материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.
При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя и главного бухгалтера предприятия (учреждения) в процессе инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться материально ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной комиссии.
Инвентаризация товарно-материальных ценностей, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
На счетах учета товарно-материальных ценностей, не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути, товары отгруженные и др.), могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами: по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами, по отгруженным - копиями предъявленных покупателям документов (платежных поручений, векселей и т.д.), по просроченным оплатой документам - с обязательным подтверждением учреждением банка; по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками, переоформленными на дату, близкую к дате проведения инвентаризации.
Предварительно должна быть произведена сверка этих счетов с другими корреспондирующими счетами.
Описи составляются отдельно на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями и находящиеся на складах других предприятий.
В описях на товарно-материальные ценности, находящиеся в пути, по каждой отдельной отправке приводятся следующие данные: наименование, количество и стоимость, дата отгрузки, а также перечень и номера документов, на основании которых эти ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.
В описях на товарно-материальные ценности, отгруженные и не оплаченные в срок покупателями, по каждой отдельной отгрузке приводятся наименование покупателя, наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа. Товарно-материальные ценности, хранящиеся на складах других предприятий (учреждений) заносятся в описи на основании документов, подтверждающих сдачу этих ценностей на ответственное хранение. В описях на эти ценности указываются их наименование, количество, сорт, стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.
В описях на товарно-материальные ценности, переданные в переработку другому предприятию, указываются наименование перерабатывающего предприятия, наименование ценностей, количество, фактическая стоимость по данным учета, дата передачи ценностей в переработку, номера и даты документов.
Малоценные и
Инвентаризация проводится путем осмотра каждого предмета. В описи малоценные и быстроизнашивающиеся предметы заносятся по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете.
При инвентаризации малоценных
и быстроизнашивающихся предметов,
выданных в индивидуальное пользование
работникам, допускается составление
групповых инвентаризационных
описей с указанием в них
Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций предприятий, осуществляющих эти услуги.
Малоценные и быстроизнашивающиеся
предметы, пришедшие в
негодность и не списанные, в инвентаризационную
опись не включаются, а составляется
акт с указанием времени
эксплуатации, причин негодности,
возможности использования этих
предметов в хозяйственных
Тара заносится в описи по видам, целевому назначению и качественному состоянию (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.). На тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.
Проведение инвентаризации осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, а также на основании Инструкции №180. Инвентаризация основных средств, НМА и ТМЦ осуществляется комиссией при обязательном участии материально ответственных лиц. Их инвентаризация заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации.
До начала инвентаризации рекомендуется проверить:
При отсутствии документов
комиссии необходимо обеспечить их получение
или оформление. При обнаружении
расхождений и неточностей в
регистрах бухгалтерского учета
или технической документации должны
быть внесены соответствующие
Сведения о фактическом наличии активов и реальности учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах (Приложение В).
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.
Инвентаризационные описи заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок или подчисток. На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Исправление ошибок, допущенных в инвентаризационных описях, производится во всех экземплярах путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутым правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.
На последней странице инвентаризационной описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировка и подсчет итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.
Описи подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией товарно-материальных ценностей в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятие перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
Если инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится в течение нескольких дней, то помещение, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должно быть опечатано. Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в сейфе либо шкафу в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах, один из которых передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости, а другой остается у материально ответственного лица [20].
В ОАО «Пионер-Агро» по итогам инвентаризации оборотных активов в 2012 г. была составлена Инвентаризационная опись (Приложение Б), в которой отражены данные бухгалтерского учета и фактические данные. Все приведенные результаты подтверждаются подписями материально ответственных лиц и подписью бухгалтера.