Оценка и инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики таких элементов метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, а также закрепление, углубление и расширение теоретических знаний соответствующей тематики, получить практические умения и навыки на примере исследуемой организации, овладение навыками самостоятельной работы, выработка умения формулировать суждения и выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие актуальности выбранной темы.
Для достижения заданных целей были поставлены следующие задачи:
Определить экономическую сущность инвентаризации и оценки активов и обязательств предприятий.
Изучить порядок проведения инвентаризации и документальное ее отражение.
Изучить механизм проведения оценки активов и обязательств и способы их отражения в бухгалтерских документах.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы системы бухгалтерского учета 5
1.1 Метод бухгалтерского учета и его сотавные элементы 5
1.2 Имущество организации – объект бухгалтерского учета. Классификация имущества 9
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников 15
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации 18
2 Методические основы и механизм оценки имущества 21
2.1.Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций ………..21
2.2 Оценка основных средств и нематериальных активов 23
2.3 Оценка производственных запасов 28
2.4 Особенности отражения стоимости отдельных активов в бухгалтерском учете 32
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации 36
3.1 Экономическая сущность инвентаризации и ее виды…………………….36
3.2 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций 40
3.3 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов …44
3.4 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета 51
Заключение 55
Список использованных источников 56

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 197.04 Кб (Скачать)

РЕФЕРАТ 

 

Курсовая работа: 57 с., 11 табл.,2 схемы 25 источников, 2 прил. 

 

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, ПРИКАЗ, ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ КОМИССИЯ,ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ ОПИСЬ, ОЦЕНКА АКТИВОВ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ. 

 

Объект исследования –  инвентаризация и оценка активов.

Предмет исследования –  порядок проведения инвентаризации  и методы оценки активов и обязательств.

Цель работы: изучить порядок  проведения инвентаризации и оценки активов на предприятиях АПК.

Методы исследования: аналитический, сравнительного анализа, группировок, экономико-математические.

Исследования и разработки: изучена подготовка к инвентаризации, документальное отражение её результатов, методы оценки активов и обязательств и их отражение в бухгалтерском  учете, а также на примере конкретной организации ОАО «Пионер-Агро».

Экономическая значимость: Результаты инвентаризации используются при составлении отчетности, а  также при анализе структуры  и размеров активов и пассивов организации, а своевременная и  достоверная оценка основных средств, нематериальных активов и производственных запасов обеспечивают своевременное  и справедливое отражение хозяйственной  деятельности предприятия в соответствующих  регистрах бухгалтерского учета.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а  все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

(подпись студента)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 4

1 Теоретические основы системы бухгалтерского учета 5

1.1 Метод бухгалтерского учета и его сотавные элементы  5

1.2 Имущество организации – объект бухгалтерского учета. Классификация имущества  9

1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников 15

1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации 18

2 Методические основы и механизм оценки имущества 21

2.1.Понятие и методы  оценки активов и обязательств организаций ………..21

2.2 Оценка основных средств и нематериальных активов 23

2.3 Оценка производственных запасов 28

2.4 Особенности отражения стоимости отдельных активов в бухгалтерском учете 32

3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации 36

3.1 Экономическая сущность  инвентаризации и ее виды…………………….36

3.2 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций 40

3.3 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов …44

3.4 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета 51

Заключение 55

Список использованных источников 56

Приложение А Приказ о проведении инвентаризации 58

Приложение Б Инвентаризационная опись………………………………….59

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В деятельности каждой организации, не зависимо от формы собственности, важным аспектом является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. Одной из наиболее распространенных форм контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сверяется фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета. Также не менее важным является своевременная и достоверная оценка активов и обязательств организации. Инвентаризация обеспечивает достоверность данных бухгалтерского учета, оценка - реальность всех статей бухгалтерского баланса и отчетности предприятия. С помощью инвентаризации не только устанавливаются расхождения между данными бухгалтерского учета и фактическим наличием ценностей, но и проверяется деятельность ответственных лиц, определяются размеры недостач и излишков. При инвентаризации выявляются также те изменения в товарных запасах, которые не поддаются документальному оформлению. Это естественная убыль, выбытие товарно-материальных ценностей в результате растрат и хищений. Поэтому своевременное и правильное проведение инвентаризаций на предприятиях предупреждает возникновение недостач и бесхозяйственности, а также играет важную роль в повышении достоверности и точности бухгалтерского учета.

Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей  характеристики таких элементов  метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, а также закрепление, углубление и расширение теоретических  знаний соответствующей тематики, получить практические умения и навыки на примере  исследуемой организации, овладение  навыками самостоятельной работы, выработка  умения формулировать суждения и  выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие  актуальности выбранной темы.

Для достижения заданных целей  были поставлены следующие задачи:

  1. Определить экономическую сущность инвентаризации и оценки активов и обязательств предприятий.
  2. Изучить порядок проведения инвентаризации и документальное ее отражение.
  3. Изучить механизм проведения оценки активов и обязательств и способы их отражения в бухгалтерских документах.

 

 

 

 

1. Теоретические основы системы бухгалтерского учета

    1. Метод бухгалтерского учета и его составные элементы

Бухгалтерский учет, как и любая  другая наука, разрабатывает собственные  способы исследования своего предмета. Совокупность таких способов представляет собой метод бухгалтерского учета. Таким образом метод бухгалтерского учета - совокупность способов и приемов, позволяющих осуществлять контрольные функции, функции анализа и управления хозяйственной деятельностью предприятия. Посредством определенных способов учитывают кругооборот средств организации, познается предмет (то есть объекты) бухгалтерского учета. Метод бухгалтерского учета дает возможность познать явления в изменении и взаимосвязи, а также с учетом их взаимодействия. Он зависит от изучаемого предмета учета, от поставленных задач перед учетом и требований, предъявляемых к нему, а также объектов, подвергаемых контролю. Таким образом, непосредственно содержание метода бухгалтерского учета вытекает из особенностей бухгалтерского учета и его сущности.

Отдельные, конкретные способы являются составными частями метода, его элементами. Основными элементами метода бухгалтерского учета являются: бухгалтерский баланс, бухгалтерские счета, двойная запись операций на счетах, документация, инвентаризация, оценка, калькуляция, бухгалтерская отчетность.

Бухгалтерский баланс представляет систему  показателей, характеризующих финансово-хозяйственную  деятельность организации, состояние  ее средств и источников на определенную дату в единой денежной оценке. Баланс – это способ их обобщения и  группировки. По своему строению баланс представляет собой два ряда чисел, итоги которых равны между собой: актив, где отражаются разновидности имущества, и пассив, где отражаются виды обязательств и капитала организации. Каждый элемент актива и пассива баланса называется статьей баланса. Несколько статей, отражающих однородные объекты, объединяются в группы статей. В бухгалтерском балансе получают отражение остатки по счетам синтетического учета на отчетную дату. Дебетовые остатки по активным и активно-пассивным счетам заносятся в актив, а кредитовые остатки по пассивным и активно-пассивным счетам – в пассив баланса.  Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности, которая характеризует размер имущества и финансовое состояние организации.[2]

Счета бухгалтерского учета предназначены  для группировки и текущего учета  однородных хозяйственных операций, они являются способом вторичной  регистрации средств и операций с ними. Необходимость в счетах объясняется тем, что каждая организация имеет большое количество хозяйственных средств, ежедневно совершает много операций, а сведения, имеющиеся в документах, дают только разрозненную характеристику объектов учета. Для наблюдения и контроля их необходимо группировать по экономически однородным признакам. Счета в бухгалтерском учете позволяют производить группировку и получать обобщенные характеристики объектов учета.

Двойная запись – способ регистрации  хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, она обеспечивает возможность контроля за правильностью отражения хозяйственных операций. Хозяйственные операции отражаются на счетах с помощью двойной записи, которая показывает взаимную связь объектов учета. Благодаря двойной записи каждая хозяйственная операция отражается в одной и той же сумме два раза на разных счетах. Двойная запись позволяет понять внутреннюю связь явлений, экономический смысл, содержание каждой операции. Двойное отражение хозяйственных операций на счетах является необходимостью, обусловленной переходом средств из одного состояния в другое, а также сменой форм стоимости в процессе кругооборота средств.

Документация – письменное свидетельство  о совершенной хозяйственной  операции или праве на ее совершение. Каждая хозяйственная операция оформляется  документами типовых и специализированных форм. Документ служит не только основанием для фиксирования хозяйственной  операции, но способом первичного наблюдения и регистрации их. Документация служит целям контроля, дает возможность  проводить документальные проверки, обеспечивает сохранность имущества.

К основным требованиям, предъявляемым  к документам, можно отнести:  
• наличие обязательных (а где требуется и специфических) реквизитов;  
• своевременность (в момент совершения или сразу после окончания        операции);  
• качественное (аккуратное, полное и правильное) оформление;  
•    сохранность документов в течение установленного срока. 

  •   объективное отражение информации.

Внесение исправлений в кассовые и банковские документы не допускается. В остальные первичные учетные документы исправления могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено их подписями с указанием даты внесения исправлений. [2]

Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия хозяйственных средств организации данным учета. Как элемент метода бухгалтерского учета – это средство наблюдения последующей регистрации явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. С помощью инвентаризации проверяется правильность данных текущего учета материальных и денежных средств, выявляются ошибки, допущенные в учете, принимаются на учет не учтенные хозяйственные объекты, контролируется сохранность хозяйственных средств, которые числятся у материально ответственных лиц. Данные инвентаризации используют для документального оформления неучтенных операций, чтобы установить соответствие учетных данных об имуществе его фактическому состоянию.

Инвентаризация проводится в несколько  этапов:  
1. Составление приказа руководителя на проведение инвентаризации; подготовка бланков инвентаризационных описей в бухгалтерии; подготовка объектов к пересчету в местах хранения и учета. 

2. Обязательный подсчет,  проверка, обмер, взвешивание, технические  расчеты количества объектов  учета. Оформление инвентаризационной  описи.  
3. Составление сличительной ведомости. Сверка данных учета и инвентаризационной описи; расценка инвентаризационных разниц; сопоставление их с нормами естественной убыли. 

  1. Оформление приказа руководителя на взыскание с виновников суммы недостач, урегулирование пересортицы, списание недостачи, принятие к учету излишков. 

Излишки и неучтенные объекты приходуются  и включаются в состав соответствующих  ценностей, относятся на увеличение финансового результата. Недостачи  ценностей, в пределах установленных  норм, по распоряжению руководителя относят  на увеличение издержек производства отчетного периода. 

Убыль сверх норм, потери от порчи  ценностей списывают за счет виновных лиц (удержание из заработка, внесение наличных денежных средств в кассу). В случаях, когда конкретные виновники недостач не установлены или судом отказано в возбуждении дела в виду необоснованности искового заявления организации, то по решению руководителя убыль и порча ценностей списываются на издержки производства. 

Проведение инвентаризации обязательно: 

1) при передаче имущества организации; 

2) перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности; 

3) при смене материально-ответственных  лиц; 

4) при установлении фактов хищения  или злоупотребления, порчи ценностей;  
     5) в случае форс-мажорных обстоятельств; 

6) при ликвидации организации  и др. случаях, предусмотренных  законодательством.[9]

Документация и инвентаризация являются приемами первичного наблюдения за объектами бухгалтерского учета.

Оценка – способ, с помощью которого активы организации получают денежное выражение. Она необходима для получения обобщающих показателей о различных средствах, их источниках, операциях с ними. В основу оценки хозяйственных средств положена фактическая себестоимость. Основные принципы оценки устанавливаются нормативными документами, в их основу положены принципы единства и реальности. Так, основные средства оцениваются по первоначальной и восстановительной стоимости, а в балансе они показываются по остаточной стоимости; нематериальные активы – по первоначальной стоимости, балансовое отражение – остаточная стоимость; сырье и материалы – по фактической себестоимости, готовая продукция – по нормативной или фактической себестоимости и т.д.

Информация о работе Оценка и инвентаризация