Оценка и инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики таких элементов метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, а также закрепление, углубление и расширение теоретических знаний соответствующей тематики, получить практические умения и навыки на примере исследуемой организации, овладение навыками самостоятельной работы, выработка умения формулировать суждения и выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие актуальности выбранной темы.
Для достижения заданных целей были поставлены следующие задачи:
Определить экономическую сущность инвентаризации и оценки активов и обязательств предприятий.
Изучить порядок проведения инвентаризации и документальное ее отражение.
Изучить механизм проведения оценки активов и обязательств и способы их отражения в бухгалтерских документах.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы системы бухгалтерского учета 5
1.1 Метод бухгалтерского учета и его сотавные элементы 5
1.2 Имущество организации – объект бухгалтерского учета. Классификация имущества 9
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников 15
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации 18
2 Методические основы и механизм оценки имущества 21
2.1.Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций ………..21
2.2 Оценка основных средств и нематериальных активов 23
2.3 Оценка производственных запасов 28
2.4 Особенности отражения стоимости отдельных активов в бухгалтерском учете 32
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации 36
3.1 Экономическая сущность инвентаризации и ее виды…………………….36
3.2 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций 40
3.3 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов …44
3.4 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета 51
Заключение 55
Список использованных источников 56

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 197.04 Кб (Скачать)

При коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Инвентаризация имущества  и обязательств коммерческих организаций  является также элементом учетной  политики. Согласно ст. 6 Закона о бухгалтерском  учете и отчетности при формировании учетной политики утверждается порядок  проведения инвентаризации активов  и обязательств организации.

Во многих организациях (особенно в сфере малого бизнеса) инвентаризации либо вообще не проводятся, либо проводятся с нарушением установленных правил. Это приводит к формальному заполнению инвентаризационных описей и актов  по данным регистров бухгалтерского учета (без проведения натуральной (вещественной) проверки).

Сельскохозяйственные организации  обязаны проводить инвентаризации семян, кормов, готовой продукции - не менее двух раз в год (на 1 июля и 1 декабря отчетного года); топлива  и нефтепродуктов - не реже одного раза в месяц; ветеринарных медикаментов, сырья и прочих материальных ценностей - один раз в год, но не ранее 1 октября  отчетного года; драгоценных металлов и драгоценных камней и полученных в результате ликвидации изношенных узлов и агрегатов, техники, приборов, деталей, содержащих драгоценные металлы, - не менее 2 раз в год (на 1 июля и 1 декабря отчетного года). Кроме  установленных сроков руководителям  организаций предоставлено право  самим определять время проведения инвентаризации, указав его в соответствующем приказе на ее проведение [17].

Законодательством предусмотрены  различные формы и методы проведения инвентаризации. Для более наглядного и понятного представления о  видах инвентаризации и соответствующих  каждой из них задачах, ниже приведена  таблица.

Таблица 6: Виды инвентаризаций

 

Критерий проведения инвентаризации

Вид

инвентаризации

Отличительные особенности  инвентаризации

По обязательности проведения

Обязательная

Проводится в обязательном порядке в соответствии с законодательством  Республики Беларусь

Инициативная

Проводится по решению  руководителя

По периодичности

Плановая

Проводится в установленные  порядком проведения инвентаризации сроки

Внеплановая

Проводится по решению  руководителя организации вне утвержденного  плана для обеспечения дополнительного  контроля над сохранностью отдельных  видов имущества, либо необходимость  ее проведения предусмотрена законодательством

По степени охвата

Полная

Инвентаризации подвергаются все объекты активов и обязательств

Частичная

Проверке подлежит один или  несколько видов активов и  обязательств

По методу проведения

Натуральная

Состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении  их количества путем подсчета, взвешивания, обмера и т.п.

Документальная

Состоит в проверке документального  подтверждения наличия объектов


 

Примечание: источник - собственная разработка.

В зависимости от полноты  охвата имущества инвентаризации бывают полные и частичные.

Полная инвентаризация охватывает все имущество и финансовые обязательства предприятия, она является весьма трудоемкой работой и поэтому проводится один раз в год, обычно перед составлением годового отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к концу отчетного года.

Частичная инвентаризация охватывает какой-либо один вид средств

предприятия, например, только денежные средства в кассе или  только материалы на определенном складе. Она должна проводится систематически в течение года, так как обеспечивает сохранность имущества предприятия, дисциплинирует материально ответственных лиц, позволяет своевременно скрыть нарушения, злоупотребления и факты хищения. [13].

При этом различают два  вида проверок: натуральную и документальную.

Натуральная проверка состоит в непосредственном наблюдении объектов и определении их количества путем подсчета, взвешивания, обмера.

Натуральной проверке подвергаются основные средства, материально-производственные запасы, наличные денежные средства и  бланки документов строгой отчетности.

При документальной проверке наличие в организации имущественных прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

В составе документальной проверки проводится бухгалтерская  или книжная проверка, заключающаяся  в сопоставлении записей непосредственно  в регистрах бухгалтерского учета (в частности, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценочных  резервов).

По решению руководителя может проводиться и выборочная инвентаризация, в ходе которой проверяется какая-либо часть имущества. Это могут быть товарно-материальные ценности, относящиеся к одному материально ответственному лицу или находящиеся в одном месте (на складе или в офисе).

Выборочной инвентаризации прежде всего подвергаются дефицитные и дорогостоящие товары и ценности. Указанные проверки и инвентаризации осуществляются по распоряжению руководителя работниками инвентаризационных групп, состоящими в штате предприятия, или специальными комиссиями, в состав которых включаются должностные лица, хорошо знающие товарно-материальные ценности, учет и отчетность.

В зависимости от основания  проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые. Последние проводятся внезапно, сроки их проведения не должны быть известны материально ответственным лицам. Иногда могут проводится по требованиям ревизора, органов народного контроля, финансовых и следственных органов. Плановые инвентаризации проводятся: продовольственных товаров на складах и базах 2 раза в год, расчетов с финансовыми органами по взносам налогов и других платежей раз в квартал, расчетов с разными дебиторами и кредиторами 2 раза в год [10].

Необходимая - проводится при смене материально ответственных лиц, послестихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.

Повторная проводится в случае, когда возникли сомнения не только в

качестве инвентаризации, но и в том, что материально ответственное лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

Контрольно-перепроверочная проводится в период инвентаризации или сразу же после ее окончания. Она охватывает не менее 10% проверенных ценностей.

По частоте или периодичности  проведения различают ежемесячные

(квартальные, полугодовые)  и годовые инвентаризации.

Не реже, чем ежеквартально, проводится инвентаризация наличных денежных средств и других ценностей в  кассе.

Наиболее обширной и трудоемкой инвентаризацией является годовая. При этой инвентаризации проверяется не только наличие материальных ценностей, но и состояние расчетов с дебиторами, обоснованность сумм созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов [22].

Следует также выделить и  рассмотреть текущие и перманентные инвентаризации.

Текущие (постоянные) инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования сырья и материалов в производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных видов продукции их фактическому расходу.

Перманентная (непрерывная) инвентаризация состоит в том, что постоянно действующая инвентаризационная комиссия подвергает проверке в натуре отдельные виды материальных ценностей в то время когда их остаток является минимальным. Такая организация инвентаризации существенно снижает трудоемкость ее проведения и позволяет более оперативно выявлять естественную убыль и потери отдельных видов материальных ценностей. Ведь нередко в практике возникают такие ситуации, когда в натуре материальных ценностей уже нет, а по учету значится их остаток, представляющий собой естественную убыль или недостачу этих ценностей [13].

Таким образом, основными  целями инвентаризации являются:

  1. выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности; а также неучтенных объектов;
  2. определение фактического количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
  3. сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
  4. проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния.
  5. проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.

3.2 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций

Основное требование, предъявляемое  к бухгалтерской отчетности хозяйствующего субъекта - это ее достоверность. Достоверность бухгалтерской отчетности обеспечивается проверкой соответствия учетной оценки имущества организации реальной стоимости этого имущества, т.е. инвентаризацией.

Порядок проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным согласно ст. 12 Закона о бухгалтерском  учете и отчетности.

Процесс инвентаризации можно  разделить на несколько этапов.

Этап первый - подготовительный. Этот этап включает в себя следующие  мероприятия:

  1. Подготовку приказа о проведении инвентаризации;
  2. Формирование инвентаризационной комиссии;
  3. Определение сроков проведения и видов инвентаризируемого имущества;
  4. Получение расписок от материально ответственных лиц.

На втором этапе происходят взвешивание, обмеривание, подсчет, выявление  и проверка фактического наличия  активов и обязательств, а также  составление инвентаризационных описей.

Третий этап - это сопоставление  данных инвентаризационных описей с  данными бухгалтерского учета. На этом этапе выявляются расхождения, составляются сличительные ведомости и определяются причины расхождений.

И, наконец, четвертый (заключительный) этап - оформление результатов инвентаризации. На этом этапе данные бухгалтерского учета приводятся в соответствие с результатами инвентаризации; лица, виновные в неправильном учете имущества, привлекаются к административной ответственности.

Перед началом инвентаризации оформляют приказ руководителя о  проведении инвентаризации. В приказе  о проведении инвентаризации указываются  содержание, объем, порядок и сроки  ее проведения, а также персональный состав инвентаризационной комиссии.

Приказ о проведении инвентаризации может содержать в качестве приложения план проведения инвентаризации, который  определяет сроки окончания инвентаризации, разграничивает обязанности между  членами рабочих комиссий. Кроме  того, организация на этапе подготовки к проведению инвентаризации может  разработать соответствующие внутренние документы. Это могут быть, например:

  1. Правила с подробным описанием действий членов рабочих комиссий при проверке наличия и состояния имущества предприятия;
  2. Порядок урегулирования претензий к работе инвентаризационных комиссий;
  3. Формы первичных документов для оформления результатов инвентаризации [28].

Для проведения инвентаризации в организации создается распоряжение о создании инвентаризационной комиссии. При большом объеме работ для  одновременного проведения инвентаризации активов и обязательств создаются  рабочие инвентаризационные комиссии. При малом объеме работ и наличии  в организации ревизионной комиссии проведение инвентаризаций допускается  возлагать на нее.

В ОАО «Пионер-Агро» для проведения инвентаризации создается приказ о проведении инвентаризации и о создании инвентаризационной комиссии (Приложение А). Инвентаризация проводится на основании Методических рекомендаций № 54 и Инструкции № 180, в присутствии материально ответственных лиц и бухгалтера.

Комиссия готовит и  обеспечивает инвентаризацию, инструктирует  членов рабочих инвентаризационных комиссий, проводит контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в  местах хранения и переработки в  межинвентаризационный период. Также она проверяет правильность выведения результатов инвентаризации, обоснованность предложенных зачетов по пересортице ценностей на базах, складах, в кладовых, цехах, на строительных участках и в других местах их хранения. При необходимости (например, при выявлении серьезных нарушений правил проведения инвентаризации) комиссия проводит (по поручению руководителя предприятия) повторные сплошные инвентаризации и вносит предложения о порядке урегулирования выявленных недостач и потерь от порчи товарно-материальных ценностей.

Персональный состав постоянно  действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем  организации. Документ о составе  комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители  администрации организации, работники  бухгалтерской службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и  т.д.). В нее также могут входить  представители службы внутреннего  аудита организации, независимых аудиторских  организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания  результатов инвентаризации недействительными.

Согласно п. 21 Инструкции по инвентаризации до начала проверки фактического наличия имущества  инвентаризационной комиссии следует  получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы  или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Перед  началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации и составе комиссии, а председателям комиссий - контрольный  пломбир.

Информация о работе Оценка и инвентаризация