Оценка и инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики таких элементов метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, а также закрепление, углубление и расширение теоретических знаний соответствующей тематики, получить практические умения и навыки на примере исследуемой организации, овладение навыками самостоятельной работы, выработка умения формулировать суждения и выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие актуальности выбранной темы.
Для достижения заданных целей были поставлены следующие задачи:
Определить экономическую сущность инвентаризации и оценки активов и обязательств предприятий.
Изучить порядок проведения инвентаризации и документальное ее отражение.
Изучить механизм проведения оценки активов и обязательств и способы их отражения в бухгалтерских документах.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы системы бухгалтерского учета 5
1.1 Метод бухгалтерского учета и его сотавные элементы 5
1.2 Имущество организации – объект бухгалтерского учета. Классификация имущества 9
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников 15
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации 18
2 Методические основы и механизм оценки имущества 21
2.1.Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций ………..21
2.2 Оценка основных средств и нематериальных активов 23
2.3 Оценка производственных запасов 28
2.4 Особенности отражения стоимости отдельных активов в бухгалтерском учете 32
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации 36
3.1 Экономическая сущность инвентаризации и ее виды…………………….36
3.2 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций 40
3.3 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов …44
3.4 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета 51
Заключение 55
Список использованных источников 56

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 197.04 Кб (Скачать)

Бухгалтер обязан представить  комиссии данные бухгалтерского учета, в которых зафиксированы перечень и стоимость активов фирмы. В  регистрах учета должны быть отражены следующие данные:

  1. Дата и наименование той или иной хозяйственной операции;
  2. Ее сумма;
  3. Остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года.

На основании этих документов комиссия определяет стоимость активов  и обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят  в инвентаризационные описи и  акты (графа «По данным бухгалтерского учета»).

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), с указанием  «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным [22].

Материально ответственные  лица дают расписки о том, что к  началу инвентаризации все расходные  и приходные документы на имущество  сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие  на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход (Приложение Б). Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических  остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества  и обязательств, правильность и своевременность  оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества  при инвентаризации определяют путем  обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации  должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия активов в установленные  сроки (обеспечить рабочей силой  для перевешивания и перемещения  грузов, технически исправным весовым  хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия  имущества, рабочая инвентаризационная комиссия обязана опломбировать  подсобные помещения, подвалы и  другие места хранения ценностей, имеющие  отдельные входы и выходы, проверить  исправность всех весов и измерительных  приборов и соблюдение установленных  сроков их клеймения. Весы проверяются  на устойчивость, чувствительность и  точность взвешивания.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского и налогового учета, а также отчетности организации  обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально  подтверждаются наличие, состояние  и стоимость активов и обязательств.

Инвентаризация проводится назначенной руководителем комиссией. Проверка фактического наличия основных средств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. Если проверка фактического наличия основных средств проводится в связи со сменой материально ответственных лиц, то в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее - в их сдаче.

В соответствии с Законом  о бухгалтерском учете и отчетности недостача активов, произошедшая сверх  норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации  покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или  суд отказал во взыскании с  них, убытки от недостачи активов  и (или) их порчи в соответствии с  решением руководителя организации списываются на счет 91 «Прочие доходы и расходы».

Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, могут применяться  лишь в случаях выявления фактических  недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача  сверх норм.

 

3.3 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов

Инвентаризация основных средств проводится в соответствии с нормами гл. 4 Инструкции по инвентаризации  № 180.

В начале инвентаризации основных средств проверяется:

  1. Наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;
  2. Наличие и состояние технических паспортов, другой технической документации;
  3. Наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду (лизинг), пользование и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

Прежде чем приступить к инвентаризации животных, необходимо проверить, имеется ли в наличии  и в каком состоянии находится  книга учета движения животных и  птицы, убедиться в точности записей  в ней.

При обнаружении расхождений  и неточностей в регистрах  бухгалтерского учета и технической  документации вносятся соответствующие  исправления и уточнения.

Инвентаризация проводится назначенной руководителем комиссией. Проверка фактического наличия основных средств проводится при обязательном участии материально ответственных лиц. Если проверка фактического наличия основных средств проводится в связи со сменой материально ответственных лиц, то в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается в их получении, а сдавшее – в их сдаче.

В соответствии с п. 35 Инструкции № 180 при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и оформляет инвентаризационную опись. В описи указываются полное наименование основных средств, их назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные характеристики (показатели).

При инвентаризации зданий, сооружений, земельных участков, водоемов и других объектов недвижимости комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в  собственности организации (хозяйственном  ведении, оперативном управлении), соответствие их фактического размера и комплектации (состава) данным паспортов и другой имеющейся технической документации.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально  с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя (при его наличии), года выпуска, назначения, мощности и т.д. При инвентаризации техники необходимо проверить техническое  состояние каждого инвентарного объекта, условия его хранения, готовность к эксплуатации, сохранность положенного  по техническому паспорту комплекта  инструментов при каждой машине, а  также выявить факты разукомплектования техники и размер причиненного в  связи с этим материального ущерба.

Недостача    основных    средств,   выявленная   в   результате

 инвентаризации, отражается  следующим образом:

Таблица 7: Бухгалтерские записи при недостача ОС

Содержание операции

Дебет

Кредит

На первоначальную стоимость  выбывшего объекта ОС в результате недостачи

01, субсчет «выбытие ОС»

01

Списана сумма амортизации  по выбывшему объекту ОС

02

01, субсчет «выбытие ОС»

На остаточную стоимость  недостающего объекта ОС

94

01, субсчет «выбытие ОС»

Начислен НДС от остаточной стоимости недостающего объекта  ОС

94

68


Примечание Источник : собственная разработка

Если недостача произошла  по вине материально ответственных  лиц, то

производятся записи:

Таблица 8: Бухгалтерские записи при недостаче по вине материально ответственных лиц.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана сумма недостачи  на виновное лицо

73-2

94

Погашена недостача виновным лицом (либо путем внесения денежных  средств в кассу организации,  либо путем удержания суммы недостачи из заработной платы)

50, 70

73-2


Примечание – Источник : собственная разработка

Если  по  недостаче  не установлены виновные лица либо недостача произошла по вине организации, то отражение следующее:

Таблица 9: Бухгалтерские записи при недостаче при отсутствии виновного лица:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списаны суммы недостачи  на прочие расходы        (с учетом НДС)             

91-4

94

Отражено сальдо от прочих доходов и расходов                      

99

91-4


Примечание – Источник : Собственная разработка

В ОАО «Пионер-Агро» в 2012 г. При проведении инвентаризации не были выявлены недостачи по объектам основных средств, поэтому в учете данные проводки не имели места.

Также инвентаризируются  основные средства, не принадлежащие  организации, но находящиеся на ответственном  хранении, в аренде. В соответствии с п. 36 Инструкции № 180 на такие основные средства оформляется отдельная опись согласно приложению 15 к Инструкции № 180. Как уже было отмечено, один экземпляр инвентаризационной описи основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных, высылается собственнику (или его представителю), арендодателю.

Основные средства вносятся в описи по наименованиям в  соответствии с их основным назначением. Если активы подверглись восстановлению, реконструкции, модернизации или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное их назначение, то они вносятся в  опись под наименованием, соответствующим  новому назначению.

Если комиссией установлено, что работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых  помещений, модернизация и др.) или  частичная ликвидация строений и  сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском  учете, необходимо по соответствующим  документам определить сумму увеличения или снижения балансовой стоимости  объекта и привести в описи данные о произведенных изменениях.

При выявлении объектов не принятых на учет, а также объектов, по которым в учетных регистрах  отсутствуют или указаны неправильные данные, характеризующие их, составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются недостающие  объекты, правильные сведения и технические  показатели по ним (по зданиям указываются  их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая и полезная площадь), число этажей без подвалов, полуподвалов и т.д., год постройки и др.; по каналам – их протяженность, глубина и ширина по дну и поверхности, искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия и ширина полотна и т.п.). На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия в описи указывает время ввода в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Оценка выявленных инвентаризацией  неучтенных основных средств должна быть произведена в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливается по действительному  техническому состоянию активов  с оформлением данных об оценке и  износе соответствующими актами.

Основные средства, которые  в момент инвентаризации находятся  вне места нахождения организации (в дальних рейсах (морские и  речные суда, железнодорожный подвижной  состав, автомашины), в капитальном  ремонте (машины и оборудование) и  т.п.), должны быть проинвентаризированы до момента их временного выбытия или после проведения инвентаризации.

При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие документов, подтверждающих права организации на их использование, правильность отнесения объектов к нематериальным активам, исходя из критериев, установленных законодательством, а также правильность и своевременность принятия активов к бухгалтерскому учету. Сведения об инвентаризируемых нематериальных активах вносятся в опись.

При инвентаризации нематериальных активов, полученных во временное пользование, оформляются отдельные описи, которые  составляются отдельно по каждому правообладателю  с указанием срока пользования. Один экземпляр инвентаризационной описи полученных во временное пользование  нематериальных активов высылается правообладателю.

Информация о работе Оценка и инвентаризация