Оценка и инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики таких элементов метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, а также закрепление, углубление и расширение теоретических знаний соответствующей тематики, получить практические умения и навыки на примере исследуемой организации, овладение навыками самостоятельной работы, выработка умения формулировать суждения и выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие актуальности выбранной темы.
Для достижения заданных целей были поставлены следующие задачи:
Определить экономическую сущность инвентаризации и оценки активов и обязательств предприятий.
Изучить порядок проведения инвентаризации и документальное ее отражение.
Изучить механизм проведения оценки активов и обязательств и способы их отражения в бухгалтерских документах.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы системы бухгалтерского учета 5
1.1 Метод бухгалтерского учета и его сотавные элементы 5
1.2 Имущество организации – объект бухгалтерского учета. Классификация имущества 9
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников 15
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации 18
2 Методические основы и механизм оценки имущества 21
2.1.Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций ………..21
2.2 Оценка основных средств и нематериальных активов 23
2.3 Оценка производственных запасов 28
2.4 Особенности отражения стоимости отдельных активов в бухгалтерском учете 32
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации 36
3.1 Экономическая сущность инвентаризации и ее виды…………………….36
3.2 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций 40
3.3 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов …44
3.4 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета 51
Заключение 55
Список использованных источников 56

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 197.04 Кб (Скачать)

Сличительная ведомость составляется для определения результатов инвентаризации. В ней отражают только те ценности, по которым установлены расхождения. Сличительные ведомости могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и вручную.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем  порядке:

а) стоимость выявленных при инвентаризации излишков материальных ценностей подлежит принятию к учету и зачислению на увеличение прочих доходов по текущей деятельности отчетного года с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц. При этом дебетуются счета 10 «Материалы», 43 «Готовая продукция» и другие в корреспонденции с кредитом счета 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности»;

б) недостачи, хищения, порча  или умышленное уничтожение материальных ценностей отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов 10, 40 и др. Недостающую сельскохозяйственную продукцию урожая текущего года списывают по нормативно-прогнозной (плановой) себестоимости, урожая прошлого года и покупные материальные ценности - по фактической себестоимости.

После принятия решения об источнике возмещения недостач и  потерь их списывают с кредита  счета 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей».

Размер ущерба, причиненного в результате хищения, недостачи, порчи  или умышленного уничтожения  товарно-материальных ценностей и  другого имущества, определяется исходя из цен, сложившихся на день вынесения  решения о взыскании, а при  отсутствии таких цен - исходя из цен  на аналогичные товарно-материальные ценности.

Если виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании, убытки от недостач или порчи признаются прочими расходами организации. В этом случае должны быть приложены решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.) [20].

На активы, числящиеся в  бухгалтерском учете за балансом (полученные в пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.), составляются отдельные сличительные ведомости.

Результаты инвентаризации рассматриваются на заседании инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена  необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения  в учете результатов инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия осуществляет следующие действия:

  1. устанавливает, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности;
  2. анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности путем перевода долга и т.п.;
  3. составляет специальную опись для объектов, непригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов;
  4. выявляет причины недостач и излишков.

По фактам образования  излишков или недостач комиссия должна получить подробные объяснения от материально  ответственных лиц.

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором фиксируются выводы, решения и предложения по результатам проведенной проверки состояния складского хозяйства и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

Кроме того, в протоколе  приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием причин порчи и  виновных в этом лиц.

На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и  отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

В соответствии со ст. 12 Закона о бухгалтерском учете и отчетности выявленные в результате инвентаризации излишки имущества должны быть приняты к учету и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов).

Излишки на предприятии - довольно редкое явление в отличие от недостач. Порядок отражения недостач в  бухгалтерском учете определен  ст. 12 Закона о бухгалтерском учете  и отчетности, в соответствии с  которой недостача имущества  и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании  убытков с них, то убытки от недостачи  имущества и его порчи списываются  на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Решение о списании недостачи  на финансовые результаты принимает  руководитель организации.

В соответствии с Инструкцией  по инвентаризации убыль ценностей  в пределах норм, утвержденных в  установленном законодательством  порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения.

Нормы убыли могут применяться  лишь в случаях выявления фактических  недостач. При отсутствии норм убыль  рассматривается как недостача  сверх норм.

Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц  в тех случаях, когда виновные установлены.

В ОАО «Пионер-Агро» при проведении инвентаризации в 2012 г. не было выявлено недостачи и излишков, поэтому сличительная ведомость не была составлена.

Таким образом, результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях, в которых отражаются фактические  данные и данные бухгалтерского учета. Все результаты подтверждаются подписями  материально ответственных лиц  и подписью бухгалтера. Если в организации  в результате проведения инвентаризации возникли расхождения с данными  бухгалтерского учета, то в этом случае по окончании инвентаризации составляется сличительная ведомость с указанием  причины недостачи и заверенная всеми необходимыми подписями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и  ответственный участок работы. Под  действием различных факторов в  бухгалтерском учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Чтобы  выявить влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

Значение и роль инвентаризации и оценки очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое  наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного  имущества. Проверяются условия  сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.

Инвентаризации как элемент  метода бухгалтерского учета тесно  связана с другим элементом  метода бухгалтерского учета – оценкой, потому как своевременная и достоверная  оценка различных видов активов  и обязательств обеспечивают правильную и достоверную систему бухгалтерского учета. При принятии активов и  обязательств на бухгалтерский учет их стоимость определяется в соответствии с Законом «О Бухгалтерском учете  и отчетности», а также иными  нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности.

Для того чтобы провести инвентаризацию на предприятии, приказом руководителя создается постоянно  действующая инвентаризационная комиссия. Инвентаризация проводится в присутствии  материально-ответственного лица. Работа комиссии заключается в определении  фактического наличия имущества. Итоги  отражаются в инвентаризационных описях, которые подписываются председателем  и членами комиссии и передается в бухгалтерию. В случае если фактические  данные не совпали с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем  ценностям, по которым выявлены расхождения.

Стоимость выявленных при  инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей и другого  имущества подлежит оприходования и зачислению на увеличение прибыли отчетного года. Стоимости недостачи, порчи и другой утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства. Недостачи материальных ценностей и другого имущества, а также порча сверхнорм естественной убыли относятся на виновных лиц.

Особенностью инвентаризации основных средств является то, что  их наличие проверяется путем  осмотра всех объектов и наличие  документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности  предприятия. Наличие товарно-материальных ценностей проверяется путем  обязательного их пересчета, перевешивания  или перемеривания.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Анищенко Н.И. Учет бухгалтера - Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете, их налогообложение// Главный Бухгалтер, № 43, 2007
  2. Белый  И.Н., Папковская П.Я., Михалкевич А.П. Теория бухгалтерского учета.- Мн.: ООО “Мисанта”, 1997
  3. Бердникова Т.Б. Оценка и налогообложение имущества предприятий: Учебное пособие. – 2003
  4. Бухгалтерский учет на предприятиях АПК: Учеб. пособие / Под ред. Л.И. Стешица., 2003
  5. Гатальская Ю.В. Документальное оформление результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей // Главный Бухгалтер, № 17, 2006
  6. Голуб Л.К. В помощь - Оценочная деятельность и ее регулирование// Главный Бухгалтер, № 45, 2007
  7. Дубовская А.И. Инвентаризация. Типичные ошибки при проведении и оформлении инвентаризации, 1999
  8. Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42–З) (НРПА РБ от 19.03.2001, № 2/449).
  9. Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утверждённая Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.11.2007 № 180// Информационная база «Консультант Плюс».
  10. Инструкция по бухгалтерскому учету запасов № 133 от 12.11.2010 года
  11. Инструкция по применению журнально-ордерной формы учета в сельскохозяйственных организациях, утвержденная Постановлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь от 31.05.2004 г. № 41// Информационная база «Консультант Плюс».
  12. Интернет ресурс www. Reestr. by – бизнес портал.
  13. Кожарский В.В. Проведение инвентаризации // Бухучет, № 44(45), ноябрь 2009 .
  14. Кокурин Д.И. «Оценка активов предприятия» // Финансы ,№ 3, 2007 г
  15. Ладутько Н.И., Борисевский П.Е., Ладутько Е.Н. Бухгалтерский учет. Учеб.пособие / Под общ.ред. Н.И.Ладутько. – Мн.: Книжный Дом, 2005 г.,  576 с.
  16. Методические рекомендации по оценке объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденных приказом Государственного патентного комитета, Министерства экономики, Министерства финансов и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь соответственно от 17.04.1998 № 20, от 18.05.1998 № 41, от 20.04.1998 № 109 и от 22.04.1998 № 75 (НРПА РБ от 28.09.1999, № 8/1040).
  17. Методические указания по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 363 от 14.08.07г.// Информационная база «Консультант Плюс».
  18. Михалкевич А.П., Папковская П.Я., Маталыцкая С.К. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учебник. Под ред. А.П. Михалкевича. – 4-е изд., с изм. – Мн.: БГЭУ, 2006 г., 688 с.
  19. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З
  20. Недоступ А.В. Результаты инвентаризации и налоги в 2009 году// Бухучет, № 39(40), октябрь 2009 г.
  21. Папковская П. Я.  Курс теории бухгалтерского учета: учебное пособие.  - Мн.: ООО "Информпресс" ,  1999 г., 216с.
  22. Папковская П.Я. Производственный учет в АПК: Теория и практика. – Мн.: ООО «Информпресс», 2001 г., 216 с.
  23. Папковская П.Я. Теория бухгалтерского учета: 7-е издание. – Мн.: Информпресс, 2011- 264 с.
  24. Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 12.12.1997 г. № 349 «Об утверждении специализированных форм первичного учёта для сельскохозяйственных предприятий».// Информационная база «Консультант Плюс».
  25. Стешиц Л.И. Бухгалтерский учет и аудит в АПК: учебник для студентов экон. специальностей с.-х. вузов– Мн.: «ИВЦ Минфина», 2005 г., 537 с.
  26. Стражева Н.С., А.В. Стражев. Бухгалтерский учет: Учеб.-методич. пособие. 11-е изд., перераб. и доп. -Мн.: Книжный дом, 2005 г., 608 с.

25.Чернюк А.А. Учет бухгалтера - Инвентаризация статей баланса и отражение в учете ее результатов // Главный Бухгалтер. Бюджетные организации, № 1, 2009 г.

 

 

 


Информация о работе Оценка и инвентаризация