Оценка и инвентаризация

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:45, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики таких элементов метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, а также закрепление, углубление и расширение теоретических знаний соответствующей тематики, получить практические умения и навыки на примере исследуемой организации, овладение навыками самостоятельной работы, выработка умения формулировать суждения и выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие актуальности выбранной темы.
Для достижения заданных целей были поставлены следующие задачи:
Определить экономическую сущность инвентаризации и оценки активов и обязательств предприятий.
Изучить порядок проведения инвентаризации и документальное ее отражение.
Изучить механизм проведения оценки активов и обязательств и способы их отражения в бухгалтерских документах.

Содержание

Введение 4
1 Теоретические основы системы бухгалтерского учета 5
1.1 Метод бухгалтерского учета и его сотавные элементы 5
1.2 Имущество организации – объект бухгалтерского учета. Классификация имущества 9
1.3 Обзор законодательных, нормативных и литературных источников 15
1.4 Краткая экономическая характеристика организации и раскрытие информации о порядке проведения инвентаризации в учетной политике организации 18
2 Методические основы и механизм оценки имущества 21
2.1.Понятие и методы оценки активов и обязательств организаций ………..21
2.2 Оценка основных средств и нематериальных активов 23
2.3 Оценка производственных запасов 28
2.4 Особенности отражения стоимости отдельных активов в бухгалтерском учете 32
3 Инвентаризация как способ контроля за сохранностью имущества организации 36
3.1 Экономическая сущность инвентаризации и ее виды…………………….36
3.2 Подготовительные работы и порядок проведения инвентаризаций 40
3.3 Инвентаризация основных средств, нематериальных активов и производственных запасов …44
3.4 Документальное оформление результатов инвентаризации и отражение их в регистрах бухгалтерского учета 51
Заключение 55
Список использованных источников 56

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 197.04 Кб (Скачать)

Калькулирование – исчисление себестоимости продукции (работ, услуг) на основании учетной информации. Калькуляция является основой определения цены готовой продукции, составляется на основе оценки всех израсходованных в производстве ресурсов.

Различают фактическую, плановую и  нормативную калькуляцию. Требования, предъявляемые к калькулированию: реальность группировки затрат; точность подсчета затрат на калькулируемый объект; обоснованность выбора метода распределения косвенных расходов. Сложность калькулирования заключается в необходимости разграничения затрат между законченными и незаконченными объектами, в оценке брака, побочной продукции и отходов производства, группировке расходов по местам возникновения и т.п. В качестве объекта калькулирования могут быть представлены группа или одно изделие, комплекс продуктов, часть изделия, вид работ и услуг. 

В калькулировании различаются группировки затрат по:  
• экономическим элементам (материальные, трудовые затраты, амортизация отчисления и налоги, прочие затраты), которые укрупненно отражают величину издержек организации без учета их направления в производственном процессе;  
• статьям калькуляции в себестоимости, которые являются детализацией, отражают назначение и связь затрат с объектами калькулирования.  
Кроме определения расходов по статьям затрат, относящихся к каждому калькулируемому объекту, калькулирование включает в себя и такие трудоемкие работы, как разграничение затрат между готовой продукцией и незавершенным производством, определение затрат на брак в производстве, оценку отходов производства и побочной продукции.

Бухгалтерская отчетность – это  система обобщающих технико-экономических  показателей о финансовом положении  организации за определенный период времени. Бухгалтерский баланс является основной формой отчетности. Однако в состав отчетности входят и другие формы, в которых находят отражение необходимые показатели. Отчетность представляет завершающую стадию учетного процесса за определенный период. Ее данные используются на внутреннем и внешнем уровнях управления хозяйственной деятельностью.

Все элементы метода бухгалтерского учета функционируют в органической связи. Эта связь всех элементов  обеспечивает полное и непрерывное, объективное и системное отражение  его предмета.[12]

 

    1. Имущество организации – объект бухгалтерского учета. Классификация имущества

 

Организация имеет в своем  распоряжении многочисленные и разнообразные  виды активов, которые обеспечивают и составляют основы ее хозяйственно-финансовой деятельности.

Активами организации  является имущество, к которому относятся  также имущественные права организации  и исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Состав и величина его зависит от характера  и объемов производственной программы  организации. Источники получения  этого имущества определяются в  первую очередь формой собственности, а так же длительностью срока  его использования. Хозяйственная  деятельность представляет собой постоянное движение имущества в процессе совершения многочисленных и разнообразных  хозяйственных операций, которые  находят свое отражение в бухгалтерском  учете в составе определенных хозяйственных процессов. Свои особенности объектов учета характерны для промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, транспорта и прочих отраслей.

Объектами бухгалтерского учета  являются:

    • активы(имущество, хозяйственные средства);
    • источники формирования имущества (пассивы – обязательства и капитал организации);
    • хозяйственные процессы.

Рассмотрим классификацию имущества по составу и функциональной роли (характеру использования). В соответствии с принципом классификации по функциональному составу активы подразделяются на: 

    • внеоборотные активы;
    • оборотные активы;
    • отвлеченные активы.

Внеоборотные активы включают в себя: основные средства; доходные вложения в материальные ценности; нематериальные активы; оборудование к установке; вложения во внеоборотные активы.[23]

Основные средства — это средства труда. Они создают необходимые условия для нормального производственного процесса организации. Главной особенностью основных средств является то, что они многократно и длительное время функционируют в процессе производства (более года), изнашиваются постепенно, что и позволяет организации включать их стоимость в себестоимость услуг частями, путем начисления амортизации по установленным нормам.

К основным средствам относятся  здания, сооружения, передаточные устройства, силовые и рабочие машины, оборудование, транспортные средства, вычислительная техника, инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и другое имущество, служащее более года.

Лимит стоимости имущества, относящегося к основным средствам, свыше 30 базовых  величин за единицу (кроме ковров и ковровых изделий, лимит по которым  устанавливается в пределах 10 базовых  величин) и срок службы свыше 12 месяцев.

Доходные вложения в материальные ценности – это материальные ценности, сдаваемые в аренду, приобретаемые для передачи в лизинг, а также предметы проката.

Нематериальные активы — это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической основы, но обладающие стоимостной оценкой и приносящие доход организации.

К ним относятся права (исключительные и неисключительные на использование  объектов интеллектуальной собственности).

Например, в организациях культуры используются имущественные права на произведения литературы и искусства, на объекты интеллектуальной собственности, вытекающие из лицензионных и авторских договоров:

- права на литературные, драматические  и музыкально-драматические произведения;

- произведения хореографии и  пантомимы, музыкальные произведения;

-аудиовизуальные произведения, диафильмы и другие кино- и телепроизведения;

- произведения скульптуры, живописи, графики, литографии и другие  произведения изобразительного  искусства;

- произведения прикладного искусства.

К нематериальным активам относятся  также лицензии.

Нематериальные активы переносят  свою стоимость на создаваемый продукт  не сразу, а постепенно, частями, по мере начисления амортизации.

Оборудование к установке – это технологическое, энергетическое и производственное оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки в строящихся (реконструируемых) объектах.

Оборудование к установке  - это оборудование, требующее монтажа и вводимое в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или несущим опорам. Вложения во внеоборотные активы – это затраты по созданию объектов длительного пользования путем нового строительства, реконструкции и расширения действующих объектов.

Фактические затраты организации, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств, нематериальных активов и других соответствующих активов учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Оборотные активы завершают свой оборот в течение одного производственного цикла и возмещаются за счёт выручки от реализации произведенных организацией услуг.

К ним относятся:

  • запасы и затраты;
  • дебиторская задолженность;
  • денежные средства и прочие активы.

В свою очередь запасы делятся на запасы в сфере производства и  запасы в сфере обращения. К запасам в сфере производства относятся различные материалы: сырье, запасные части, строительные материалы, топливо, комплектующие изделия, тара, семена, корма, удобрения, медикаменты и др. К материалам относятся также инвентарь и хозяйственные принадлежности, которые представляют собой имущество (предметы труда), служащие менее года независимо от стоимости; предметы стоимостью менее 30 базовых величин включительно за единицу (комплект) независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, а также рабочего и продуктивного скота, которые относятся к основным средствам независимо от их стоимости. К такому имуществу относятся также орудия лова, бензомоторные пилы, специальные инструменты, специальная одежда и обувь; к запасам в сфере обращения – готовая продукция собственного производства, товары, товары отгруженные покупателям.

Животные на выращивании и откорме  составляют особую группу текущих активов, являясь оборотными средствами процесса воспроизводства.

Затраты, связанные с хозяйственной  деятельностью, можно разделить  на затраты в сфере производства и затраты в сфере обращения.

К затратам в сфере производства относятся незавершенное производство и затраты будущих периодов. Незавершенное  производство представляет собой расход материально-денежных ценностей под  выпуск (под урожай) готовой продукции. Затратами в сфере обращения  являются расходы по реализации продукции, товаров (издержки обращения).

Вторая группа оборотных активов подразделяется на следующие подгруппы:

  • денежные средства;
  • финансовые вложения;
  • расчеты с дебиторами.

Дебиторская задолженность — это средства данной организации, временно находящихся у других организации или физических лиц и подлежащие возврату по истечении определенного периода. Дебиторы- должники организации. Дебиторская задолженность содержит:

- задолженность заказчиков за  полученные (купленные) у данной  организации услуги;

- задолженность подотчетных лиц  за выданные им под отчет  денежные суммы на командировочные  или хозяйственные расходы;

- прочая дебиторская задолженность.

Расчеты с учредителями – это задолженность учредителей (участников) организации по вкладам в уставный фонд.

 Денежные средства — это оборотные средства в сфере обращения, обслуживающие процесс реализации: денежные средства в официальной денежной единице Республики Беларусь и иностранных валютах, находящихся: в кассе организации; на расчетных, валютных и других счетах, открытых в кредитных       организациях на территории Республики Беларусь и за ее пределами; ценные бумаги; платежные и денежные документы.

Финансовые вложения – это инвестиции организации: в ценные бумаги (акции, облигации); в уставные фонды других организаций; предоставленные займы другим организациям.

Убытки являются результатом неэффективного хозяйствования и представляют собой уменьшение активов (имущества, хозяйственных средств), участвующих в текущей деятельности.

Для более наглядного отражения  изложенной выше классификации представим ее в виде схемы.

Схема 1. Классификация активов  по их функциональной роли в хозяйственной  деятельности.

 

Примечание: Источник [23]

Источниками формирования активов (имущества, хозяйственных средств) являются пассивы, которые включают капитал организации и обязательства. Обязательства – задолженность организации в результате хозяйственных операций. В зависимости от формы права собственности на имущество источники его формирования подразделяются на две группы:

    • собственные источники (капитал и резервы);

    • заемные (привлеченные) источники (обязательства).

К собственным источникам формирования имущества относятся: уставный фонд (капитал), резервные фонды, добавочный фонд, нераспределенная прибыль, целевое финансирование.

Собственные источники – это  чистая стоимость имущества, определяемая как разница между стоимостью активов организации и его  обязательствами.

Уставный фонд представляет собой  совокупность вкладов денежном выражении собственников в имущество организации для осуществления хозяйственной деятельности. Изменение этой совокупности допускается только после внесения соответствующих данных в реестр государственной регистрации.

Резервные фонды включают резервные  фонды, образованные в соответствии с законодательством, и резервные  фонды, образованные в соответствии с учредительными документами.

К добавочному фонду относятся  создаваемые за счет прибыли организации  фонды накопления для вложении во внеоборотные активы. В составе добавочных фондов находятся фонды переоценки основных средств и товарно-материальных ресурсов, образуемых в соответствии с законодательством, а так же образованный согласно законодательным актам эмиссионный доход.

Информация о работе Оценка и инвентаризация