Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:09, дипломная работа

Описание работы

Актуальность темы дипломной работы заключается в том, что в условиях рыночной экономики риск является важной экономической категорией. Особое значение проблема риска приобретает в деятельности хозяйствующего субъекта. Деятельность предпринимателя, осуществляемая под свою ответственность, направлена на получение прибыли. Находясь в условиях неопределенности, предприниматель должен искать способы, которые приведут его к успеху. Многообразие форм проявления риска, частота и тяжесть последствий его проявления, невозможность абсолютного устранения его вероятности вызывают необходимость организации страховой защиты. Наибольшую прибыль приносят, как правило, рыночные операци

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы управления предпринимательскими рисками 3
1.1. Понятие и виды предпринимательских рисков 6
1.2. Коммерческие (рыночные) и финансовые риски предпринимательской деятельности 13
1.3. Методы управления рисками 19
2. Анализ рисков ООО «Славия» 31
2.1. Общая характеристика предприятия и его деятельности 31
2.2. Анализ рыночных рисков ООО «Славия» 37
2.3. Анализ финансовых рисков ООО «Славия» 45
3. Управление рисками ООО «Славия» 59
3.1. Совершенствование системы работы с поставщиками и покупателями для снижения рыночных рисков 59
3.2. Совершенствование структуры управления и мотивации персонала 62
3.3. Улучшение структуры активов и пасивов для снижения финансовых рисков 67
Заключение 78
Список литературы 82
Приложения 86

Работа содержит 1 файл

диплом.doc

— 1.21 Мб (Скачать)

      В более широком  плане предприятие может даже выступить с инициативой создания региональной системы страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы перестрахования и др.

      Вместе с  тем стоит отметить, что такие  популярные механизмы уклонения  от риска, как страхование, неприменимы  во многих ситуациях, с которыми сталкиваются производственные предприятия. Это, прежде всего, характерно для предприятий, осваивающих новые виды продукции или новые технологии, так как для таких случаев страховые компании еще не располагают статистическими данными, необходимыми для проведения актуарных расчетов, и потому не страхуют эти виды рисков. Поэтому выбор действий для снижения риска следует начинать с выяснения, является ли данный фактор риска предметом страхования или нет. При нестрахуемом риске следует обратиться к рассмотрению других методов нейтрализации риска.

      Метод «поиска  гаранта» используется как мелкими, так и крупными предприятиями. Только функции гаранта для них выполняют  разные субъекты: первые «просятся  под крыло» к крупным компаниям (например, банкам, страховым обществам, ассоциациям, фондам и т.п.), вторые – к органам государственного управления. При этом следует оценить, чем придется оплатить приобретаемую защищенность от рискованных ситуаций. Желаемого гаранта можно заинтересовать уникальными услугами, политической поддержкой, безотказной благотворительностью и т.п. И очень  важно сопоставить плату и приобретаемые выгоды. А это требует структуризации и конкретного анализа ситуации, разработки, оценки и сопоставления вариантов обретения надежности функционирования предприятия.

     Методы локализации риска используют в тех случаях, когда удается достаточно четко и конкретно вычленить и идентифицировать источники риска. Выделив экономически наиболее опасный этап или участок деятельности, можно сделать его контролируемым и таким образом снизить уровень финального риска предприятия. Подобные методы давно применяют многие крупные производственные компании, например, при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения. Как правило, это такие виды продукции, для освоения которых требуются интенсивные и дорогостоящие НИОКР либо использование новейших научных достижений, еще не апробированных промышленностью. Для реализации таких высокорискованных проектов создают дочерние, так называемые венчурные (рискованные) предприятия. Наиболее рискованная часть проекта при этом локализуется в пределах вновь созданной и сравнительно небольшой автономной фирмы; в то же время сохраняются условия для эффективного подключения научного и технического потенциала «материнской» компании.

     В менее сложных случаях можно  вместо самостоятельного юридического лица образовать в структуре предприятия  специальное подразделение, например, с выделенным учетом по балансу.

     Методы  диссипации (распределения) риска представляют собой более гибкие инструменты управления. Один из основных методов диссипации заключается в распределении общего риска путем объединения (с разной степенью интеграции) с другими участниками, заинтересованными в успехе общего дела. Предприятие имеет возможность уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и даже физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны. Интеграция может быть либо вертикальной (или диагональной) – объединение нескольких предприятий одного подчинения или одной отрасли для проведения согласованной ценовой политики, для разделения зон хозяйствования, для совместных действий против «пиратства» и т.п., либо горизонтальной – по последовательности технологических переделов, операций снабжения и сбыта. При этом достигается дополнительный эффект, состоящий в том, что на «входах» и «выходах» предприятия создаются зоны предсказуемого товарного рынка, надежного долговременного спроса и таких же поставок изделий, необходимых для производства продукции.

     В некоторых случаях бывает возможным  распределение общего риска по времени или по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения.

     К этой же группе методов управления риском относятся различные варианты диверсификации:16

  • диверсификация деятельности, понимаемая как увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные социальные группы потребителей, на предприятия разных регионов и т.п. – достаточно хорошо изученный в теории способ снижения риска, обретения экономической устойчивости и самостоятельности;
  • диверсификация рынка сбыта, т.е. работа одновременно на нескольких товарных рынках, когда неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других; распределение поставок между многими потребителями, при этом желательно стремиться к равномерному распределению долей каждого контрагента в общем объеме выпуска, чтобы отказ нескольких из них не сорвал производственно-сбытовую программу в целом;
  • диверсификация закупок сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от его «окружения», от ненадежности отдельных поставщиков сырья, материалов и комплектующих; при нарушении контрагентом графика поставок по самым разным, в том числе и по объективным, причинам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства и т.п.) предприятие сможет безболезненно переключиться на работу с другим поставщиком того же или аналогичного субпродукта.

     Естественно, такие методы смягчения последствий риска усложняют работу отделов материально-технического снабжения и сбыта и, скорее всего, вызовут их явное или скрытое сопротивление. Именно поэтому руководство предприятия, используя методы диссипации риска в целях поддержания своей экономической устойчивости, должно систематически контролировать такие показатели, как количество партнеров и доля каждого из них в общем объеме закупок и поставок данного предприятия, стимулируя постоянное расширение круга партнеров и равномерность распределения объемов материальных потоков между ними и предприятием.

     При формировании инвестиционного портфеля предприятия в соответствии с  методами диссипации риска рекомендуется  отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта, который, поглотив практически все резервы предприятия, не оставит возможностей для маневра. Такой метод управления риском можно назвать диверсификацией инвестиций.

     Если  же предприятие все-таки вынуждено  вести работы по реализации одного крупного и долгосрочного проекта  совместно с одним-двумя партнерами, то для уменьшения опасности неудачи  желательно распределить и рассредоточить риск, о чем уже говорилось выше. В этом случае необходимо проследить за тем, чтобы при разделении работ проводилось четкое разграничение (например, в многостороннем договоре) сфер действий и ответственности каждого участника, были детально описаны и согласованы условия перехода работ и ответственности от одного участника к другому. Непременным требованием должно быть отсутствие этапов операций или работ с размытой либо неоднозначной ответственностью.

     Наконец, следует юридически четко закрепить  ответственность по выполнению отдельных частей проекта за определенными исполнителями. В некотором смысле этот метод является естественным развитием метода «локализации риска». Таким же образом целесообразно распределять и фиксировать риск по времени выполнения долгосрочного проекта или хозяйственного мероприятия. Это заметно улучшает наблюдаемость и контролируемость процесса реализации стратегии или проекта и позволяет при необходимости по ходу работ сравнительно легко корректировать свои воздействия, управляя финальным уровнем риска.

     Аналогичные диверсификационные приемы снижения риска возможны и применительно к другим направлениям деятельности или элементам стратегии предприятия.

     Методы  компенсации риска – еще одно направление борьбы с различными угрожающими ситуациями, связанное с созданием механизмов предупреждения опасности. По виду воздействия эти методы относят к упреждающим методам управления.

     Эти методы, как правило, более трудоемки, требуют обширной предварительной  аналитической работы, от полноты  и тщательности которой зависит  эффективность их применения.

     К наиболее эффективным методам этого  типа относится использование в  деятельности предприятия стратегического  планирования.

     Как средство компенсации риска стратегическое планирование дает эффект в том случае, если процесс разработки стратегии пронизывает буквально все сферы деятельности предприятия. Полномасштабные работы по стратегическому планированию, которым обычно предшествует изучение потенциала предприятия, могут снять большую часть неопределенности, позволяют предугадать появление узких мест в производственном цикле, предупредить ослабление позиций предприятия в своем секторе рынка, заранее идентифицировать специфический профиль факторов риска данного предприятия, а, следовательно, заблаговременно разработать комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов. 

     Разновидностью  этого метода можно считать прогнозирование  внешней экономической обстановки. Суть этого метода заключается в  периодической разработке сценариев  развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования для данного предприятия, в прогнозировании поведения возможных партнеров или действий конкурентов, изменений в секторах и сегментах рынка, на которых предприятие выступает продавцом или покупателем и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.

     Разумеется, эти прогнозы немыслимы без отслеживания текущей информации о соответствующих  процессах, т.е. предприятию необходим  мониторинг социально-экономической  и нормативно-правовой среды.

     Существенным  подспорьем здесь может стать  информатизация предприятия – приобретение актуализируемых компьютерных систем правовой и нормативно-справочной информации, подключение к сетям коммерческой информации, например, с помощью сети Интернет, проведение собственных прогнозно-аналитических исследований, заказ соответствующих услуг консультационных фирм и отдельных консультантов и т.п.

     Полученные  в результате данные позволяют уловить  новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно  подготовиться к нормативным  новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, «на ходу» скорректировать тактические и стратегические планы.

     Метод создания системы резервов очень близок к страхованию, но сосредоточенному в пределах самого предприятия. В этом случае на предприятии создаются страховые запасы сырья, материалов и комплектующих, резервные фонды денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, устанавливаются как бы впрок новые контакты и связи.

     В настоящее время обнаруживается явное предрасположение к созданию финансовых резервов, которые могут  выступать в форме накопления собственных денежных страховых  фондов, подготовки «горячих» кредитных  линий на случай непредвиденных затрат, использования залогов и т.п. Для предприятия актуальными становятся выработка финансовой стратегии, политики управления своими активами и пассивами, организация их оптимальной структуры и обеспечение достаточной ликвидности вложенных средств.

     В планах развертывания резервов должно быть задействовано и использование резервов внутренней среды предприятия, возможностей его самосовершенствования – от обучения и тренинга персонала в соответствии с его склонностью к риску до выработки специфической корпоративной культуры. Руководители предприятия должны выяснить собственный психологический тип и, если он не соответствует требованиям работы в условиях неопределенности и риска, постараться изменить его. Для этого имеются апробированные методики и подходы, есть и фирмы, специализирующиеся на решении такого рода задач. Если руководитель меняет отношение к риску, то уже одно это может стать фактором высвобождения внутренних ресурсов руководящего (не только) персонала, повышающим успешность работы предприятия.

     Предприятие, решившее реализовать в качестве средств борьбы с риском метод активного целенаправленного маркетинга, должно «агрессивно» формировать спрос на свою продукцию. Для этого используются различные маркетинговые методы и приемы:17

  • сегментация рынка, оценка его емкости;
  • организация рекламной кампании, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом;
  • анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.п.

Информация о работе Оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятия