Методика аудиторской проверки и ее завершение

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:47, курсовая работа

Описание работы

Цель аудита – выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Понятие аудита значительно шире таких понятий как ревизия и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и, а это не менее важно, разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Содержание

Введение……………………………………..……………………….……….. 3
Глава 1. Сущность и значение аудита ………………..…….……………..….……...
1.1. Роль и значение аудита в хозяйственной деятельности
предприятия ……………………………..………….…………………….
1.2. Регламентация аудиторской деятельности в РФ ………………………..
1.3. Цели и задачи аудита денежных средств …..………….. ………
Глава 2. Планирование аудита …….………………………………………………...
2.1. Изучение и оценка системы бухгалтерского учета и системы внутреннего контроля движения денежных средств в кассе………………………………………………….…………………...
2.2. Расчет уровня существенности и аудиторского риска ……………...…
2.3. Программа аудита …………………………………….………………….
Глава 3. Методика аудиторской проверки и ее завершение ……………………....
3.1. Источники и методы получения аудиторских доказательств …………
3.2. Проведение процедур средств контроля, процедур по существу и их документирование .……………………………………………………..
3.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита ………………..………..
Заключение …………………………………………………………….…….
Список использованной литературы …………

Работа содержит 1 файл

Аудит денежных средств29.09.2011.doc

— 331.50 Кб (Скачать)

      Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об  аудиторской деятельности» , давший дополнительный импульс развитию рынка  аудиторских услуг был принят после длительных дискуссий, парламентских  слушаний и поиска компромиссов между центральными органами управления. Действовавшие до этого Временные правила, в свое время сыграв важную роль, перестали отражать фактически сложившиеся условия на этом рынке, а по многим позициям не соответствовали действующему законодательству. Выявилось отставание по ряду моментов от международного опыта и от современных потребностей национальной экономики. Проект этого закона был подготовлен рабочей группой, в состав которой вошли представители федеральных органов исполнительной власти, научной общественности, а также представителей профессиональных аудиторских объединений и их региональных структур, частнопрактикующих аудиторов.

      Согласно  данному закону законодательное  регулирование аудиторской деятельности в РФ осуществляется следующим образом:

    • Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом и принятыми с соответствии с ним иными федеральными законами, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности. Нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах должны соответствовать данному Федеральному закону.
    • Отношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности, могут регулироваться также указами Президента РФ, которые не должны противоречить данному Федеральному закону иным федеральным законам.
    • На основании и для исполнения настоящего Федерального закона и иных федеральных законов, указов Президента РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы законодательства РФ об аудиторской деятельности.
    • В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ  настоящему Федеральному закону или иному федеральному закону применяется настоящий Федеральный закон или соответствующий федеральный закон.

      Кроме того, данный Федеральный закон регламентирует  и многое другое в сфере аудиторской деятельности.

      Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляет теперь специальный орган  – Уполномоченный Федеральный Орган  Государственного Регулирования аудиторской деятельности. Он осуществляет регулирование порядка выдачи и аннулирования квалификационных аттестатов и лицензий, контроль и надзор за соблюдением аудиторскими организациями законодательства об аудиторской деятельности и др. Одновременно прекращено  функционирование комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ, а также двух комиссий – при Минфине РФ и ЦБ РФ. Создан Совет по аудиторской деятельности с контрольным пакетом голосов за практикующими аудиторами, которые таким образом могут активно участвовать в подготовке и принятии ключевых решений.

      Крайне  важным для аудиторской профессии  является введение института аккредитованных  профессиональных организаций, которые  играют существенную роль в повышении  участия аудиторов в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного проведения контроля за качеством аудиторских услуг. Под аккредитацией в данном случае понимается оценка соответствующими государственными органами количественного и качественного состава объединения и соответствия определенным критериям.

      Законом введено страхование гражданской  ответственности аудиторских организаций  и частнопрактикующих аудиторов.

      По-прежнему актуальной остается проблема повышения  качества аудита. Не стоит представлять контроль за качеством работы аудиторских организаций со стороны регулирующих органов как ограничение свободы предпринимательской деятельности и самостоятельности аудиторов. Отсутствие контроля приводит в конце концов к вседозволенности и нарушению самих основ аудита недобросовестными представителями этой профессии. В Законе предусмотрено, что аудиторские организации должны создавать и поддерживать внутреннюю систему контроля качества проводимых ими проверок. Требования, предъявляемые к такой системе, регламентируются общероссийскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

      В целом, Закон внес много нового, но процесс совершенствования аудиторского законодательства теоретически бесконечен, как бесконечен процесс развития финансово-экономических отношений  в обществе. Однако, думается явные упущения  недоработки федерального закона, не требующие сложных по времени разработок и дополнительных финансовых средств, но имеющие серьезные последствия, могут и должны быть приведены в соответствие в ближайшее время. Данному закону еще далеко до норм мирового законодательства, но положительным является уже сам факт принятия федерального закона и правовая легализация аудита, аудиторских правил (стандартов) и аудиторской деятельности в России.

      Разработка  правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляется еще с 1995 года. Первоначально разработка этих правил осуществлялась исходя из принципов необходимого нормативного и методического обеспечения наиболее значимых участков работы аудиторских организаций. На следующем этапе разработка велась с программой действий на 1998 – 1999 г.г. по проведению аудита финансовой и бухгалтерской отчетности. Наличие данной программы позволило осуществить системный подход к разработке стандартов и к методологическому обеспечению аудита в России. В настоящее время работа по данной программе завершена.

       Правила (стандарты) аудиторской деятельности – это единые требования к порядку  осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита и сопутствующих ему услуг, а  также  к порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

       Правила (стандарты) аудиторской (далее ПСАД)  деятельности подразделяются на:

    • федеральные ПСАД
    • внутренние ПСАД, действующие в профессиональных аудиторских объединениях, а также правила (стандарты) аудиторской деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

    Федеральные ПСАД являются обязательными для  аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении  которых указано, что они имеют  рекомендательный характер. Они утверждаются Правительством РФ.

       Профессиональные  аудиторские объединения вправе, если это предусмотрено их уставами, устанавливать для своих членов внутренние ПСАД, которые не могут  противоречить федеральным ПСАД. При этом требования внутренних ПСАД не могут быть ниже федеральных ПСАД.

       Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные  ПСАД, которые не могут противоречить  федеральным ПСАД. При этом требования ПСАД аудиторских организаций и  индивидуальных аудиторов не могут быть ниже требований федеральных ПСАД и внутренних ПСАД профессионального аудиторского объединения, членами которого они являются.

       Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы в соответствии с требованиями законодательных  и иных нормативных актов РФ и федеральных ПСАД вправе самостоятельно выбирать приемы и методы своей работы, за исключением, планирования и документирования аудита, составления рабочей документации аудитора, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными ПСАД.

       Постановлением  Правительства РФ от 23 сентября 2002года № 696 «Об утверждении федеральных  правил (стандартов) аудиторской деятельности»  введены шесть ключевых правил (стандартов):

       № 1. Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской)      

         отчетности.

       № 2. Документирование аудита.

       № 3. Планирование аудита.

       № 4. Существенность в аудите.

       № 5. Аудиторские доказательства.

       № 6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности. 

1.3. Цели и задачи  аудита денежных средств в кассе

       Целью аудита является выражение мнения о  достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудиру6емых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ. Аудитор  выражает мнение о достоверности  отчетности  во всех существенных отношениях. Несмотря на то, что мнение аудитора может способствовать росту доверия к финансовой (бухгалтерской) отчетности, пользователь не должен принимать данное мнение ни как выражение уверенности в непрерывности деятельности аудируемого лица, ни как подтверждение эффективности ведения дел руководством данного лица. Аудитор не дает оценку соблюдения интересов собственников (акционеров, участников) и эффективности отдельных операций аудируемого лица. 

       Для достижения основной цели аудита решается целый комплекс задач:

    • подтверждение достоверности отчетов или констатация их недостоверности;
    • контроль за соблюдением  законодательства и нормативных документов, регулирующих правила ведения учета и составления отчетности, методологии оценки активов, обязательств и собственного капитала;
    • проверка полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности предприятия за проверяемый период;
    • выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных средств.

       Кроме того,  основная цель аудита может  дополняться обусловленными договором  с клиентом дополнительными задачами выявления резервов лучшего использования  финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения предприятия, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.

       Одной из задач аудитора является оценка эффективности системы учета и надежности системы внутреннего контроля; оценка квалификации бухгалтеров, качества обработки первичных документов в бухгалтерском учете.

     Главной задачей аудиторских организаций, аудиторов является качественное проведение аудиторских проверок. Однако задачей  аудитора является не только качественная проверка, но и оказание помощи предпринимателям путем рекомендаций по устранению выявленных в процессе проверки недостатков, нарушений.

       Целью аудиторской проверки кассовых операций является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций движению наличных денежных средств в кассе действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам для формирования мнения о достоверности бухгалтерской отчетности во всех существенных аспектах.

       Задачами  аудита денежных средств в кассе  являются:

    1. проверка правильности, полноты и своевременности оприходования и списания  в расход денежных средств в кассе;
    2. проверка полноты и правильности отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности с учетом требований действующего законодательства, в том числе:
      • проверка соблюдения остатка наличных денежных средств в кассе;
      • проверка соблюдения предельного размера расчетов наличными денежными средствами с юридическими лицами  и т.д.;
    3. проверка качества инвентаризации денежных средств в кассе перед составлением годового отчета;
    4. оценка состояния синтетического и аналитического учета денежных средств в кассе;
    5. установление наличия контроля за сохранностью денежных средств в кассе;

      Вопрос  установления целей и задач аудита на этапе планирования чрезвычайно  важен, так как позволяет быстро и точно установить необходимые  процедуры проверки, сократив трудовые затраты для аудиторской фирмы  и материальные – для клиента. 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Планирование аудита.

   2.1 Изучение и оценка  систем бухгалтерского  учета и внутреннего  контроля.

       Для того, чтобы качественно провести аудиторскую проверку клиента, аудитору необходимо изучить деятельность этой организации и понять, каким образом  хозяйственные операции отражаются в бухгалтерских регистрах. Аудитор должен получить адекватное представление о порядке ведения бухгалтерского учета с тем чтобы, оценить возможные риски, составить план проведения аудита.

Информация о работе Методика аудиторской проверки и ее завершение