Маржинальный анализ и его применение в финансовой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью практической части курсовой работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мосводоканал» и разработка мероприятий по улучшению положения данной организации.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты маржинального анализа и его значение в современных рыночных условиях;
- рассмотреть методики маржинального анализа прибыли и показателей рентабельности на примере ООО «Мосводоканал»;

Содержание

Введение
Глава 1. Маржинальный анализ
1.1 Понятие и значение маржинального анализа
1.2 Методики маржинального анализа прибыли и показателей рентабельности
1.3 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности
Глава 2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мосводоканал» в 2009
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая КЭХД.docx

— 270.65 Кб (Скачать)

Негосударственное образовательное  учреждение

Московский  институт банковского  дела 
 

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» 
 
 
 
 
 
 

курсовая  работа 

по Комплексному экономическому хозяйственному делу

Тема: «Маржинальный анализ и его применение в финансовой деятельности предприятия» 
 
 
 
 

      Студентка 

      группа            

      Руководитель      
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва 2011 г.

 

     

Содержание 

Введение 

Глава 1. Маржинальный анализ 

1.1 Понятие и значение маржинального анализа 

1.2 Методики маржинального анализа прибыли и показателей рентабельности 

1.3 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности 

Глава 2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мосводоканал» в 2009 

Заключение 

Список используемой литературы 

Приложения  

 

     

Введение 

     Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе играет маржинальный анализ. Его методика базируется на изучении соотношения между тремя  группами экономических показателей  – издержками, объемом производства продукции и прибылью – и прогнозировании  величины каждого из этих показателей  при заданном значении других.

     Актуальность  выбранной темы заключается в  следующем. Маржинальный анализ позволяет  обосновать наиболее оптимальный вариант  управленческих решений, касающихся изменения  производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов  оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей  и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли, что, в свою очередь, является целью деятельности каждого предприятия.

     Цель  теоретической части курсовой работы заключается  в изучении методики маржинального анализа и применении ее в качестве современного способа  анализа деятельности предприятия.

     Целью практической части курсовой работы является анализ финансово-хозяйственной  деятельности ООО «Мосводоканал» и разработка мероприятий по улучшению положения данной организации.

     Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

     - изучить теоретические аспекты  маржинального анализа и его  значение в современных рыночных  условиях;

     - рассмотреть методики маржинального  анализа прибыли и показателей  рентабельности на примере ООО «Мосводоканал»;

     - определить безубыточный объем  продаж и зону безопасности  для данного предприятия;

     - провести оценку производственно-хозяйственной  деятельности ООО «Мосводоканал»;

     - разработать мероприятия по улучшению  финансового положения данного  предприятия и представить прогнозные  расчеты его развития на ближайший  год.

     Объектом  исследования является ООО «Мосводоканал» г. Москва. Предмет исследования – результаты деятельности данного предприятия в 2009-2010гг.

     Методы, применяемые в данной курсовой работе: вертикальный и горизонтальный анализ, метод сравнения, приведения показателей  в сопоставимый вид, факторный анализ, маржинальный анализ, метод финансовых коэффициентов, графический метод. 

 

      Глава 1. Маржинальный анализ 

     1.1 Понятие и значение маржинального анализа 

     Маржинальный  анализ называют также операционным анализом или анализом CVP (cost-volume-profit), так как он базируется на изучении соотношения трех показателей:

     - издержек;

     - объема производства (реализации) продукции;

     - прибыли.

     Данный  метод управленческих расчетов также  называют анализом безубыточности или  содействием доходу. Он был разработан американским инженером Уолтером Раутенштрахом  в 1930г. и получил название графика  критического объема производства.

     Методика  маржинального анализа основана на делении производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения  объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные) и использование  категории маржинальной прибыли.

     Маржинальная  прибыль – это выручка минус  переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем большее ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности.

     Проведение  маржинального анализа требует  соблюдения ряда условий:

  1. Необходимо деление издержек на две части: переменные и постоянные;
  2. Постоянные издержки не изменяются в пределах релевантного объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен, исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
  3. Соблюдается тождество производства и реализации продукции в рамках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются;
  4. Эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода.

     К переменным затратам относят затраты, абсолютная величина которых изменяется пропорционально изменению объемов  производства (сырье, основные материалы, топливо и энергия на технологические  цели, заработная плата производственных рабочих).

     Постоянные  затраты – затраты, абсолютная величина которых существенно не изменяется при увеличении (уменьшении) объемов  производства. К ним относят затраты  на содержание управленческого персонала, текущий ремонт и содержание оборудования, затраты на исследовательские работы, рекламу, повышение квалификации работников, обслуживание долга, арендную плата, амортизацию  и т.д.

     Маржинальный  анализ широко применяется в странах  с развитой рыночной экономикой. Он позволяет:

     - более точно исчислить влияние  факторов на изменение суммы  прибыли и на этой основе  эффективнее управлять процессом  формирования и прогнозирования  ее величины;

     - определить критический уровень  объема продаж (порога рентабельности), постоянных затрат, цены при заданной  величине соответствующих факторов;

     - установить зону безопасности (зону  безубыточности) предприятия;

     - исчислить необходимый объем  продаж для получения заданной  величины прибыли;

     - точнее оценить эффективность  производства отдельных видов  продукции (услуг) и отдельных  сегментов предприятия;

     - обосновать наиболее оптимальный  вариант управленческих решений,  касающихся изменения производственной  мощности, ассортимента продукции,  ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения  комплектующих деталей и др. с  целью минимизации затрат и  увеличения прибыли. 

     1.2 Методики маржинального анализа прибыли и показателей рентабельности 

     Большой интерес представляет методика маржинального  анализа прибыли, широко используемая в западных странах. В отличие  от традиционной методики анализа прибыли, применяемой в России, она позволяет  полнее изучить взаимосвязь между  показателями и точнее измерить влияние  факторов.

     По  методике факторного анализа, применяемой  в нашей стране, используют модель, которая предполагает, что все  факторы изменяются независимо друг от друга. Тогда как существует взаимосвязь  объема производства (реализации) продукции  и ее себестоимости: при увеличении объема производства себестоимость  единицы продукции снижается, так  как возрастает только сумма переменных расходов, а сумма постоянных затрат остается без изменения, а при  спаде производства себестоимость  изделий возрастает из-за того, что  больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.

     В зарубежных странах используют следующую  модель для обеспечения системного подхода при изучении факторов изменения  прибыли от реализации отдельных  видов продукции и прогнозировании  ее величины: 

       

     где  П – прибыль;

     VРП – объем реализации продукции;

     Ц – цена единицы продукции;

     b – переменные затраты на единицу продукции;

     А – сумма постоянных расходов на весь объем продаж данного вида продукции.

     По  данной модели учитывается и прямое и косвенное влияние объема продаж на изменение финансового результата.

     На  примере ООО «Мосводоканал» проведем факторный анализ изменения прибыли за счет изменения количества реализованной продукции, цены реализации, удельных переменных затрат и суммы постоянных затрат. Исходные данные для анализа приведены в Приложении 1.

     Для проведения факторного анализа используем метод цепных подстановок. 

     П = VРП*(Ц – b) – А 

     П0=VРП0*(Ц0 – b0) – A0 = - 198.4

     Пусл1=VРП1*(Ц0 – b0) – A0 = 925.5*(15.87-9.65)-6085=-328,39 тыс. руб.

     Пусл2=VРП1*(Ц1 – b0) – A0 = 925.5*(18.00-9.65)-6085=1642.9 тыс. руб.

     Пусл3=VРП1*(Ц1 – b1) – A0 = 925.5*(18.00-11.53)-6085=-97 тыс. руб.

     П1=VРП1*(Ц1 – b1) – A1 = -1730.7 тыс. туб.

     ΔПобщ = -1730,7 – (-198,4) = -1532,3 тыс. руб.

     ΔПVРПусл1 – П0 = -328,39 – (-198,4) = -129,99 тыс. руб.

     ΔПЦусл2 – Пусл1 = 1642,9 – (-328,39) = 1971,29 тыс. руб.

     ΔПbусл3 – Пусл2 = -97 – 1642,9 = -1739,9 тыс. руб.

     ΔПА1 – Пусл3 = -1730,7 – (-97) = -1633,7 тыс. руб.

     ΔПобщ=-129,99+1971,29-1739,9-1633,7=-1532,3 тыс. руб.

     Согласно  проведенному факторному анализу прибыль  ООО «Мосводоканал» в 2010г. снизилась по сравнению с 2009г. на 1532,3 тыс. руб. В том числе за счет:

     - уменьшения объема реализации  прибыль снизилась на 129,99 тыс.  руб.;

     - роста тарифа на воду прибыль  возросла на 1971,29 тыс. руб.;

     - роста удельных переменных затрат  прибыль сократилась на 1739,9 тыс.  руб.;

     - увеличения постоянных расходов  сумма прибыли снизилась на 1633,7 тыс. руб.

     В общем можно сказать, что рост средне – отпускного тарифа оказался недостаточным для компенсации таких отрицательных факторов, как сокращение объемов реализации, рост удельных переменных и постоянных затрат. Поэтому в результате своей деятельности предприятие получило убыток от реализации воды.

     Анализ  произведенных расчетов еще раз  подчеркивает эффективность маржинального  анализа прибыли в процессе формирования финансовых результатов.

Информация о работе Маржинальный анализ и его применение в финансовой деятельности предприятия