Маржинальный анализ и его применение в финансовой деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

Целью практической части курсовой работы является анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мосводоканал» и разработка мероприятий по улучшению положения данной организации.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты маржинального анализа и его значение в современных рыночных условиях;
- рассмотреть методики маржинального анализа прибыли и показателей рентабельности на примере ООО «Мосводоканал»;

Содержание

Введение
Глава 1. Маржинальный анализ
1.1 Понятие и значение маржинального анализа
1.2 Методики маржинального анализа прибыли и показателей рентабельности
1.3 Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности
Глава 2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мосводоканал» в 2009
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая КЭХД.docx

— 270.65 Кб (Скачать)

     Методика  маржинального анализа показателей  рентабельности основывается на утверждении, что на уровень рентабельности влияет изменение объема реализации и продаж. И прибыль, и издержки предприятия  изменяются пропорционально объему реализации, в результате чего происходит изменение рентабельности под воздействием данного фактора.

     На  примере ООО «Мосводоканал» методом цепных подстановок проведем факторный анализ рентабельности реализации воды в 2010г. Для этого используем данные Приложения 1 и следующую факторную модель: 

        

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

       

     Исходя  из произведенных расчетов, можно  сказать, что на рассматриваемом  предприятии уровень рентабельности реализации воды в 2010г. снизился на 0,0811. Это произошло под влиянием следующих факторов:

     - в результате сокращения объемов  реализации уровень рентабельности  снизился на 0,0182;

     - рост среднеотпускного тарифа  на воду привел к повышению  уровня рентабельности на 0,1406;

     - рост удельных переменных и  общих постоянных затрат послужил  причиной снижения показателя  рентабельности на 0,1152 и на 0,0883 соответственно.

     Можно сделать вывод о том, что ООО «Мосводоканал» необходимо повышать объемы реализации, а также сокращать издержки, чтобы повысить уровень рентабельности реализации воды. 

     1.3. Определение безубыточного объема продаж и зоны безопасности 

     Безубыточность  – такое состояние, когда бизнес не приносит ни прибыли, ни убытков, выручка  покрывает только затраты. Безубыточный объем продаж можно выразить в  количестве единиц продукции, которую  необходимо продать, чтобы покрыть  затраты, после чего каждая дополнительная единица реализованной продукции  будет приносить предприятию  прибыль.

     Зона  безопасности (запас финансовой прочности, зона прибыли) – разность между фактическим  количеством реализованной продукции  и безубыточным объемом продаж. Чем  она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.

     Порог рентабельности (критическая точка, точка безубыточного объема продаж, точка самоокупаемости) – выручка  от реализации, при которой предприятие  уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибыли.

     Безубыточный  объем продаж и зона безопасности предприятия – основополагающие показатели при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, менеджер, экономист.

     Для определения названных показателей  можно использовать графический  и аналитический способы. Аналитический  способ менее трудоемкий, а значит более удобный. Можно вывести  ряд формул и с их помощью рассчитать данные показатели.

     Маржинальный  доход: 

       

     где Н – постоянные затраты,

     П – прибыль от реализации продукции,

     В – выручка от реализации продукции,

     Рп – переменные расходы. 

     Точка безубыточного объема продаж: 

       

     где  Ду – удельный вес маржинального дохода в выручке от реализации продукции.

     Для расчета точки критического объема реализации в процентах к максимальному  объему, который принимается за 100%, используют формулу: 

       

     Безубыточный  объем реализации в натуральных  единицах: 

       

     где К – количество проданной продукции в натуральных единицах,

     Дс – ставка маржинального дохода в цене за единицу продукции: 

       

     где  Ц – цена единицы продукции,

     V – удельные переменные затраты.

     Определение объема реализации для получения  определенной суммы прибыли: 

        

     При многономенклатурном производстве этот же показатель в стоимостном  выражении: 

        

     Зона  безубыточности

     - по стоимостным показателям: 

       

     - по количественным показателям  (для одного вида продукции): 

       

     Рассчитаем  приведенные показатели на примере  ООО «Мосводоканал». Данные для расчета представлены в Приложении № 2.

     

     

     

     Расчеты показывают, что маржинальный доход  ООО «Мосводоканал» в 2010г. составил 5990 тыс. руб. Расчет точки безубыточности показал, что предприятие не будет иметь ни прибыли, ни убытков при объеме реализации воды в 1192,6 тыс. м3 или 21470,61 тыс. руб.

     В результате деятельности МУКП «Горводоканал» в конце 2010г. предприятие имеет непокрытый убыток в размере 3273 тыс. руб. Рассчитаем необходимый объем реализации продукции для получения суммы прибыли, равной непокрытому убытку предприятия.

     

     Для получения предприятием прибыли  в размере 3273 тыс. руб., необходимо реализовать 1698,87 тыс. м3 воды.

     Определим зону безопасности для ООО «Мосводоканал» по стоимостным и количественным показателям.

     

     Зона  безопасности показывает, что фактический  объем реализации ниже критического, при котором рентабельность равна  нулю, на 28,86%. Это означает, что предприятию  необходимо увеличить объем реализации продукции.

     Для определения безубыточного объема продаж ООО «Мосводоканал» графическим способом обратимся к рисунку 1. 

     

     Рисунок 1 – Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и  ее себестоимостью 

     На  рисунке 1 точка пересечения прямых выручки и себестоимости есть точка безубыточности. Предприятие  не будет получать ни прибыли, ни убытка при объеме реализации, равном 1193 тыс. м3. Производство ниже данного уровня можно считать убыточным, так как себестоимость продукции будет превышать выручку. В 2010г. объем реализации воды ООО «Мосводоканал» составил 925,5 тыс. м3, в результате предприятие получило убыток от реализации. При данном уровне затрат и тарифа на воду объем реализации воды ООО «Мосводоканал» должен составлять не менее 1193 тыс. м3.

     При неизменном объеме реализации для увеличения маржинального дохода предприятие  может поднять отпускной тариф  на воду. Критический уровень цены при заданном объеме реализации и  уровне постоянных и переменных затрат определяется по формуле: 

       

     Для ООО «Мосводоканал» критический уровень цены составит:

       

     При таком уровне цена будет равна  полной себестоимости единицы продукции, а прибыль и рентабельность будут  равны нулю. Установление цены ниже этого уровня невыгодно для предприятия, так как в результате будет  получен убыток.

     При повышении предприятием уровня цены до критического темп роста цены составит:

     

     С помощью маржинального анализа  также можно установить критический  уровень суммы постоянных затрат, а также переменных затрат на единицу  продукции при заданном значении остальных факторов.

     Критический уровень постоянных затрат при заданном уровне объема продаж рассчитывается по формуле: 

       

     Суть  этого расчета состоит в том, чтобы определить максимально допустимую величину постоянных расходов, которая  покрывается маржинальной прибылью при заданном объеме продаж, цены и  уровня переменных затрат на единицу  продукции. Если постоянные затраты  превысят этот уровень, то предприятие  будет убыточным.

     Критический уровень переменных затрат на единицу  продукции при заданном объеме продаж, цене и сумме постоянных затрат определяется по формуле: 

       

     Подводя итог изучения маржинального анализа, можно сделать следующие выводы. Методика маржинального анализа  основана на делении затрат на постоянные и переменные и использовании  категории маржинальной прибыли. Для  обеспечения системного подхода  при изучении факторов изменения  прибыли от реализации и прогнозировании  ее величины, следует учитывать и  прямое и косвенное влияние объема продаж на изменение финансового  результата.

Такой порядок  определения финансового результат  позволяет определить влияние каждого  вида затрат на формирование его величины, выявить и конкретизировать причины  убытков и определить основные направления  их снижения.

     Глава 2. Оценка финансово-хозяйственной деятельности ООО «Мосводоканал» в 2010 г. 

     На  примере ООО «Мосводоканал» г. Москва проведем анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия по данным бухгалтерской и статистической отчетности за 2009-2010гг.

     Муниципальное унитарное предприятие «Мосводоканал» города Москвы является коммерческой организацией, созданной для осуществления производственной, финансово-хозяйственной деятельности по обеспечению водоснабжением и отводом сточных вод жителей г. Москвы. Предприятие действует на основе хозяйственного расчета и самофинансирования.

     Для достижения своих целей предприятие  осуществляет следующие виды деятельности:

     - оказание услуг по системе  водоснабжения и водоотведения  населению, организациям, прочим  потребителям с целью получения  прибыли;

     - обеспечение транспортировки воды  до потребителей и отвода сточных  вод на основе договора с  организациями, эксплуатирующими  сети водопровода, канализации  и сооружения на них;

     - лабораторный контроль питьевой  воды, промышленных и хозяйственных  стоков;

     - проведение работ по строительству,  реконструкции и техническому  обслуживанию водопроводов и  канализаций;

     - разработка мероприятий по экономии  воды, снижению потерь воды и  рациональному ее использованию,  а также по качеству отводимых  сточных вод;

     - контроль качества и надежности  выполнения работ и предоставляемых  услуг, принятия и оплата произведенных  услуг, согласно заключенным договорам;

     - выполнение текущего, капитального  ремонта и строительно-монтажных  работ;

     - эксплуатация и охрана систем  водоснабжения и водоотведения,  принадлежащих предприятию, и  техническое обслуживание систем  водоснабжения и водоотведения  других организаций, согласно  заключенным договорам.

     Проведем  горизонтальный и вертикальный анализ средств исследуемой организации  и источников их формирования. Для  общей оценки состава и структуры  активов и пассивов составим аналитический  баланс (см. Приложение 3).

Информация о работе Маржинальный анализ и его применение в финансовой деятельности предприятия