Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:05, курс лекций

Описание работы

В лекциях раскрыты цели, задачи и функции бухгалтерского учета, нормативное регулирование, принципы бухгалтерского учета и другие вопросы.

Работа содержит 1 файл

Основы БФУ.ф-21зdoc.doc

— 660.00 Кб (Скачать)

      Цели, задачи и функции  бухгалтерского учета

      Основной  целью бухгалтерского учета является адекватное отражение имеющегося имущества  и расчетов, формирование информации о хозяйственной деятельности организации  и составление финансовой отчетности.

      Статьей 1 Федерального закона “О бухгалтерском учете” определены задачи бухгалтерского учета:

  • Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

   В системе управления бухгалтерский  учет выполняет ряд функций, основными  из которых являются:

    а) обеспечение  сохранности имущества собственников;

    б) контроль как средство обеспечения эффективного управления предприятием (то есть бухгалтерский  учет рассматривается как информация обратной связи в контуре управления предприятием);

    в) исчисление финансовых результатов (прибыли или убытка);

    г) информационная (формирование финансовой отчетности, которая является источником финансового  анализа предприятия). 

Пользователи  бухгалтерской информации в рыночной экономике

      Финансовая  отчетность организаций представляет интерес для широкого круга пользователей. Их можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.

      К внутренним пользователям отчетности финансового и управленческого учета относятся высшее руководство организации, а также менеджеры соответствующих уровней, которые несут ответственность за принимаемые управленческие решения. Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются владельцы организации (полные товарищи, пайщики, коммандитисты, акционеры и т. п.) Собственникам учетная информация нужна для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов  в виде дивидендов. Также к внутренним пользователям относятся служащие организации, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данном предприятии.

      Внешние пользователи функционируют вне предприятий и их можно разделить на следующие подгруппы: пользователи с прямым финансовым интересом, пользователи с косвенным финансовым интересом, пользователи без финансового интереса.

      Пользователи  с прямым финансовым интересом — это настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы, а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают условия предоставления займов и кредитов, определяют вероятность возврата кредитов и осуществляют оценку доверия к организации как к клиенту. Предмет анализа этой группы — финансовое положение организации, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.

      Пользователи  с косвенным финансовым интересом представлены прежде всего налоговыми и финансовыми органами, которые интересуются правильностью составления финансовой отчетности и, главное, расчета налогов и их своевременным поступлением в бюджет. К этой группе относятся также обслуживающие банки и страховые организации, которых волнует оценка возможности заключения договоров по расчетным операциям и страхованию. Поставщики и покупатели входят в эту группу, так как они должны иметь информацию о перспективах функционирования предприятия.

      Группа  пользователей бухгалтерской информации без финансового интереса включает органы статистики, арбитраж и аудиторские фирмы. Пользователей этой группы финансовая отчетность интересует с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получения статистической информации для проведения экономического анализа на макроуровне (органы госстатистики). К пользователям без финансового интереса относятся также законодательные органы, фондовые биржи, пресса и информационные агенства, использующие отчетную информацию для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний; юристы, нуждающиеся в финансовой информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения, финансовые консультанты, использующие бухгалтерскую информацию в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию. 

      Законодательное и нормативное  регулирование

      бухгалтерского  учета в Российской Федерации

      Основы  организации и регулирования  российской бухгалтерской системы  следует рассматривать в контексте  классификации мировых учетных  систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетности), согласно которой выделяются две базовые модели:

  • континентальная, в которой развитие учета предопределяется законодательными актами государства;
  • англосаксонская (британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы.

      До  недавнего времени российской учетной  системе были присущи следующие  черты: доминирование государственного регулирования учета и отчетности, направленность учета на фискальные цели, консерватизм учетной политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании учета. В связи с чем ее можно было  соотнести с континентальной моделью учета и отчетности.

      На  данном этапе работа по совершенствованию  законодательной базы российского учета проводится на качественно ином уровне: к разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В 1997 г. в России создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), собравший специалистов-профессионалов и ученых в области учета, анализа и аудита.

      Основной  целью законодательства РФ о бухгалтерском  учете, как отмечено в Федеральном законе “О бухгалтерском учете”, выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.

      Общее методологическое руководство бухгалтерским  учетом в РФ осуществляется федеральным  органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

      Основными функциями Правительства РФ в  области регулирования бухучета являются:

      а) подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;

      б) организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в Российской Федерации.

      Правительство РФ разрабатывает критерии и порядок  аккредитации профессиональных объединений  бухгалтеров.

      Законодательство  РФ о бухгалтерском учете состоит  из Федерального закона “О бухгалтерском учете”, раскрывающего правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях РФ, а также документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства РФ.

      Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ.

      Нормы, содержащиеся в других федеральных  законах и затрагивающие вопросы  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности, должны соответствовать  Федеральному закону “О бухгалтерском  учете”. В случае возникновения противоречий с содержанием других федеральных законов нормы права, выступающие предметом Федерального закона “О бухгалтерском учете” имеют приоритет.

      Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает следующие  уровни документов по бухгалтерскому учету:

      а) первый уровень — Федеральный  закон “О бухгалтерском учете”, другие федеральные законы, Указы  Президента РФ и постановления Правительства  РФ по вопросам бухгалтерского учета;

      б) второй уровень — положения по бухгалтерскому учету;

      в) третий уровень — методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные  им документы;

      г) четвертый уровень — рабочие  документы конкретной организации.

      На  первом уровне кроме Федерального закона “О бухгалтерском учете” отдельные аспекты бухучета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Так, например, в Гражданском кодексе установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т. д. В Законе об акционерных обществах указан порядок образования и использования резервного капитала.

      Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. В настоящее время система национальных стандартов — положений по бухгалтерскому учету включает:

      ПБУ 1/2008 “Учетная политика организации”;

      ПБУ 2/2008 “Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство”;

      ПБУ 3/2006 “Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте”;

      ПБУ 4/99 “Бухгалтерская отчетность организации”;

      ПБУ 5/01 “Учет материально-производственных запасов”;

      ПБУ 6/01 “Учет основных средств”;

      ПБУ 7/98 “События после отчетной даты”;

      ПБУ 8/01 “Условные факты хозяйственной  деятельности”;

      ПБУ 9/99 “Доходы организации”;

      ПБУ 10/99 “Расходы организации”;

      ПБУ 11/2008 “Информация об аффилированных лицах”;

      ПБУ 12/2000 “Информация по сегментам”;

      ПБУ 13/2000 “Учет государственной помощи”;

      ПБУ 14/2007 “Учет нематериальных активов”;

      ПБУ 15/2008 “Учет расходов по займам и кредитам”;

      ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;

      ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и

      технологические работы»;

      ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;

      ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений»;

      ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности»;

      ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений»;

      ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском  учете и отчетности»;

      Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций 

      Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитии документов первого и второго уровней. К документам третьего уровня относятся планы счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях, независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распрстраненных операций.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"