Лекции по "Аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:18, курс лекций

Описание работы

Аудит в западной теории и практике принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля

Работа содержит 1 файл

Тема 1.docx

— 368.40 Кб (Скачать)

а) требования к образованию, профессиональной подготовке и опыту, необходимым для занятия профессией;

б) требования постоянного  повышения профессиональной квалификации;

в) руководство по корпоративному поведению (управлению);

г) профессиональные правила (стандарты);

д) контроль процедуры со стороны профессии и надзорных  органов, а также качества работы и соблюдения дисциплинарных процедур;

е) внешние проверки юридически уполномоченными третьими лицами отчетов, документов, сообщений и иной информации, подготовленных аудитором.

Меры предосторожности, обусловленные  рабочей средой, различаются в  зависимости от конкретных обстоятельств. Также меры предосторожности включают общие меры, относящиеся к деятельности, и конкретные меры, относящиеся к заданию. Аудитор должен вынести суждение о том, как лучше реагировать на выявленную угрозу. При этом аудитор должен рассмотреть, что именно признало бы приемлемым разумное и хорошо информированное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией (в том числе о существенности угрозы и принятых мерах предосторожности). При таком рассмотрении должны учитываться такие факторы, как существенность угрозы, характер задания и структура аудиторской организации.

Общие меры предосторожности, относящиеся к деятельности аудиторской  организации, могут включать:

а) руководство аудиторской  организацией, при котором подчеркивается важность соблюдения основных принципов;

б) руководство аудиторской  организацией, при котором подразумевается, что члены проверяющей группы будут действовать в общественных интересах;

в) правила и процедуры  проведения контроля и мониторинга  качества проверки выполнения заданий;

г) документально зафиксированные  правила, предусматривающие выявление  угроз нарушения основных принципов, оценку их серьезности и в случаях, когда такие угрозы не являются явно незначительными, определение и осуществление мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня;

д) для аудиторских организаций, выполняющих задание по проверке, - документально зафиксированные  правила независимости, предусматривающие выявление угроз независимости, оценку их серьезности и в случаях, когда такие угрозы не являются явно незначительными, определение и осуществление мер предосторожности для их устранения или сведения до приемлемого уровня;

е) документально зафиксированные  внутренние правила и процедуры, требующие соблюдения основных принципов;

ж) правила и процедуры, позволяющие идентифицировать интересы и отношения между аудиторской  организацией или членами группы, выполняющей задание, и клиентами;

з) правила и процедуры  контроля и при необходимости  управления зависимостью доходов аудиторской  организации от поступлений от отдельного клиента;

и) привлечение других руководителей  и групп, выполняющих задания, для  оказания клиенту по проверке услуг, не связанных с проверкой;

к) правила и процедуры, запрещающие лицам, не являющимся членами  группы, выполняющей задание, неправомерно влиять на результаты задания;

л) своевременное доведение  информации о правилах и процедурах аудиторской организации, в том  числе о любых изменениях в  них, до сведения всех руководителей  и профессиональных сотрудников, и  надлежащая организация их обучения;

м) назначение одного из руководителей  аудиторской организации ответственным  за должное функционирование системы внутреннего контроля качества;

н) информирование всех руководителей  и сотрудников аудиторской организации  обо всех клиентах по проверке и  связанных с ними организациях, независимость  по отношению к которым они  должны соблюдать;

о) дисциплинарный механизм, стимулирующий соблюдение правил и  процедур аудиторской организации;

п) официально объявленные  правила и процедуры, стимулирующие  и уполномочивающие сотрудников  сообщать руководству аудиторской организации о любых проблемах, связанных с соблюдением основных принципов.

Конкретные меры предосторожности, относящиеся к заданию, могут  включать:

а) привлечение другого  аудитора для проверки проделанной  работы или получения необходимой  консультации;

б) получение консультаций от независимой третьей стороны (например, комитета по аудиту клиента), профессионального контрольного органа или других аудиторов;

в) обсуждение этических проблем  с руководящими работниками клиента;

г) раскрытие руководящим  работникам клиента характера оказываемых  услуг и размера взимаемой  платы (гонорара);

д) привлечение другой аудиторской  организации для выполнения (повторного выполнения) части задания;

е) ротация руководящего персонала  проверяющей группы.

В зависимости от характера  задания аудитор может также  полагаться на меры предосторожности, применяемые клиентом. Однако для сведения угроз до приемлемого уровня полагаться исключительно на такие меры невозможно.

Меры предосторожности, заложенные в системах и процедурах клиента, могут включать:

а) утверждение или одобрение  назначения аудиторской организации  для выполнения задания лицами, не входящими в руководство клиента;

б) наличие у клиента  компетентных работников, обладающих опытом и полномочиями для принятия управленческих решений;

в) применение клиентом при  поручении заданий, не связанных  с аудитором, внутренних процедур, обеспечивающих объективный выбор исполнителя;

г) наличие у клиента  структуры корпоративного поведения (управления), обеспечивающей надлежащее наблюдение и информирование об услугах  аудиторской организации.

Определенные меры предосторожности могут увеличить вероятность  выявления или пресечения неэтичного поведения. Такие меры включают, в частности:

а) эффективную, широко освещаемую систему работы с жалобами и претензиями, управление которой осуществляется организацией-работодателем, профессией или регулирующим органом, позволяющую коллегам, работодателям и представителям общественности обращать внимание на факты непрофессионального или неэтичного поведения;

б) четко определенную обязанность  сообщать о нарушениях норм этики.

Характер мер предосторожности, подлежащих принятию, изменяется в  зависимости от обстоятельств. При  вынесении профессионального суждения аудитор должен рассмотреть, что признало бы неприемлемым разумное и хорошо информированное стороннее лицо, обладающее всей необходимой информацией (в том числе о существенности угрозы и принятых мерах предосторожности).

Разрешение этических  конфликтов

При оценке соблюдения основных принципов аудитору, возможно, потребуется  разрешить конфликт, возникающий  из применения основных принципов поведения.

Приступая к формальному  или неформальному процессу разрешения конфликта, аудитор в качестве части  такого процесса должен самостоятельно или совместно с другими лицами рассмотреть:

а) уместные факты;

б) имеющиеся этические  проблемы;

в) основные принципы, имеющие  отношение к вопросу;

г) установленные внутренние процедуры;

д) альтернативные действия.

Рассмотрев указанное, аудитор  должен определить соответствующий  образ действий, совместимый с  основными принципами поведения. Аудитор  также должен взвесить последствия каждого возможного образа действий. Если проблема остается неразрешенной, аудитор должен проконсультироваться с соответствующими лицами в аудиторской организации с целью получения помощи для разрешения конфликта.

В интересах аудитора может  быть документирование сути проблемы, деталей любых обсуждений ее и  принятых решений по этой проблеме.

Если значительный конфликт не поддается разрешению, аудитор  может пожелать обратиться за профессиональным советом в соответствующую саморегулируемую организацию аудиторов или к  юридическим консультантам и, таким  образом, получить рекомендации по разрешению этической проблемы, не нарушая при этом конфиденциальности. Например, аудитор может столкнуться со случаем мошенничества, сообщая о котором он может нарушить обязательство соблюдать конфиденциальность. В таком случае аудитор должен рассмотреть возможность юридической консультации, чтобы определить, обязан ли он сообщать о данном факте компетентным органам.

Если все уместные возможности  исчерпаны, а этический конфликт остается неразрешенным, аудитор должен (когда это возможно) отказаться быть ассоциированным с предметом, ставшим причиной этого конфликта. Аудитор может решить, что в данных обстоятельствах следует выйти из состава проверяющей группы, или отказаться от конкретных обязательств, или полностью сложить с себя обязанности в рамках задания (договора) или нанявшей его аудиторской организации.

Приемлемость отношений  с клиентом

Прежде чем установить отношения с новым клиентом, аудитор  должен рассмотреть вопрос, может  ли выбор этого клиента привести к возникновению угроз соблюдению основных принципов. Потенциальная  угроза честности или профессиональному поведению может, например, иметь место при наличии сомнительных характеристик клиента (его собственников, руководящих лиц или деятельности).

Сомнительными характеристиками клиента (если они известны) являются, например: участие клиента в незаконной деятельности (легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем); репутация непорядочного контрагента; сомнительная практика составления финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Надлежащие меры предосторожности могут включать получение и понимание  информации о клиенте, его владельцах, руководителях и лицах, ответственных за административную и коммерческую деятельность, или получение от клиента гарантированного обязательства усовершенствовать практику корпоративного поведения (управления) либо систему внутреннего контроля.

Если угрозы невозможно свести до приемлемого уровня, то аудитор  должен отказаться вступать в отношения  с клиентом. Приемлемость отношений с клиентом должна периодически пересматриваться для возобновляемых заданий.

Конфликт интересов

Аудитор должен предпринимать  разумные шаги для выявления обстоятельств, в которых может возникнуть конфликт интереса. Такие обстоятельства могут привести к возникновению угрозы нарушения основных принципов. Например, в случае, когда аудитор является непосредственным конкурентом клиента либо участвует в совместном бизнесе или аналогичной деятельности с основным конкурентом клиента, может возникнуть угроза нарушения принципа объективности. Угроза нарушения принципа объективности или принципа конфиденциальности может также возникнуть, если аудитор оказывает услуги клиентам, у которых существует конфликт интересов или спор, имеющие отношение к предмету услуг.

Аудитор должен оценивать  серьезность всех угроз. При такой  оценке аудитор должен принять во внимание, имеет ли он какие-либо деловые интересы или отношения с клиентом или третьей стороной, которые могут привести к возникновению таких угроз до установления или продолжения поддержания отношений или принятия конкретного задания. Если такие угрозы не являются явно незначительными, необходимо обдумать и по мере необходимости принять меры предосторожности для устранения таких угроз или сведения их до приемлемого уровня.

В зависимости от обстоятельств, ведущих к возникновению такого конфликта, меры предосторожности обычно включают:

а) уведомление клиента  о деловых интересах или деятельности, которые могут представлять конфликт интереса, и получение согласия клиента  на действия в таких обстоятельствах;

б) уведомление всех соответствующих  сторон о том, что аудитор оказывает  двум или более сторонам услуги, касающиеся предмета, который вызывает конфликт интереса этих сторон, и получение согласия всех этих сторон на продолжение таких действий;

в) уведомление клиента  о том, что аудитор при оказании запрашиваемых услуг работает для  многих клиентов (например, в конкретном секторе рынка или по конкретному  виду заданий), и получение согласия на действия при таких обстоятельствах.

Следующие меры предосторожности также должны быть рассмотрены:

а) использование самостоятельных  независимых групп, ответственных  за задание;

б) процедуры, препятствующие доступу к информации (например, строгая физическая изоляция групп  друг от друга, конфиденциальное и безопасное хранение информации);

в) четкие инструкции для  членов групп по вопросам безопасности и конфиденциальности;

г) использование предупреждений о соблюдении правил конфиденциальности, подписанных сотрудниками и руководителями аудиторской организации.

Информация о работе Лекции по "Аудиту"