Лекции по "Аудиту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 23:18, курс лекций

Описание работы

Аудит в западной теории и практике принято считать процессом, посредством которого компетентный независимый работник накапливает и оценивает свидетельство об информации, поддающейся количественной оценке и относящейся к специфической хозяйственной системе, чтобы определить и выразить в своем заключении степень соответствия этой информации установленным критериям.
Аудит (в разных переводах это слово означает «он слышит», «слушающий») имеет достаточно большую историю. Полагают, что фактически еще в Древнем Египте (около 2600 г. до н. э.) существовали чиновники, которые совмещали функции учета, управления и контроля

Работа содержит 1 файл

Тема 1.docx

— 368.40 Кб (Скачать)

- Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, приказы, постановления Минфина РФ. Устанавливают правила аудита, обязательные для всех субъектов рынка аудита, требования в области подготовки кадров, аттестации аудиторской деятельности. Разработка стандартов продолжается. К этому уровню относится Кодекс профессиональной этики аудиторов. Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования  к порядку осуществления аудиторской  деятельности, а также регулируют  иные вопросы, предусмотренные  настоящим Федеральным законом;

2) разрабатываются в соответствии  с международными стандартами  аудита;

3) являются обязательными  для аудиторских организаций,  индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Кодекс профессиональной этики аудиторов — это свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.

Документы, решения, нормы  саморегулируемых организаций, в том  числе правила (стандарты) аудиторских  аккредитованных профессиональных объединений. Стандарты саморегулируемой организации аудиторов:

1) определяют требования  к аудиторским процедурам, дополнительные  к требованиям, установленным  федеральными стандартами аудиторской деятельности, если это обусловливается особенностями проведения аудита или особенностями оказания сопутствующих аудиту услуг;

2) не могут противоречить  федеральным стандартам аудиторской  деятельности;

3) не должны создавать  препятствия осуществлению аудиторскими  организациями, индивидуальными  аудиторами аудиторской деятельности;

4) являются обязательными  для аудиторских организаций,  аудиторов, являющихся членами  указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает  одобренный советом по аудиторской  деятельности кодекс профессиональной этики аудиторов. При этом саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемый ею кодекс профессиональной этики аудиторов дополнительные требования.

Внутрифирменные аудиторские  стандарты. Используются аудиторами при  проведении аудита сопутствующих аудиту услуг. Разрабатываются самими аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами, могут дополнять федеральные правила и правила саморегулируемых организаций, но не должны им противоречить.

 

2. Критерии обязательного аудита

 

Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет  организационно-правовую форму открытого  акционерного общества;

2) если ценные бумаги  организации допущены к обращению  на торгах фондовых бирж и  (или) иных организаторов торговли  на рынке ценных бумаг;

3) если организация является  кредитной организацией, бюро кредитных  историй, организацией, являющейся  профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки  от продажи продукции (продажи  товаров, выполнения работ, оказания  услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за  исключением органа государственной  власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6) в иных случаях, установленных  федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.

Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к  обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение обязательного  аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной  собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

 

3. Саморегулируемые организации аудиторов

 

Саморегулируемая организация  аудиторов (СОА) - это некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Их деятельность регулируется Федеральным законом №315 от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях».

Саморегулирование - это самостоятельная  и инициативная деятельность, которая  осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил. Саморегулирование для целей аудиторской деятельности осуществляется на условиях объединения субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемые организации.

Некоммерческая организация (объединение) приобретает статус СОА  с даты ее включения в государственный  реестр саморегулируемых организаций аудиторов при условии соответствия ее следующим требованиям:

1) объединения в составе  СОА в качестве ее членов  не менее 700 физических лиц  или не менее 500 коммерческих  организаций, соответствующих установленным  законодательством требованиям к членству в такой организации;

2) наличия утвержденных  правил осуществления внешнего  контроля качества работы членов  СОА и принятого Кодекса профессиональной этики аудиторов;

3) обеспечения СОА дополнительной  имущественной ответственности  каждого ее члена перед потребителями  аудиторских услуг и иными лицами путем формирования компенсационного фонда СОА.

Реестр аудиторов и  аудиторских организаций - это систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций.

Контрольный экземпляр реестра  аудиторов и аудиторских организаций  - это свод реестров аудиторов и аудиторских организаций.

Сейчас действуют такие  СОА, как Аудиторская палата России (АПР), Институт профессиональных аудиторов  России (ИПАР), Московская палата аудиторов (МПА) и др.

СОА разрабатывает и утверждает:

1) стандарты саморегулируемой  организации аудиторов;

2) принимает кодекс профессиональной  этики аудиторов;

3) разрабатывает проекты  федеральных стандартов аудиторской  деятельности;

4) участвует в разработке  проектов стандартов в области  бухгалтерского учета и бухгалтерской  (финансовой) отчетности;

5) организует прохождение  аудиторами обучения по программам  повышения квалификации.

Протоколом №79 от 29.10.09 г. Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ одобрены «Рекомендации  по организации саморегулируемыми  организациями аудиторов прохождения  аудиторами обучения по программам повышения квалификации».

В СОА должны быть созданы  специализированные органы, осуществляющие контроль за соблюдением членами  СОА:

1) требований Федерального закона №307-Ф3 от 30.12.2008;

2) стандартов аудиторской  деятельности;

3) правил независимости  аудиторов и аудиторских организаций;

4) кодекса профессиональной  этики аудиторов;

5) рассмотрение дел о  применении в отношении членов  СОА мер дисциплинарного воздействия.

СОА имеет право устанавливать  в отношении аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, которые  являются ее членами:

- дополнительные требования, обеспечивающие их ответственность при осуществлении аудиторской деятельности, сверх установленных законом «Об аудиторской деятельности»;

- дополнительные меры дисциплинарного воздействия на ее членов за нарушение ими требований Федерального закона «Об аудиторской деятельности»;

- стандарты аудиторской деятельности;

- правила независимости аудиторов и аудиторских организаций, кодекс профессиональной этики аудиторов;

- организовывать профессиональное обучение лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Кроме того, на основании  Федерального закона №315 от 01.12.2007 г. «О саморегулируемых организациях» СОА  имеет право:

- оспаривать в установленном законодательством РФ порядке акты, решения и действия (бездействие) органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, нарушающие права и законные интересы СОА, ее члена или членов, либо создающие угрозу такого нарушения;

- участвовать  в обсуждении проектов федеральных  законов и иных нормативных  правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, государственных программ по вопросам, связанным с предметом саморегулирования, а также направлять в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления заключения о результатах проводимых ею независимых экспертиз проектов нормативных правовых актов;

- вносить  на рассмотрение органов государственной  власти Российской Федерации,  органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления предложения по вопросам формирования и реализации соответственно государственной политики и осуществляемой органами местного самоуправления политики в отношении предмета саморегулирования;

- запрашивать  в органах государственной власти  Российской Федерации, органах  государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления информацию и получать от этих органов информацию, необходимую для выполнения саморегулируемой организацией возложенных на нее федеральными законами функций, в установленном федеральными законами порядке.

С О А обязано:

- участвовать  в установленном порядке в  создании, включая финансирование, и деятельности единой аттестационной комиссии;

- сообщать  в Минфин РФ об изменениях  в сведениях о СОА для внесения  в государственный реестр СОА,  а также о возникшем несоответствии  СОА требованиям, установленным  Законом «Об аудиторской деятельности»,  не позднее 7 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения соответственно указанных изменений в сведениях или несоответствия;

- сообщать  в Минфин РФ о дополнительных  требованиях, предусмотренных СОА  в своих стандартах, а также  о дополнительных нормах профессиональной этики, включенных в принятый ею кодекс профессиональной этики аудиторов, в порядке, сроки и по форме, которые определяются Минфином РФ;

- представлять  в Минфин РФ отчет об исполнении  СОА, ее членом или членами  требований законодательства РФ  и иных нормативных правовых  актов, регулирующих аудиторскую  деятельность, в порядке, сроки  и по форме, которые определяются Минфином РФ;

- подтверждать  соблюдение аудиторами, являющимися  членами этой СОА, требования  об обучении по программам  повышения квалификации;

- не позднее  10 рабочих дней со дня, следующего  за днем получения письменного  запроса, представлять в Минфин  РФ и Совет по аудиторской  деятельности по их запросам  копии решений органов управления  и специализированных органов СОА;

- оказывает  содействие представителям Совета  по аудиторской деятельности  в ознакомлении с деятельностью СОА.

Кроме того, СОА обязана путем опубликования  в средствах массовой информации или размещения в информационно-телекоммуникационных сетях обеспечить доступ к информации:

1) о составе  своих членов;

2) об условиях, способах и порядке обеспечения  ответственности членов СОА перед  потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами;

3) о членах, прекративших свое членство в  СОА, и об основаниях прекращения  их членства, а также о субъектах  профессиональной деятельности, вступивших в СОА;

5) о содержании  стандартов и правил СОА;

6) о структуре  и компетенции органов управления  и специализированных органов  СОА;

7) о решениях, принятых общим собранием членов  СОА и постоянно действующим  коллегиальным органом управления СОА;

Информация о работе Лекции по "Аудиту"