Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:19, курс лекций
ТЕМА 1: «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА,
ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ»
1. Понятие о хозяйственном учете
2. Виды хозяйственного учета
3. Виды бухгалтерского учета
4. Основные требования к бухгалтерскому учету, его задачи
5. Функции и принципы бухгалтерского учета
6. История зарождения бухгалтерского учета
Имущество проверяется при обязательном присутствии материально ответственного лица (без него в случае смерти, болезни).
Материально ответственные лица сдают в бухгалтерию к началу инвентаризации последний отчет о движении материальных ценностей с приложением всех документов, дают подписку о том, что все документы на поступившие и выбывшие материальные ценности сданы в бухгалтерию и что неоприходованных или списанных в расход ценностей нет.
И прежде чем приступить к инвентаризации, комиссия обязана: опломбировать подсобные помещения, проверить исправность весов.
Фактическое наличие ценностей по каждому виду записывается в инвентаризационные описи. Заполняются они чернилами, не допускаются незаполненные строки (в конце описи их прочеркивают), а также подчистки. Исправления можно вносить только корректурным способом. Подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственным лицом.
В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в учете, и составляют сличительные ведомости по ценностям, по которым выявлены отклонения (излишек или недостача).
По окончании инвентаризации комиссия составляет протокол, отмечая в нем свои решения и предложения, который утверждает руководитель предприятия.
Выявленные при инвентаризации излишки приходуются: Д 01, 10, 50 и др. К 91.
Недостачу материальных ценностей в пределах норм естественной убыли относят на издержки производства (обращения) – Д 20 (44) К 94.
Недостача материальных ценностей сверх норм естественной убыли относится на виновных лиц: Д 94 К 10; Д 73-2 К 94.
Недостача прочего имущества и его порча относится на виновных лиц:
Д94 К 50, 01,43, 41; Д 73-2 К 94.
В тех случаях, когда виновные лица не установлены, – недостачи списываются на расходы предприятия – Д 91 К 94.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее проведения.
ТЕМА
7: «ТЕХНИКА И ФОРМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО
УЧЕТА»
1. Виды учетных регистров
2. Формы бухгалтерского учета
2.1 Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
2.2 Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета
2.3 Автоматизированная форма бухгалтерского учета
2.4
Упрощенная (простая)
форма бухгалтерского
учета
1. Виды учетных регистров
Учетные регистры – документы для регистрации и группировки данных бухгалтерского учета о наличии средств и операциях с ними. Классифицируются (разделяются) по внешнему виду, по объему содержания операций, по назначению (характеру записей) и по строению (форме).
По внешнему виду учетные регистры делятся на бухгалтерские книги, карточки и свободные листы.
Бухгалтерские книги – вид учетных регистров синтетического (Главная книга, книга Журнал-Главная) и аналитического (книги учета основных средств, затрат производства, реализации продукции и др.) учета. Представляют собой сброшюрованные и пронумерованные одноформатные листы бумаги, заверенные подписью главного бухгалтера и имеющие двустороннее строение: одна сторона для дебетовых, другая – для кредитовых записей.
Карточки – отдельные листы (бланки), разграфленные для учета, изготовленные из картона или бумаги определенного размера, что дает возможность организовать картотеки. При этом разделителями карточки разбиваются на разделы с соответствующими указателями (индикаторами) для обеспечения быстроты нахождения в картотеке требующейся карточки.
В карточках обычно ведут аналитический учет. Они очень удобны для копировальных записей и группировок учетных данных.
В зависимости от формы и назначения карточки бывают: контокоррентные (предназначены для учета таких объектов, показатели которых дают в общей сумме, например, о состоянии дебиторской задолженности, расчетов с подотчетными лицами и других расчетов), многографные (применяются для учета объектов, где требуется детализация показателей по дебету или кредиту счета, например, производственных расходов по статьям и т. д.); инвентарные (для учета объектов основных средств), количественно-суммового учета (для учета товарно-материальных ценностей по их количеству и сумме; в них указываются дата и номер бухгалтерской проводки, содержание записи, приход, расход и остаток по количеству и сумме); складского учета (для количественного учета товарно-материальных ценностей на складах).
Свободные листы – применяются как учетные регистры для всех видов учетных записей и составляют основу современного учета. Каждый лист имеет соответствующее название (журнал-ордер, ведомость) и указание периода его действия (месяц, квартал).
По характеру записей учетные регистры делятся на хронологические, систематические и комбинированные.
Хронологические регистры используют для записей хозяйственных операций по мере их совершения и поступления документов в бухгалтерию без определенной группировки по счетам. Регистры обеспечивают контроль за полнотой бухгалтерских записей и сохранностью поступающих документов. Виды хронологического регистра: регистрационный журнал, книга учета хозяйственных операций, книги покупок и продаж.
Систематические регистры – регистры, в которых документы регистрируются в определенной системе (группировке). Используются для отражения однородных по экономическому содержанию хозяйственных операций (например, инвентаризационная опись ценностей) и подразделяются на систематические регистры синтетического учета и систематические регистры аналитического учета.
Комбинированные регистры сочетают хронологические и систематические записи. Например, в журналах-ордерах записи ведут в разрезе синтетических счетов в хронологическом порядке.
По объему содержания операций учетные регистры делятся на синтетические и аналитические.
В синтетических регистрах записи ведутся только в денежном выражении с указанием, кроме бухгалтерской проводки, также даты, номера документа, но без пояснительного текста. К. ним относятся Главная книга и журналы-ордера.
Аналитические регистры используют для записей по аналитическим счетам. В них указывают номер, дату документа и краткое содержание хозяйственной операции. При этом для учета товарно-материальных ценностей используются денежные и натуральные измерители. К аналитическим регистрам относятся карточки, книги, ведомости.
По строению регистры подразделяются на односторонние, двусторонние, многографные, линейные и шахматные.
Односторонние регистры – это регистры с объединением отдельных граф дебетовых и кредитовых записей (карточки для учета расчетов, материальных ценностей и других операций) (табл. 1).
Таблица1
Дата | № | Текст операции | Приход (дебет) | Расход (кредит) | Сальдо | Подпись |
Учет ведется на одном листе в денежных, натуральных или одновременно в обоих измерителях. Односторонние регистры применяются в синтетическом и аналитическом учете.
Двусторонние регистры – регистры, в которых счет открывается на двух развернутых страницах книги (на левой странице – дебет, на правой – кредит) (табл. 2); используются только при ручном способе учета в синтетическом и аналитическом учете. Двусторонние регистры применяются в основном при ведении учета в книгах. В них записывается текст операций.
Таблица 2
Дебет | Кредит | ||||||
Дата | № | Текст операции | Сумма | Дата | № | Текст операции | Сумма |
Многографные регистры используются для отражения дополнительных показателей внутри аналитического учета. Учет движения материалов отражается в целом по предприятию, а также по отдельным материально ответственным лицам, регистрируются затраты по предприятию, подразделениям по статьям затрат.
Линейные регистры являются разновидностью многографных регистров. Каждый аналитический счет отражается только на одной строке, что дает возможность разделить синтетический счет на неограниченное количество аналитических счетов.
Шахматные
регистры используются для одновременного
отражения суммы по дебету одного счета
и кредиту другого. Каждая сумма записывается
на пересечении строки и колонки. Примеры:
журналы-ордера № 10, 10/1, 11, 13 и Главная
книга.
2. Формы бухгалтерского учета
Форма учета определяется структурой учетных регистров, способом записи в них, последовательностью связи между документами и регистрами.
Форма бухгалтерского учета – определенная организация формирования информационной системы, обеспечивающая в строго установленной последовательности и взаимосвязи совмещение хронологической и систематической записей, синтетического и аналитического учета для целей текущего контроля за фактами хозяйственной жизни (экономических событий) и составления отчетности.
Форма бухгалтерского учета – строение учетных регистров и их взаимосвязь, а также последовательность и способы учетной регистрации. Под формой бухгалтерского учета понимается определенная система использования учетных регистров, обусловливающая последовательность и способы учетных записей. Формы постоянно совершенствуются по мере развития техники учета.
Основными признаками, определяющими ту или иную форму, являются:
• виды применяемых регистров, взаимосвязь между ними;
• последовательность и способы записи в них;
• применение средств вычислительной техники.
Признаками, отличающими одну форму бухгалтерского учета от другой, являются:
• назначение, содержание, внешний вид и количество применяемых учетных регистров;
• взаимосвязь хронологических и систематических регистров синтетического и аналитического учета;
• последовательность и способы записей в учетные регистры;
• степень компьютеризации (использования средств механизации и автоматизации) в учете.
В
современном бухгалтерском
2.1 Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета
Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета – одна из форм бухгалтерского учета. Действует с 1928–1930 гг. При применении данной формы учета хронологическая и систематическая записи ведутся отдельно. При этом учетный процесс осуществляется следующим образом: мемориальные ордера, составляемые на основании первичных документов, оформляемые бухгалтерские проводки регистрируются в специальном журнале (хронологический учет); на их основе ведется Главная книга (систематическая запись). Документы, приложенные к мемориальным ордерам, служат основанием для записей в регистрах аналитического учета.
Информация о работе Лекции по " Теории бухгалтерского учета"