Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 14:19, курс лекций
ТЕМА 1: «СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА,
ЕГО РОЛЬ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ»
1. Понятие о хозяйственном учете
2. Виды хозяйственного учета
3. Виды бухгалтерского учета
4. Основные требования к бухгалтерскому учету, его задачи
5. Функции и принципы бухгалтерского учета
6. История зарождения бухгалтерского учета
3) третий этап – процессы обработки (и контроля за ней) информации, записанной в массивах учетных данных, и нормативно-справочной информации, выдача машинограмм оперативного и аналитического учета;
4)
заключительный этап
– получение результатов за отчетный
период по требованию пользователя в виде
регистров синтетического учета, аналитических
таблиц, справок по бухгалтерским счетам
или отображения на экране дисплея требуемой
информации.
2.4 Упрощенная (простая) форма бухгалтерского учета
При упрощенной (простой) форме бухгалтерского учета, используемой на небольших предприятиях, применяется Книга учета хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности), в которой каждая операция в хронологическом порядке с указанием номера, суммы и содержания сразу отражается на счетах бухгалтерского учета.
Книга (журнал) учета хозяйственных операций
Регистрация операций | Наличие и движение имущества предприятия | |||||||||
№ операции | Дата,
№ документа |
Содержание операции | Сумма | счет № _ | счет № _ | счет № _ | и.т.д. | |||
Д | К | Д | К | Д | К | |||||
Сальдо начальное | ||||||||||
Оборот за период | ||||||||||
Сальдо конечное |
Книга по форме К-1 является:
• регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у предприятия на определенную дату, и составить бухгалтерскую отчетность;
• комбинированным регистром, который содержит все применяемые бухгалтерские счета и позволяет вести учет операций на каждом из них. При этом Книга должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.
Книга (журнал) учета хозяйственных операций открывается записями сумм остатков на начало года (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.
Затем в графе «Содержание операции» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции месяца. При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.
По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств, показанному по графе «Сумма». После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому виду (счету) на 1-е число следующего месяца.
Упрощенная форма учета может вестись:
• без
использования учетных
• с использованием соответствующих учетных регистров.
Простая форма применяется в случае, когда у предприятия нет основных средств, расчеты с контрагентами ведутся сразу (отсутствуют задолженности на конец периода), отсутствуют переходящие остатки (например, нет незавершенного производства).
Наряду с Книгой учета фактов хозяйственной деятельности (форма К-1) для учета расчетов по оплате труда с работниками (а также по налогу на доходы физических лиц и т. п.) надо вести также ведомость учета заработной платы по утвержденной форме (форма В-8). Кроме того, ведется кассовая книга, лицевые счета и т. п.
Форма с использованием регистров применяется организациями малых предприятий, у которых есть собственные основные средства и другие товарно-материальные ценности, а также ведущими расчеты с последующей или предварительной оплатой.
При этом в учете используются лишь несколько бухгалтерских счетов, объединяющих отдельные группы счетов.
Применяются в качестве учетных регистров для учета имущества и источников его образования ведомости, которые составляются для учета операций по одной группе используемых бухгалтерских счетов на основании первичных документов: В-1 – В-8, также применяется для обобщения данных ведомостей и проверки шахматная ведомость (форма В-9).
Сумма по любой операции записывается в двух ведомостях одновременно: в одной – по дебету счета с указанием номера кредитуемого счета (в графе «Корреспондирующий счет»), в другой – по кредиту корреспондирующего счета и аналогичной записью номера дебетуемого счета.
В обеих ведомостях в графе «Содержание операции» делается запись на основании форм первичной учетной документации о сути совершенной операции.
Остатки средств в отдельных ведомостях должны сверяться с соответствующими данными первичных документов, на основании которых были произведены записи (кассовые отчеты, выписки банков и др.).
Обобщение
месячных итогов финансово-хозяйственной
деятельности малого предприятия, отраженных
в ведомостях, производится в ведомости
(шахматной) по форме В-9, на основании которой
составляется оборотная ведомость, являющаяся
основанием для составления бухгалтерского
баланса предприятия.
ТЕМА
8: «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА
ОРГАНИЗАЦИИ»
1. Сущность и содержание учетной политики организации
2. Основные допущения и требования, определяющие учетную политику
3. Раскрытие учетной политики
4.
Внесение изменений
в учетную политику
организации
1. Сущность и содержание учетной политики организации
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
1) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В нем может быть использовано столько счетов и субсчетов, сколько необходимо для отражения хозяйственной деятельности. При этом действующий план счетов, утвержденный приказом Минфина РФ № 94н, для учета специфических операций допускает введение в План счетов дополнительных синтетических счетов с использованием свободных кодов счетов только по согласованию с Минфином РФ (или другим соответствующим органом). В то же время организации могут самостоятельно уточнять содержание отдельных из них, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.
Кроме того, в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организации могут дополнять ее, соблюдая основные методические принципы ведения бухгалтерского учета, установленные Инструкцией к Плану счетов бухгалтерского учета.
2) формы первичных учетных документов.
3) методы оценки активов и обязательств. Эти методы определены в положениях по учету имущества и обязательств организации: ПБУ-3, ПБУ-5, ПБУ-6, ПБУ-14, Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности (приказ Минфина РФ № 34н). В случае многовариантности методов оценки в учетной политике необходимо указать тот, который будет использоваться.
4) порядок проведения инвентаризации активов и обязательств. В соответствии со статьей 12 Закона РФ "О бухгалтерском учете" для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации. Под документооборотом понимают движение первичных документов в бухгалтерском учете, а именно создание или получение документов от других организаций, принятие к учету, обработку, передачу в архив. Движение любого документа регламентируется графиком.
Работу
по составлению графика
График должен устанавливать рациональный документооборот, т. е. предусматривать оптимальное число подразделений и исполнителей для прохождения каждым первичным документом, определять минимальный срок его нахождения в подразделении.
График документооборота может быть оформлен в виде схемы или перечня работ по созданию, проверке и обработке документов, выполняемых каждым подразделением, а также всеми исполнителями с указанием их взаимосвязи и сроков выполнения работ.
Каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения организации, в которые представляются указанные документы.
6) порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. Среди элементов учетной политики необходимо также указать установленные в организации методы контроля за совершением хозяйственных операций, их оформлением сотрудниками организации, установленные формы и способы контроля за их действиями. К таковым можно отнести разделение функций сотрудников, составление форм внутренней отчетности отдельными подразделениями, проведение периодических проверок профессиональных качеств сотрудников, создание службы внутреннего аудита или привлечение аудиторских фирм не только для подтверждения годовой отчетности, но и для проведения проверки правильности совершаемых операций как с юридической, так и финансовой точки зрения независимым аудитором по инициативе организации.
Принятая
организацией учетная политика подлежит
оформлению соответствующей организационно-
Способы
ведения бухгалтерского учета, избранные
организацией при формировании учетной
политики, применяются с первого января
года, следующего за годом утверждения
соответствующего организационно-
Информация о работе Лекции по " Теории бухгалтерского учета"