Курс лекций по управленческому учету

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:26, курс лекций

Описание работы

Ответы на 44 вопроса.

Содержание

1. Управленческий учет в информационной системе предприятия 2
2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета 3
3. Объекты, метод и способы управленческого учета. 4
4. Принципы и функции управленческого учета. 6
5. Системы и составные части управленческого учета 7
6. Производственные процессы как объект управленческого учета. 9
7. Классификация затрат по целям управления. 10
8. Классификация затрат на производство 12
9. Классификация затрат, характеризующая результаты финансово-сбытовой деятельности 12
10. Классификация затрат, связанных с организационной деятельностью 14
11. Методы оценки затрат в системе управленческого учета 15
12. Группировка производственных затрат для принятия решений и планирования 16
13. Объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления 17
14. Особенности организации производства и их влияние на построение управленческого учета 18
15. Формирование центров затрат, ответственности и рентабельности на предприятии 19
16. Учет запаса материалов и затрат на его создание и хранение 21
17. Учет затрат на рабочую силу 22
18. Учет и распределение накладных расходов 24
19. Классификация накладных расходов 24
20. Незавершенное производство и полуфабрикаты как особые объекты учета производственной себестоимости 25
21. Выбор состава показателей и содержание внутренней отчетности по результатам деятельности подразделений. 26
22. Система управленческого контроля за деятельностью подразделений 27
23. Система управления запасами на основе норм. 28
24. Нормативы и отклонения от них как средство контроля за издержками 29
25. Принципы разработки нормативов по материалам 30
26. Оценка материальных запасов и затрат 31
27. Трансфертные цены, формирование и использование 32
28. Бюджеты, их значение в управленческом учете 33
29. Классификация систем учета затрат на производство. 35
30. Характеристика системы позаказного учета затрат на производство и калькулирования 35
31. Характеристика попроцессного метода учета себестоимости 37
32. Калькулирование себестоимости по системе «директ-костинг». 38
33. Калькулирование себестоимости по системе «стандарт-костинг». 39
34. Система нормативного учета затрат и нормативная калькуляция 40
35. Учет постоянно распределяемых затрат на производство 42
36. Информационное обеспечение планирования и управления производственной деятельностью 43
37. Основные концепции снижения себестоимости продукции 45
38. Процедура управления материальными запасами 46
39. Расчет оптимального размера запаса и определение момента его размещения 47
40. Процедура анализа отклонений 49
41. Анализ динамики издержек производства в принятии управленческих решений 51
42. Анализ безубыточности производства и CVP-анализ 52
43. Принятие решений по производству новой продукции 54
44. Принятие решений о капитальных вложениях 55

Работа содержит 1 файл

Курс лекций по упр учету ГУУ Ланг М.М._2011.docx

— 157.83 Кб (Скачать)

Сравнение финансового и  управленческого  учета

     
Область сравнения Управленческий  учет Финансовый  учет
Степень регламентации По решению  администрации Обязательность  ведения
Точность  информации Множество приблизительных  оценок Незначительные  отклонения в отражении данных для  внешних пользователей
Масштабы  информации Центры ответственности, продукты, зоны сбыта и т.п. Предприятие в  целом
Цель  учета Обеспечение информацией  внутренних пользователей для планирования и управления Составление отчетности для внешних пользователей информации
Пользователи  информации Группа работников управленческого персонала, входящих в состав предприятия Группа работников, не входящих в состав предприятия
Принципы  учета Полезность  информации для принятия решения  безотносительно к нормам и юридическим требованиям Общепринятые, стандартизированные принципы учета
Структура учета Нет базисного  равенства. Три вида объектов: доходы, издержки, активы

+ пассивы (желательно)

Базисное равенство: активы = обязательства + собственный  капитал
Используемые  измерители Любые подходящие денежные или натуральные единицы Денежная единица, по курсу, действующему на дату операции
Частота отчетности Когда требуется Регулярно
Объект  анализа Подразделения, хозяйственные единицы  Хозяйственная единица в целом
Период  учета Прошедшее и  будущее время

За определенный и на определенный период

Прошедшее время

За определенный период

Степень ответственности Дисциплинарная (выговор, замечание и т.п.) Административная (штраф и т.д.) по закону

3. Объекты, метод и способы управленческого учета.

     Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:

     - производственные ресурсы, обеспечивающие  целесообразный труд людей в  процессе хозяйственной деятельности предприятия;

     - хозяйственные ресурсы и их  результаты, составляющие в совокупности  производственную деятельность предприятия.

     В состав производственных ресурсов входят:

     - основные фонды – это средства труда, их состояние и использование;

     - нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения, их состояние и использование;

     - материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства или при помощи средств труда.

     К хозяйственным ресурсам и их результатам относятся следующие виды деятельности:

     - снабженческо-заготовительную – приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, а также маркетинговую деятельность, связанную со снабженческими процессами;

     - производственную – процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;

     - финансово-сбытовую – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции; операции, содействующие росту объема продаж; контроль качества выпускаемой продукции;

     - организационную – создание организационной структуры предприятия; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.

     Может быть выбрана другая группировка  объектов управленческого учета, но в любом случае она должна отвечать основным целям управления.

     Совокупность  различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета. Он состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки, группировки и обобщения, контрольных счетов; нормирования, планирования и лимитирования; контроля; анализа.

     Документация – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет применительно к специфике предприятия является основным источником информации и финансового и управленческого учета.

     Инвентаризация – способ определения фактического состояния объекта, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.

     Группировка и обобщение, использование  контрольных счетов – способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления.  Сгруппированная информация эффективно используется для оценки результатов деятельности и для принятия оперативных и стратегических решений.

     Контрольные счета – это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.

     Планирование, нормирование и лимитирование входят в систему управления предприятием.

     Планирование – непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка.

     Нормирование – процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности. Нормы как основа системы контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям. Основой для планирования, организации и учета производства являются технологические расчеты.

     Лимитирование – первая ступень контроля материальных издержек, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит – нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установленные технологической документацией и планируемые производственной программой каждому производственному подразделению исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции.

     Анализ – в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах производства, для принятия соответствующих управленческих решений.

     Контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять ранее возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает большую, надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности.

     Все элементы метода действуют не изолировано  друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей,  направленной на решение задач управления.

4. Принципы и функции управленческого учета.

     Принципы:

     - непрерывность деятельности предприятия  (отсутствие намерения самоликвидироваться и сократить масштабы производства);

     - использование единых для планирования  и учета единиц измерения (это  обеспечивает между ними прямую и обратную связь; планово-учетные единицы раскрывают суть оперативно-производственного планирования);

     - оценивание результатов деятельности  подразделений предприятия (определение  тенденций и перспектив каждого  подразделения в формировании  прибыли);

     - преемственность и многократное  использование первичной и промежуточной  информации в целях управления (разовая фиксация данных в первичных документах и многократного их использования);

     - формирование внутренней отчетности  как основы коммуникационных  связей между уровнями управления (на верхнем уровне происходит  обобщение сводной информации, зафиксированной в первичной документации, поступившей от структурных подразделений);

     - применение бюджетного метода управления затратами (используется на крупных предприятиях, на малых и средних предприятиях составляются упрощенные сметы/бюджеты, позволяющие проводить оперативный контроль затрат);

     - полнота и аналитичность, обеспечивающие  исчерпывающую информацию об  объектах учета (показатели отчетов должны быть представлены в удобном для анализа виде);

     - периодичность, отражающая производственный  и коммерческие циклы предприятия, установленные учетной политикой (информация необходима тогда, когда это целесообразно, для этого устанавливается график сбора первичных данных, их обработки и группировки).

     Совокупность  перечисленных принципов обеспечивает действенность системы управленческого  учета, но не унифицирует учетный  процесс.

     Функции управленческого  учета. Функции управления включают: планирование, контроль, оценка, непосредственно организационные работы, внутренние информационные связи, стимулирование.

     Планирование  – процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Включает постановку цели, формулировку задачей, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий. (исходные данные – сметы)

     Контроль  – проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера – состоит из определения состояния объекта, сопоставления фактических результатов с плановыми, пересмотра планов, если они не могут быть выполнены, выявление отклонений от запланированного и регулирования (исходные данные – отчеты).

     Оценка – заключительный процесс анализа всей системы принятия решения. Определяется была ли достигнута цель, причины отклонений, недостатки планирования, неоптимальный выбор действий, несоответствие системы контроля требованиям управления, выбор неверной цели.

     Организационная работа – создание организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей, распределении обязанностей между исполнителями, координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления, установлении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

Информация о работе Курс лекций по управленческому учету