Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:26, курс лекций
Ответы на 44 вопроса.
1. Управленческий учет в информационной системе предприятия 2
2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета 3
3. Объекты, метод и способы управленческого учета. 4
4. Принципы и функции управленческого учета. 6
5. Системы и составные части управленческого учета 7
6. Производственные процессы как объект управленческого учета. 9
7. Классификация затрат по целям управления. 10
8. Классификация затрат на производство 12
9. Классификация затрат, характеризующая результаты финансово-сбытовой деятельности 12
10. Классификация затрат, связанных с организационной деятельностью 14
11. Методы оценки затрат в системе управленческого учета 15
12. Группировка производственных затрат для принятия решений и планирования 16
13. Объекты учета затрат и объекты калькулирования, отвечающие целям управления 17
14. Особенности организации производства и их влияние на построение управленческого учета 18
15. Формирование центров затрат, ответственности и рентабельности на предприятии 19
16. Учет запаса материалов и затрат на его создание и хранение 21
17. Учет затрат на рабочую силу 22
18. Учет и распределение накладных расходов 24
19. Классификация накладных расходов 24
20. Незавершенное производство и полуфабрикаты как особые объекты учета производственной себестоимости 25
21. Выбор состава показателей и содержание внутренней отчетности по результатам деятельности подразделений. 26
22. Система управленческого контроля за деятельностью подразделений 27
23. Система управления запасами на основе норм. 28
24. Нормативы и отклонения от них как средство контроля за издержками 29
25. Принципы разработки нормативов по материалам 30
26. Оценка материальных запасов и затрат 31
27. Трансфертные цены, формирование и использование 32
28. Бюджеты, их значение в управленческом учете 33
29. Классификация систем учета затрат на производство. 35
30. Характеристика системы позаказного учета затрат на производство и калькулирования 35
31. Характеристика попроцессного метода учета себестоимости 37
32. Калькулирование себестоимости по системе «директ-костинг». 38
33. Калькулирование себестоимости по системе «стандарт-костинг». 39
34. Система нормативного учета затрат и нормативная калькуляция 40
35. Учет постоянно распределяемых затрат на производство 42
36. Информационное обеспечение планирования и управления производственной деятельностью 43
37. Основные концепции снижения себестоимости продукции 45
38. Процедура управления материальными запасами 46
39. Расчет оптимального размера запаса и определение момента его размещения 47
40. Процедура анализа отклонений 49
41. Анализ динамики издержек производства в принятии управленческих решений 51
42. Анализ безубыточности производства и CVP-анализ 52
43. Принятие решений по производству новой продукции 54
44. Принятие решений о капитальных вложениях 55
Сравнение финансового и управленческого учета
Область сравнения | Управленческий учет | Финансовый учет |
Степень регламентации | По решению администрации | Обязательность ведения |
Точность информации | Множество приблизительных оценок | Незначительные отклонения в отражении данных для внешних пользователей |
Масштабы информации | Центры ответственности, продукты, зоны сбыта и т.п. | Предприятие в целом |
Цель учета | Обеспечение информацией внутренних пользователей для планирования и управления | Составление отчетности
для внешних пользователей |
Пользователи информации | Группа работников управленческого персонала, входящих в состав предприятия | Группа работников, не входящих в состав предприятия |
Принципы учета | Полезность информации для принятия решения безотносительно к нормам и юридическим требованиям | Общепринятые, стандартизированные принципы учета |
Структура учета | Нет базисного
равенства. Три вида объектов: доходы,
издержки, активы
+ пассивы (желательно) |
Базисное равенство: активы = обязательства + собственный капитал |
Используемые измерители | Любые подходящие денежные или натуральные единицы | Денежная единица, по курсу, действующему на дату операции |
Частота отчетности | Когда требуется | Регулярно |
Объект анализа | Подразделения, хозяйственные единицы | Хозяйственная единица в целом |
Период учета | Прошедшее и
будущее время
За определенный и на определенный период |
Прошедшее время
За определенный период |
Степень ответственности | Дисциплинарная (выговор, замечание и т.п.) | Административная (штраф и т.д.) по закону |
Предметом управленческого учета в общем виде выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:
-
производственные ресурсы,
- хозяйственные ресурсы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.
В состав производственных ресурсов входят:
- основные фонды – это средства труда, их состояние и использование;
- нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения, их состояние и использование;
- материальные ресурсы – предметы труда, предназначенные для обработки в процессе производства или при помощи средств труда.
К хозяйственным ресурсам и их результатам относятся следующие виды деятельности:
- снабженческо-заготовительную – приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, а также маркетинговую деятельность, связанную со снабженческими процессами;
- производственную – процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;
- финансово-сбытовую – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукции; непосредственно сбытовые операции; операции, содействующие росту объема продаж; контроль качества выпускаемой продукции;
- организационную – создание организационной структуры предприятия; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью; операции координирования действий внутренних исполнителей, направленных на выполнение основной цели предприятия.
Может быть выбрана другая группировка объектов управленческого учета, но в любом случае она должна отвечать основным целям управления.
Совокупность различных приемов и способов, посредством которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе предприятия, называется методом управленческого учета. Он состоит из следующих элементов: документации; инвентаризации; оценки, группировки и обобщения, контрольных счетов; нормирования, планирования и лимитирования; контроля; анализа.
Документация – первичные документы и машинные носители информации, гарантирующие управленческому учету достаточно полное отражение производственной деятельности предприятия. Первичный учет применительно к специфике предприятия является основным источником информации и финансового и управленческого учета.
Инвентаризация – способ определения фактического состояния объекта, а также отклонений от учетных данных, неучтенных ценностей, потерь, недостач, хищений. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации.
Группировка и обобщение, использование контрольных счетов – способ, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте по определенным признакам. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления. Сгруппированная информация эффективно используется для оценки результатов деятельности и для принятия оперативных и стратегических решений.
Контрольные счета – это итоговые счета, где записи производят по итоговым суммам операций данного периода. Система контрольных счетов выступает связующим звеном финансового и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей.
Планирование, нормирование и лимитирование входят в систему управления предприятием.
Планирование – непрерывный циклический процесс, направленный на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка.
Нормирование – процесс научно обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов, и изыскание путей наиболее продуктивного превращения затрат в продукцию. Комплекс норм и нормативов составляет нормативное хозяйство предприятия, которое охватывает все сферы его деятельности. Нормы как основа системы контроля классифицируются и группируются по центрам ответственности, продуктам и операциям. Основой для планирования, организации и учета производства являются технологические расчеты.
Лимитирование – первая ступень контроля материальных издержек, основанная на системе норм запасов и затрат. Лимит – нормы расхода ресурсов на единицу продукции, установленные технологической документацией и планируемые производственной программой каждому производственному подразделению исходя из конкретного ассортимента выпуска продукции.
Анализ – в силу специфических особенностей этот элемент метода управленческого учета взаимодействует практически со всеми остальными его составляющими. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению установленных плановых заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах производства, для принятия соответствующих управленческих решений.
Контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять ранее возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает большую, надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности.
Все элементы метода действуют не изолировано друг от друга, а в системе организации внутренних хозяйственных связей, направленной на решение задач управления.
Принципы:
-
непрерывность деятельности
-
использование единых для
-
оценивание результатов
-
преемственность и
-
формирование внутренней
- применение бюджетного метода управления затратами (используется на крупных предприятиях, на малых и средних предприятиях составляются упрощенные сметы/бюджеты, позволяющие проводить оперативный контроль затрат);
-
полнота и аналитичность,
-
периодичность, отражающая
Совокупность
перечисленных принципов
Функции управленческого учета. Функции управления включают: планирование, контроль, оценка, непосредственно организационные работы, внутренние информационные связи, стимулирование.
Планирование – процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Включает постановку цели, формулировку задачей, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий. (исходные данные – сметы)
Контроль – проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера – состоит из определения состояния объекта, сопоставления фактических результатов с плановыми, пересмотра планов, если они не могут быть выполнены, выявление отклонений от запланированного и регулирования (исходные данные – отчеты).
Оценка – заключительный процесс анализа всей системы принятия решения. Определяется была ли достигнута цель, причины отклонений, недостатки планирования, неоптимальный выбор действий, несоответствие системы контроля требованиям управления, выбор неверной цели.
Организационная работа – создание организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей, распределении обязанностей между исполнителями, координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления, установлении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.